Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Координации усилий, направленных на осуществление развития высококонкурентной, социально ориентированной экономики Пермского края;






Координации действий своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

Представления законных интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, с профсоюзными организациями и их объединениями;

4) содействия решению социальных, научно-технических, управленческих проблем в деятельности промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро Пермского края, предприятий и организаций других сфер деятельности, а также взаимодействия с другими объединениями работодателей < 29>.

--------------------------------

< 29> https://www.sotrudn.ru/doc/ustav.doc

 

Такое широкое формулирование целей объединения работодателей не вполне соответствует комментируемому Закону.

С другой стороны, содержание рассматриваемого принципа не исчерпывается определением целей, видов и направлений деятельности объединения работодателей. Последнее также самостоятельно определяет свою структуру, формирует органы управления, устанавливает права членов объединения помимо предусмотренных законодательством, разрабатывает внутренние процедуры принятия решений и реализации направлений своей деятельности.

4. В ч. 3 комментируемой статьи предусматривается распространение на деятельность объединений работодателей принципов социального партнерства, что вполне обоснованно, поскольку данные объединения призваны представлять интересы работодателей в отношениях по социальному партнерству. Перечень принципов социального партнерства закреплен в ст. 24 ТК РФ. К ним относятся:

1) равноправие сторон;

2) уважение и учет интересов сторон;

3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5) соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6) полномочность представителей сторон;

7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Приведенный перечень представляет собой легальный перечень принципов социального партнерства. Помимо названных к числу принципов социального партнерства относят также многоуровневость социального партнерства и примирительный характер разрешения разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства < 30>.

--------------------------------

< 30> Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2002. С. 151.

 

Статья 6. Независимость объединений работодателей

 

Комментарий к статье 6

 

1. Комментируемая статья закрепляет принцип независимости объединения работодателей.

В социальном партнерстве обеспечение независимости представителей сторон (работников и работодателей) - одно из необходимых условий его осуществления. Независимость позволяет свободно сформировать позицию по тому или иному вопросу, отстаивать ее, добиваться компромиссных решений. По этой причине законодательное закрепление данного принципа имеет существенное значение, которое в комментируемом Законе проявляется также в существовании отдельной статьи, регулирующей независимость объединений работодателей. Следует отметить, что аналогичный подход применен в ст. 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ " О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", которая устанавливает независимость профессиональных союзов и их объединений. Причем содержание рассматриваемого принципа в комментируемом Законе и в названном Законе о профессиональных союзах раскрывается практически идентично.

2. В числе субъектов, независимо от которых осуществляется деятельность объединений работодателей, ч. 1 комментируемой статьи называет органы государственной власти, органы местного самоуправления, профессиональные союзы и их объединения, политические партии, движения, а также другие общественные организации (объединения).

Необходимо признать, что в первую очередь независимость объединений работодателей должна быть обеспечена от органов государственной власти и органов местного самоуправления, что обусловлено следующим.

Формирование системы социального партнерства тесно связано с процессами становления и развития гражданского общества, которое рассматривается в качестве условия сотрудничества работников и работодателей < 31>. Проблема гражданского общества многогранна, имеет длительную историю и, безусловно, требует самостоятельного изучения. Существует множество точек зрения и взглядов по поводу понимания гражданского общества. В частности, в литературе выделяется две традиции понимания гражданского общества. " В рамках первой гражданское общество понимается как государство особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности. Вторая традиция предполагает понимание гражданского общества как набора независимых от государства гражданских ассоциаций" < 32>. Представляется, что указанные традиции достаточно близки и различия между ними обусловлены разными подходами к понятию государства.

--------------------------------

< 31> Чуча С.Ю. Конституционные основы социального партнерства в Российской Федерации // Конституция Российской Федерации 1993 года и развитие отечественного государства и права. Часть II: Сборник материалов международной научной конференции / Отв. ред. М.Ю. Федорова. Омск: ОмГУ, 2003. С. 163.

< 32> Там же. С. 160.

 

В первом случае государство рассматривается как особая форма организации общества на определенном этапе его развития. И в этом смысле государство тождественно гражданскому обществу. Но при этом гражданским обществом признается только такое государство, которое достигло определенной качественной ступени развития. Во втором случае государство рассматривается как государственный аппарат, то есть совокупность органов государственной власти. При таком подходе гражданское общество олицетворяют негосударственные субъекты, а главная идея гражданского общества заключается, как отмечает Н.И. Матузов, " в его относительной независимости от государства" < 33>. Формирование гражданского общества предполагает разгосударствление многих сторон жизни и деятельности общества, признание его способности к саморегуляции.

--------------------------------

< 33> Теория государства и права: Курс лекций. С. 200.

