Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Платонизм и аристотелизм в истории философии






Из всех школ и всех философских течений Греции, как классической, так и эллинистической, к концу Античности и к началу эпохи Средних веков сохранились только платонизм и аристотелизм. Чтобы противостоять аскезе(самограничения) и отречению от мира, которые проповедовались христианами, неоплатоники развили систему, где платоническая философия стала синонимом теологии — теологии, имеющей своей конечной целью уподобление Богу; и они прилагали недюжинные усилия к тому, чтобы доказать полное согласие такой теологии с другими языческими теологиями, как греческими, так и «варварскими»

Платонизм - - учение древнегреческого философа Платона (V - IV вв. до Р.Х.), породившее обширное течение религиозно-философской мысли, влиявшее до ХХ века. Синтетические возможности и своеобразный духовный опыт платонизма привлекали внимание представителей патристики, схоластики, мыслителей Возрождения, Нового времени и русских религиозных философов. Главное здесь - учение об идеях (эйдосах или формах), особом идеальном мире помимо вещей и нашего их восприятия. Если начать с самой общей формулы, то под платонизмом нужно понимать учение о примате идеи над материей. Правда, это характеризует не только платонизм, но и вообще весь идеализм, разновидностью которого и является платонизм. Платонизм утверждает, что не материя является той основой, которая создает свою идею и оформляет ее, а, наоборот, идея создает из себя необходимую для нее материю, ее оформляет и осмысляет, является для нее порождающей моделью. Подобное определение платонизма правильно, но оно слишком общо. Ведь и всякий идеализм есть то или иное учение о примате идеи над материей. И картезианство, и кантианство, и гегельянство, и спиритуализм XIX-XX вв. тоже являются идеализмом. Тем не менее называть их платонизмом никак нельзя; а если кто их так и называет, то только в порядке весьма изощренной интерпретации, к тому же обыкновенно спорной. Но тогда в чем же специфика платонизма?

Специфика эта заключается в той весьма насыщенной и углубленно жизненной характеристике идеального принципа, которая в других типах идеализма представлена достаточно слабо или никак не представлена. Чтобы формулировать то, в каком направлении неоплатонизм является прямым дополнением непосредственного содержания платоновского учения об идеях, необходимо констатировать, что здесь наибольшую роль как раз сыграло влияние Аристотеля.

. Аристотелевская традиция посредством логики и физики обеспечивала доступ к платонической теологии.

Платоновское учение об идеях было концепцией исключительно логико-объективистического характера. Аристотель внес в мир платоновских идей не только момент объекта, но и момент субъекта. Аристотель учил, что мир идей, который он называл Нусом – Умом, обязательно сам себя мыслит и является самосознанием. С одной стороны, он то, что мыслит; а с другой стороны, он есть также и то, что мыслится. Таким образом, платоновский мир идей превратился в особое надкосмическое сознание, которое является тождеством мыслящего и мыслимого. Далее, платоновские идеи были одновременно и бытием и смыслом: идея каждой вещи, с одной стороны, не могла не существовать, раз существует вещь, а с другой стороны, не могла не осмысливать свою вещь, поскольку именно благодаря идее вещи и можно было узнать, что же такое сама-то вещь. Аристотель в своем Нусе – Уме (Нус, повторяем, это, по Платону, место идей, или " идея идей") тоже стал различать смысловую сторону и сторону бытийную, т.е. идеальное и реальное, или материальное. Получилось особое учение об умственной (интеллигибельной) материи. И это аристотелевское расширение платоновской концепции идей неоплатоники тоже включили в свой идеализм.



Наконец, и еще в одном отношении Аристотель расширил платоновский мир идей, и это расширение получило у неоплатоников одно из самых почетных мест. Именно, Аристотель стал мыслить идеи не просто сами по себе, но и в их обращенности к миру, как бы в их заряженности миром, в той их роли, когда они являются заданностью всяких материальных оформлений, а эти последние – их осуществлением, или реализацией. Другими словами, из отдельных намеков Платона Аристотель создал целое новое учение о потенции и энергии. Мир идей, взятый сам по себе, оказывается только потенцией всякого возможного инобытия, а в своей обращенности к этому последнему – энергией.


5. Арабо-мусульманская философия (периодизация, школы, персоналии)

Философия ислама (арабо-мусульманская философия) возникла в VIII веке в результате толкования и осмысления в рациональной теологии, священной книги мусульман Корана, считающейся божественным откровением, сообщенным пророку Муххамеду (570 — 632 г.).

Ранне мусульманские теологи, мутазилиты выступали против буквального понимания Корана, предпочитая аллегорическое толкование. Дискутируя утверждали, что человек может свободно по своему выбору совершать благие или порочные поступки и полностью ответственен за них; мера воздаяния строго соответствует содеяному.

