Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика философской мысли Древнего Китая, периодизация и школы






Китайская философия зарождается и складывается в период династий Шан (XVIII — XII вв. до китайской н. э.) и Чжоу (XI — III вв. до н. э.). Свое начало китайская философия ведет от первых мифологических представлений, изложенных в древних книгах: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов»

Для мифологии Китая характерно представление о первоначальном состоянии мира как первобытном хаосе и двух противоположных началах – небесного «ян» и земного» инь».

важнейшее для древнекитайского мировоззрения представление о «дао» («путь») как безличном мировом законе, которому подчиняются и природа, и люди. «Дао» – и космический и нравственный закон. Древнекитайская нравственность связана с такими представлениями, как «ли» –почтительность, церемониал, ритуал, «сяо» – почитание родителей, «ди» – почитание старшего брата. Почитание родителей означало и культ предков, и почитание властей – для психологии древних китайцев характерно чувство покорности нижестоящих вышестоящим. Древнекитайская предфилософия включала в себя и зачатки наук: математики, астрономии, медицины. Уже 18-12 вв. до н.э. умели считать до 30.000. Наблюдение за небесными явлениями позволило предсказывать затмения Луны и Солнца, связать астрономические явления с земледельческим циклом, создать календарь, времяисчисление.

Свой наивысший расцвет китайская философия получает в период V—IIIвв. до н.э., его называют золотым веком китайской философии. В те времена существовало шесть основных школ: 1) конфуцианство, 2) моизм, 3) школа закона (фа-цзя), по-европейски – легизм, 4) даосизм, 5) школа «инь-ян»(натурфилософия), 6) школа имен («мин-цзя»).



1) конфуцианство, основатель – Кун-Цзы (Конфуций) (551 – 479 до н.э.). Для конфуцианства характерно: идеализация древности (учение о так называемом «золотом веке»), культ предков, выполнение норм сяо – сыновняя почтительность, уважение старших по возрасту и общественному положению. Конфуций разработал идеал благородного человека. Это представитель высших слоёв общества, для которого присущи скромность, бескорыстие, сдержанность. Конфуцианцы разработали сложный ритуал отношений высших и низших, старших и младших. Государство Конфуций сравнивал с большой семьёй, главой которой является император. Для всеобщего благополучия нужно, чтобы каждый делал то, что ему положено: император властвовал, чиновники управляли, народ подчинялся. Метод управления народом – сила примера и убеждения

2) моизм, Основан Мо-Цзы (Мо Ди), который родился в год смерти Конфуция. Он выступил против конфуцианской школы. Моисты отрицали предопределенность всего судьбой. Небо, по их мнению, не предопределяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Судьба человека зависит от того, как он будет осуществлять в жизни принцип всеобщей любви. Были противниками войн.

3) школа закона (фацзя), – легизм, в котором раскрывается этико-политическая концепция об управлении человеком, обществом и государством. представители Шан Ян, Шэнь Бухай, Шэнь Дао.Хань Фэй, завершивший построение теоретической системы легизма. Концепция государства, созданная легистами, была теорией деспотического государства. Перед законом должны быть равны все, кроме самого правителя, который является единственным творцом законов. По их мнению, главное воздействие на массы правителю следует осуществлять при помощи награды и наказания. Управление государством должно осуществляться утем развития земледелия, укрепления армии и вместе с тем одурачивания народа.

4) даосизм, Основатель– Лао-Цзы. Даосизм – это учение о великом Дао, всеобщем законе и Абсолюте. Основная идея Лао-цзы – жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определенному естественному пути- – «дао» Дао господствует во всём, всему даёт форму и имя. Смысл жизни человека состоит в следовании естественному ходу вещей и невмешательство в этот ход (принцип у-вэй).

5) школа «инь-ян»( натурфилософия), развивали учение о двух противоположных началах: инь – это тёмное, женское начало, ян – светлое, мужское. Однако каждая инь содержит в себе частичку ян, и наоборот. Всё, что существует, состоит из этих частиц. Задача философии – найти между ними гармонию.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.