 

Объединения работодателей представляют собой элементы структуры гражданского общества, являются разновидностью его институтов, обладающих автономностью, самостоятельностью по отношению к органам государства. В связи с этим обеспечение их независимости, как и других институтов гражданского общества, - одно из необходимых условий его функционирования.

Однако в современных российских условиях независимость объединений работодателей от государства, их автономность, самостоятельность на практике пока реализована не в полной мере. В первую очередь это вызвано тем, что процессы формирования гражданского общества в России идут сверху. Соответственно, и социальное партнерство возникает во многом благодаря активной деятельности государства, нежели стремлениям различных социальных групп обозначить свои интересы, урегулировать взаимоотношения на основе компромисса < 34>. " Разобщенность российских работодателей вынуждает власти централизованно, сверху проводить в жизнь механизм социального партнерства с помощью законов и подзаконных актов" < 35>.

--------------------------------

< 34> Лушникова М.В. Указ. соч. С. 56.

< 35> Силин А.А. Возможности применения западного опыта в регулировании трудовых отношений России // Труд за рубежом. 1996. N 2. С. 59 - 60.

 

Способствовать развитию независимости объединений работодателей призваны соответствующие юридические гарантии, которые закреплены в ч. 2 комментируемой статьи, в соответствии с которым запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность объединений работодателей, которое может повлечь за собой ограничение прав объединений работодателей.

Указанный запрет означает следующее:

1) не могут вводиться административные процедуры, препятствующие объединениям работодателей в реализации их прав;

2) объединения работодателей не подлежат роспуску в административном порядке;

3) не может вводиться постоянный или временный запрет на осуществление объединениями работодателей своей деятельности;

4) органы государства не вправе принимать участие в формировании позиции объединений работодателей, выражаемой ими в рамках социального партнерства, а также направлять предложения, обязательные для учета;

5) органы государства не вправе выступать в отношениях социального партнерства и в других отношениях от имени и в интересах объединений работодателей;

6) органы государства не вправе осуществлять любые иные действия в отношении объединений работодателей, которые могут повлечь за собой ограничение их прав.

Также объединения работодателей в своей деятельности независимы от профессиональных союзов, политических партий, общественных объединений.

Под профессиональным союзом понимается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ " О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Кроме того, профессиональные союзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов.

Общественным объединением признается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ " Об общественных объединениях"). Организационно-правовыми формами общественных объединений выступают общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности и политическая партия.

В свою очередь, политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ " О политических партиях").

Указанные субъекты не могут принимать участие в формировании позиции объединений работодателей, направлять предложения, обязательные для учета, выступать в отношениях социального партнерства и в других отношениях от имени и в интересах объединений работодателей и совершать любые другие подобные действия.

Однако следует учитывать, что в определенных случаях независимость объединений работодателей может быть ограничена. В соответствии со статьей 56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Перечень конституционных прав и свобод, не подлежащих ограничению ни при каких условиях, установлен в ч. 3 указанной статьи. Право на свободу объединения в данный перечень не входит. Случаи, когда указанное право может ограничиваться, предусмотрены Федеральным конституционным законом от 30.05.2005 N 3-ФКЗ " О чрезвычайном положении". В частности, ст. 12 предусматривает, что в случае введения чрезвычайного положения при наличии таких обстоятельств, как попытка насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористический акт, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения может быть предусмотрено в том числе приостановление деятельности общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает правовые основы взаимодействия объединений работодателей. Порядок такого взаимодействия определяется объединениями работодателей в соответствии с их уставами и решениями органов управления. Анализ положений уставов различных объединений работодателей позволяет сделать вывод, что в них не закрепляются положения, относящиеся к взаимодействию объединений работодателей. Таким образом, какие-либо специальные процедуры в рамках такого взаимодействия в настоящее время не применяются. При этом если взаимодействие связано с участием в составе другого объединения работодателей в качестве члена, то решение об этом принимает, как правило, высший орган управления соответствующего объединения. В большинстве объединений таким органом выступает общее собрание или съезд членов объединения. Решение о взаимодействии иного характера (например, сотрудничестве) принимается, как правило, исполнительным органом объединения работодателей.

 

Статья 7. Права членов объединения работодателей

 

Комментарий к статье 7

 

1. Объединение работодателей основано на членстве (см. комментарий к ст. 3). Соответственно, его участники именуются членами, каждый из которых обладает определенными правами. В ч. 1 комментируемой статьи предусматривается равенство прав членов объединений работодателей, что означает предоставление одинакового объема прав каждому члену независимо от его организационно-правовой формы, сферы и территории деятельности, численности его работников и других обстоятельств. Законодательное закрепление равенства имеет существенное значение, поскольку препятствует установлению на уровне уставов объединений неодинакового объема прав для их членов.

