Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проклятие епископа






 

 

История конфликтов коронованных владык с владыками церкви " велика и

обширна есть", и даже в кратком изложении заняла бы немало толстых томов.

Темой нашего очередного исторического расследования будет лишь

один-единственный, практически забытый, но крайне загадочный пример:

конфликт польского короля Болеслава Смелого и краковского епископа

Станислава в конце одиннадцатого века, завершившийся смертью обоих и

положивший начало череде загадок, прямо-таки мистических совпадений,

получивших название " проклятие епископа Станислава". О причинах и глубинной

сути вражды меж двумя высокими особами известно крайне мало. По сообщениям

иных историков XV-XVI веков, епископ Станислав неустанно критиковал короля

за его произвол и жестокость по отношению к подданным и, убедившись, что

увещевания не действуют, пригрозил наложить на венценосца проклятье.

Пожалуй, эта версия наиболее правдоподобна: есть летописи XI столетия,

подробно рассказывающие о прямотаки необъяснимых с точки зрения нормального

человека выходках короля Болеслава. По материнской линии происходившего, как

давно установлено, из рода, " славного" откровенно безумными субъектами. К

примеру, один из них, герцог Генрих, прилюдно избил архиепископа,

добровольно ушел в монастырь, откуда вскоре сбежал, а вернувшись домой к

жене, отрубил ей голову и демонстрировал ее прохожим па улице. Уже в нашем

веке исследовавшие старые летописи судебные медики и психиатры без колебаний

пришли к выводу, что Болеслав был ярко выраженным психопатом с признаками

шизоидного распада личности.

Развязка долгого спора наступила в 1079 г., когда епископ Станислав был

убит прямо у алтаря в краковском соборе -- по одним версиям, приближенными

Болеслава, по другим -- самим королем. Достоверно известно лишь (после

проведенной в XX веке экспертизы черепа), что епископ получил смертельный

удар мечом в затылок.

После вспыхнувшего в стране всеобщего возмущения король Болеслав

вынужден был бежать из Польши и закончил свои дни в полной безвестности.

Версий насчитывается три: убит венграми; в приступе окончательного безумия

покончил с собой; умер в отдаленном монастыре. Место его погребения

неизвестно. Уже в 1839 г. было доказано, что так называемая " могила короля

Болеслава" в краковском замке Вавель содержит останки одной знатной дамы XVI

столетия, чью могилу неизвестно кто и неизвестно когда " украсил" надгробной

плитой с именем короля...

Епископ Станислав, причисленный в 1254 г. к лику святых, с тех пор

считается небесным покровителем Польши.

Уже в раннем средневековье возникла традиция: каждый новый король,

восходящий на престол, обязательно проходил пешком путь от замка Вавель к

собору, где был убит Станислав, и там, преклонив колени у алтаря, просил

прощения за " грех предка своего Болеслава". Обычай этот свято соблюдался в

Польше долгие столетия, все время существования королевской власти -- в том

числе и теми монархами, что уже не были даже отдаленными родственниками

Болеслава. Прервалась династия Пястов, к которой принадлежал Болеслав, на

троне побывали и мазовецкие князья, и чешские короли, оборвались роды

Андегавенов, через двести лет -- Ягеллонов, наступило время выборных королей

-- но древний обычай неукоснительно соблюдался. Лишь два монарха его не

исполнили, короновавшись не в Кракове, а в Варшаве, не попросив прощения. Но

подробнее о них -- чуть ниже...

Почти сразу же возник еще один, неписаный, но тщательно соблюдавшийся

обычай: не назначать на краковское епископство священников по имени

Станислав. Более того: в течение более чем шестисот лет после смерти

епископа Станислава это имя избегали давать новорожденным мальчикам в

сменявших друг друга королевских династиях (при том, что до конца XIX века

имя " Станислав" входило в тройку самых распространенных в Польше), а когда

наступила пора выборных королей, кандидаты с этим именем постоянно

отвергались.

Традиция эта оказалась сломанной лишь с наступлением XVIII столетия,

печально известного своими " свободомыслием" и " просвещенностью", равно как и

открытым пренебрежением к " старым суевериям".

Так вот, как говорилось выше, лишь два короля не исполнили старинный

обряд, отказавшись поклониться праху святого Станислава, короновались не в

Кракове, а в Варшаве. Лишь они двое в нарушение древней традиции носили имя

" Станислав" -- речь идет о Станиславе Лещинском (1677-1766) и Станиславе

Понятовском (1732-1798). И лишь они двое после Болеслава Смелого стали

изгнанниками, свергнутыми с престола и погребенными на чужбине! Лещинский,

проживший без малого девяносто лет, на троне просидел лишь пять, с 1704-го

по 1709-й. Вторично став королем исключительно благодаря поддержке

французских штыков в 1735-м, не удержался на престоле и года и скончался во

Франции после тридцатилетнего прозябания в роли приживальщика версальского

двора. Понятовский остался в истории с клеймом еще большего несчастливца:

именно при нем Польша перестала существовать как самостоятельное

государство.

Те, кто материалистически твердит о совпадениях, продиктованных теорией

вероятности, разумеется, имеют право считать именно так. Однако ни одна

материалистическая версия не в силах объяснить, почему все происшедшее с

превеликой легкостью вписалось в рамки древнего " проклятья епископа

Станислава"...

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.