Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль античной философии в становлении научной рациональности






Истоки рационализма восходят к древнегреческой философии.

Парменид различал знание: “по истине” (полученное посредством разума) “по мнению” (полученное в результате чувственного восприятия). идеи рациональности связаны с постановкой и обсуждением мировоззренческой проблемы “соизмерения человека в бытии”, “врастания”, “вписанности” человека в окружающий его мир, превращения его человеком в обитаемый для себя мир.

Парменид и его последователи показали, что результатом человеческого познания является не одна, а две картины мира - чувства дают одну картину мира, а разум - другую, и могут быть принципиально противоположна. Апории (рассуждения) Зенона посвящены обоснованию и доказательству существования этих двух различных картин мира. Установление различия между отражением мира разумом и чувствами было величайшим научно-философским открытием. Оно со всей силой и значимостью поставил вопрос о том, как возможно научное познание мира и возможно ли оно вообще.



Школа элеатов считала, что из двух картин мира подлинная та, которая постигается разумом. Они ввели новое представление о первооснове мира. Элеатовское бытие - это специфический теоретический объект предмет философского и никакого другого познания, такой объект (бытие) никогда не возникал, не подвержен гибели, один-единственнен, неподвижен, закончен и совершенен.

В середине V в. до н.э. в условиях развивавшейся рабовладельческой демократии появилась потребность в изменении системы образования: вместо гимнастики и музыки на первый план выдвигаются необходимые в судах и народных Собраниях риторика, логика, философия. Появились первые платные учителя философии, риторики, логики — софисты. Разъезжая по городам, они за плату учили красно­речию — умению говорить, убеждать, побеждать в спорах, выигры­вать тяжбы в суде.

Например, софист Горгий заявлял, что может любую вещь и восхвалять, и ниспровергать независимо от ее объективных качеств (используя двусмысленность и многосмысленность словесных выражений, неправильности логических связей мысли и т.д.).

Под софистикой понимают умение использовать силу слова, логики для доказательства всего чего угодно, умения представить истину ложью, а ложь — истиной, белое — черным, а черное — белым.

Демокрит и Плато у них др. позиция в познание мира, верили в возможность и необходимость естествознания. Демокрит и Платон — основатели двух исторически первых естественнонаучных программ познания природы.

Одной из вершин античной культуры являлось атомистическое учение Демокрита, основоположника античного материализма. Он учил, что реально существует не только бытие, но и небытие. Бытие — это атомы, небытие — пустота. Пустота неподвижна, не оказывает никакого влияния на находящиеся в ней тела, на бытие. Идея пустоты привела Демокрита к идее бесконечного пространства. Атом — неделимая, плотная, не воспринимаемая чувствами, самостоятельная частица вещества. Атомы никогда не возникают и никогда не погибают. Они бывают разнообразной формы и размера. Они невидимы, их можно только мыслить. В процессе движе­ния в пустоте атомы сталкиваются друг с другом и сцепливаются. Сцепление большого количества атомов составляет вещи. Возникновение и уничтожение вещей объясняются сложением и разделением атомов.

принцип детерминизма (причинности). В соответствии любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее Демокрит понимал принцип детерминизма механистически, отождествляя причинность и необходимость. Все, что происходит в мире, не толь­ко причинно обусловлено, но и необходимо, неизбежно.

Платон считает логически допустимым Противоречие между знаниями, полученными органами чувств, и знаниями, полученными логикой, мышлением. Он объясняет не трудностями процесса познания (как софисты) и не структурой чувственного ма­ериального мира (как Демокрит), а возможным наличием двух реальностей, двух миров.

Значительную роль в своей теории идей Платон отводит математике. У Платона все бытие пронизано числами, числа - это путь к постижению идей, сущности мира. О значении, которое он придавал математике, свидетельствует надпись над входом в платоновскую Академию: «Несведущим в геометрии вход воспрещен». Он считал, что только занятия математикой являются реальным средством познания вечных, идеальных, абсолютных истин. Только познание мира идей, прежде всего с помощью математики, является единственной формой научного, достоверного познания.

Вслед, за пифагорейцами Платон закладывал основы программы математизации познания природы. Но если пифагорейцы рассмат­ривали Космос как некоторую однородную гармоническую сферу, то Платон впервые вводит представление о неоднородности бытия, Космоса. Он разделяет Космос на две качественно различные области: божественную (вечное, неизменное бытие, небо) и земную (пре­ходящие, изменчивые вещи). Из представления о божественности Космоса Платон делает вывод, что небесные светила могут двигаться только равномерно, по идеальным окружностям и в одном и том же направлении.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.