Российское законодательство в принципе допускает возможность существования юридических лиц, участники которых обладают неодинаковым объемом прав. Однако это характерно для коммерческих организаций (например, деление акционеров в акционерном обществе на владельцев обыкновенных и привилегированных акций, деление участников товарищества на вере на полных товарищей и так называемых коммандистов (вкладчиков), деление членов производственного кооператива по признаку личного участия в производственной деятельности кооператива). В некоммерческих организациях участники обладают равными правами. В этом смысле объединение работодателей не характеризуется какой-либо спецификой.

2. Права участников различных юридических лиц, как правило, делятся на две основные группы: имущественные и неимущественные. К первой группе относятся либо права на имущество, которым владеет и пользуется юридическое лицо (право собственности), либо права требования предоставления юридическим лицом определенного имущества (выплаты части прибыли, получения стоимости доли или пая при выходе из состава участников, а также ликвидационного остатка). Такая система имущественных права следует из п. 2 ст. 48 ГК РФ, который предусматривает, что в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

Вещными правами на имущество юридического лица (правом собственности) обладают только учредители государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных предприятий, а также учреждений всех форм собственности. В отношении остальных юридических лиц участники (члены) обладают либо правами-требованиями, либо вообще не обладают какими-либо имущественными правами.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, п. 2 ст. 48 ГК РФ относит хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, а к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, - общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Обращает на себя внимание то, что в указанной норме ГК РФ, с одной стороны, назван исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц, участники которых обладают обязательственными правами, а, с другой стороны, в числе некоммерческих организаций, применительно к которым учредители (участники) не имеют имущественных прав, названы только общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Это позволяет сделать вывод, что в отдельных формах некоммерческих организаций допустимо наделение их участников некоторыми имущественными правами, как правило, в ограниченном объеме < 36>. В этом смысле примером может выступать объединение работодателей.

--------------------------------

< 36> Такая позиция разделяется в литературе. См.: Гражданское право: Учебник. Часть I. С. 437.

 

3. Необходимо отметить, что имущественные права членов объединения работодателя существенно ограничены. Во-первых, поскольку объединение работодателей является некоммерческой организацией, полученные им доходы (если оно осуществляет приносящую доход деятельность) не распределяются между членами и полностью расходуются на достижение уставных целей объединения, что также подтверждается положениями уставов объединений работодателей. Например, п. 9 Устава КСОРР предусматривает, что Совет вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых он создан, создавать хозяйственные общества, в том числе совместно с другими организациями, но не распределяет полученную прибыль между своими членами. Аналогичное положение содержится в п. 9.5 Устава регионального объединения работодателей Пермского края " Сотрудничество". Во-вторых, получение членом объединения работодателей переданного им в собственность объединения имущества при выходе из него, как правило, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных уставом (ч. 2 ст. 16 комментируемого Закона). В-третьих, наличие права на ликвидационный остаток определяется следующими условиями.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено данным Законом и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Однако п. 7 ст. 63 ГК РФ предусматривает, что оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица. Тем самым, учитывая, что в п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях допускаются исключения из установленного им правила, право члена объединения работодателей на ликвидационный остаток напрямую связано с закреплением в уставе объединения в соответствии с ч. 2 ст. 16 комментируемого Закона права получения имущества при выходе из состава объединения, поскольку только в этом случае участники объединения приобретают обязательственные права по отношению к нему.

4. Права второй группы членов объединения работодателей (неимущественные) обладают значительно большим удельным весом в сравнении с имущественными правами. Указанные права также можно подразделить на группы.

Из числа прав, названных в ч. 2 комментируемой статьи, в первую очередь необходимо назвать права на участие в управлении деятельностью объединения. К их числу относятся:

1) право участвовать в формировании органов управления объединения работодателей (п. 1);

2) право вносить на рассмотрение органов управления объединения работодателей предложения, касающиеся вопросов деятельности объединения работодателей, участвовать в их рассмотрении, а также в принятии соответствующих решений (п. 2).

3) право получать информацию о деятельности объединения работодателей (п. 4).

Далее с учетом выполнения объединением функции представительства своих членов в отношениях социального партнерства следует выделить права, связанные с представительством интересов членов объединения в социально-трудовых отношениях:

1) право участвовать в определении содержания и структуры заключаемых объединением работодателей соглашений (п. 3);

2) право получать информацию о заключенных объединением работодателей соглашениях, а также тексты этих соглашений (п. 4).

Данная группа прав обладает особым значением, поскольку обязательства перед работниками по соглашениям, заключенным объединениями работодателей, как уже ранее упоминалось в настоящем комментарии (см. комментарий к ст. 3), несут их члены.