Первым значительным арабским философом считается ал- Кинди (кон. 8 в. — ок. 870), объеденяя философию и религиозную веру. Разумом можно обосновать многие религиозные положения (например, о творении из ничего).

ал-Фараби (ок. 875 — ок. 950 г.), составлял комментарии к трудам Аристотеля. Большое внимание уделял политической философии, «об идеальном государстве» Космология ал-Фараби заимствует неоплатонические идеи: универсум изображается как иерархия, на вершине которой находится Единое (отождествляемое с аристотелевским Перводвигателем и Аллахом).

Знаменитый арабский философов Абу Али Ибн-Сина, (Авиценна), (980-1037), философ, врач, астроном. Создавший систему метафизики, оказавшую влияние на арабскую и на западноевропейскую философию. Ибн-Сина провел различие между сущностью веши (ее идеей) и актом существования вещи, которые могут не совпадать (т. е. сущность и существование в ней различны)). В других вещах сущность и существование соединены. Но для того, чтобы мир идей обрел существование, должно быть некоторое необходимое сущее, в котором из его сущности с необходимостью следовало бы существование — такое сущее есть Бог. Таким образом, Ибн-Сина осуществляет доказательство бытия Бога. Бог существует вечно и из него вечно и необходимым образом проистекает (подобно неоплатонической эманации) разумное сущее. Бог творит только одно сущее, поскольку он сам един и прост и поскольку одна причина может сотворить одно действие.

В философии ислама развитие о восхождении (возвращении к Едниному). Ибн-Баджжа (Авемпас) в сочинении " Образ жизни уединившегося" изображает картину нравственного самосовершенствования индивида, восходящего через иерархию духовных образов к активному разуму.

Абу Хамид ал-Газали (Альгазель), религиозный деятель, мыслитель мистического направления (суфизма), пережил период увлечения философией и сомнения в вере, результатом труд " Цели философов" – подлинной причиной действия является Бог, а природные события просто сопровождают друг друга. На критику ал-Газали ответил книгой " Опровержение опровержения".

Абу ал-Валид Ибн-Рушд, (Аверроэс) (ок. 1126 — ок. 1198), философ, врач и ученый, был судьей в Севильи и придворным врачом у султана Марокко. За взгляды подвергался гонениям. Ибн-Рушд считал Аристотеля величайшим философом, и писал комментари к его трудам, его называли «Комментатор». В соответствии с Аристотелем он считал философскую деятельность, наивысшим блаженством, доступным немногим людям. Остальные люди делятся на тех, которые способны приблизится к истине и тех, кто способен воспринимать вероятностные суждения.

Ибн-Сина, проясняя аристотелевский тезис о материи как о начале индивидуации, вводит понятие " формы телесности" или " общей формы", первой формы, предшествующей другим и делающей материю телом, обладающим определенными количественными измерениями. Согласно же Ибн-Рушду, одна вещь может обладать только одной субстанциальной формой, и если бы материя получила форму телесности, то все остальные формы были бы акцидентальными. Таким образом, определение " человек разумный" было бы не сущностным определением человека, а акцидентальным (как " человек, одетый в плащ").

Известное учение Ибн-Рушда о том, что человеческий разум по существу является единым, индивидуализируясь лишь во время жизни человека, благодаря с соединению с чувствами и конкретным чувственным опытом отдельного человека. Таким образом, бессмертна не вся душа человека, а лишь единый разум.

Некоторые идеи, содержащиеся в трудах Ибн-Рушда получили большое распространение в средневековой западноевропейской философии. В 13 в. в Парижском университете возник " латинский аверроизм". К латинским аверроистам обычно причисляют Сигера Брабантского (ок. 1235 — ок. 1282) и Боэция Дакийского. Сторонники " латинского аверроизма" излагали в своих сочинениях следующие учения: Учение о двойственности истины; Учение о вечности мира; Учение о бессмертии единого интеллекта (монопсихизм); Учение о достижении наивысшего блаженства в этой жизни, благодаря занятиям философией.

В философии ислама было также сильно влияние мистических течений. Сторонники суфизма (грубая шерсть, одежду из которой носили аскеты-суфии; возник в 8 в., расцвет в 10-12 вв.) развивали учение о приближении к Богу благодаря мистической любви и о слиянии с Ним. Для осуществления этого суфии разработали сложные аскетические и психологические практики. Вместе с тем суфии не отрицали пути познания, основанного на разуме и часто пользовались рациональной аргументацией. Идеи суфизма зачастую выражались в поэтической форме (Джелал ад-дин Руми, 1207—1273).

Основателем философии истории считается политический деятель и мыслитель Ибн-Халдун (1332—1406), родившийся в Тунисе и живший в Испании и Каире, некоторое время служивший у монгольского полководца Тамерлана. Ибн-Хальдун создал теорию поступательного развития общества и стремился выявить законы, по которым оно развивается. В основе политического развития лежит, согласно Ибн-Халдуну, экономическое развитие.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.