Третья группа прав - это консультативные права. К их числу относятся закрепленные в ч. 5 права на получение от объединения работодателей помощи в таких вопросах, как:

1) применение законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения;

2) разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

3) заключения коллективных договоров, соглашений;

4) разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Также в числе прав объединений работодателей ч. 2 комментируемой статьи предусматривает право на свободный выход из объединения (п. 6). Указанное право не входит ни в одну из перечисленных групп и означает возможность любого члена объединения в любой момент без соблюдения каких-либо дополнительный условий выйти из его состава.

5. Кроме комментируемой статьи права членов объединения работодателей могут предусматриваться уставом объединения. Некоторые из них конкретизируют права, входящие в перечисленные группы. Например, п. 6.2 Устава наиболее крупного объединения работодателей - ООР " РСПП" - предусматривает такие дополнительные права своих членов в части управления его деятельностью, как:

1) право предлагать кандидатуры в органы объединения, в том числе через своих полномочных представителей;

2) право получать необходимую информацию о работе органов управления и контроля объединения;

3) право обращаться в органы объединения по любым вопросам, относящимся к его деятельности.

Также уставом объединения могут предусматриваться дополнительные права, не предусмотренные комментируемым Законом. В соответствии с п. 6.2 Устава ООР " РСПП" к таковым относятся следующие права:

1) пользоваться услугами объединения на условиях, определяемых органами управления Объединения;

2) принимать участие в разработке и реализации исследований, программ и проектов Объединения, уплачивать целевые взносы, использовать результаты этих программ и проектов на условиях, определяемых органами управления Объединения;

3) являться одновременно членами других организаций, в том числе объединений работодателей; объединяться с другими членами Объединения в объединения работодателей по территориальному или отраслевому признаку

4) дополнительно финансировать деятельность Объединения.

Следует отметить, что перечень дополнительных прав в других объединениях работодателей во многом повторяет приведенный < 37>.

--------------------------------

< 37> См., например, п. 4.3 Устава общероссийского отраслевого объединения работодателей " Союз коммунальных предприятий" // https://www.unioncom.ru/glava4.html.

 

Статья 8. Обязанности членов объединения работодателей

 

Комментарий к статье 8

 

1. Членство в объединении работодателей связно с выполнением ряда обязанностей. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что комментируемая статья содержит закрытый перечень обязанностей. Вместе с тем таковым он является лишь на первый взгляд, поскольку обязанность по выполнению требований устава объединения позволяет расширять круг обязанностей его членов, предусматривая их в уставе. Таким образом, правовое регулирование обязанностей членов объединений работодателей в отличие от прав в значительной степени происходит на корпоративном уровне. Единственное требование, которым связано при этом объединение работодателей, заключается в том, что устанавливаемые им в уставе обязанности членов не должны противоречить законодательству и нарушать их права.

Следует отметить, что проект комментируемого Закона на стадии подготовки включал более широкий круг обязанностей членов объединения. В частности, устанавливалась обязанность своевременного внесения вступительного взноса и своевременной уплаты членских взносов < 38>. Однако в дальнейшем это положение было исключено, что не вызывает возражений, поскольку вопрос уплаты вступительных и членских взносов имеет внутрикорпоративный характер.

--------------------------------

< 38> Киреев А.С. Комментарий к Федеральному закону " Об объединениях работодателей". М.: Юридический дом " Юстицинформ", 2003.

 

2. Уставы различных объединений работодателей предусматривают неодинаковые перечни обязанностей своих членов. Данные обязанности можно обозначить как обязанности первого типа. Можно выделить следующие их особенности:

1) устанавливаются только уставами объединений;

2) управомоченным лицом, обладающим требованием исполнения обязанности, выступает само объединение в лице своих органов;

3) за неисполнение обязанности ответственность наступает перед объединением по правилам, установленным его уставом, т.е. фактически в частноправовом порядке. В связи с этим данная ответственность не обладает качествами юридической ответственности, поскольку последняя неразрывно связана с государством, предполагает негативную оценку обществом противоправного деяния лица, применение мер государственного принуждения к правонарушителю;

4) действуют только в период членства в объединении. После выхода из него данные обязанности прекращаются.

Общей для всех объединений является обязанность по своевременной уплате членских взносов. При этом в уставах предусматриваются виды уплачиваемых взносов, периодичность и сроки их уплаты, а также порядок определения их размеров.

Анализ положений уставов позволяет выделить также ряд обязанностей по организационному и информационному обеспечению выполнения объединением своих функций. Например, на основании п. 6.3 Устава ООР " РСПП" к таким обязанностям членов данного объединения можно отнести:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.