Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководства И др.







Область применения социальных и психологических ас­пектов менеджмента в организации очень широка: управ­ление людьми; регулирование межличностных, межгруп­повых и групповых отношений; управление отдельными явлениями и сторонами жизни коллектива.

Социальные аспекты менеджмента — это аспекты, ко­торые основаны на взаимоотношениях между людьми в об­ществе, коллективах и направлены на укрепление отноше­ний® обществе и повышение результативности труда.

Психологические аспекты менеджмента регулируют отношения между людьми в трудовом коллективе, исполь­зуя индивидуальные свойства личности (особенности пси­хики, характера, темперамента).

Состав и взаимосвязь социальных и психологических аспектов менеджмента в общем виде отражены на рис. 5.2.

Установлено, что результаты труда во многом зависят от ряда социально-психологических факторов. Умение учи­тывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воз­действовать на отдельных работников поможет руководи­телю сформировать коллектив с едиными целями й задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что успех деятельности хозяйственного руководителя только на 15 % зависит от его профессиональных знаний, а на 85 % — от умения работать с людьми.

Зная особенности поведения, характера каждого от­дельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический климат, который представляется как совокупность оценок и чувств членов коллектива по отношению к работе* менеджерам, внутренней и внешней среде организации, т.е. чувства, эмоции, мнения и настроения людей. Социально-психоло­гический климат воздействует на трудовой настрой каждого работника и всего коллектива в целом. Положительный, здоровый социально-психологический климат способствует стремлению трудиться с желанием и высокой самоотда­чей, а нездоровый, отрицательный — резко снижает трудо­вую мотивацию. Поэтому существенным условием образова­ния и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания чело­века работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда при­мерно в 1, 5 раза может увеличиться или в несколько раз уменьшиться.

Недостаточное внимание к социальным и психологиче­ским аспектам управления вызывает нездоровые взаимоот­ношения в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более ак­тивно идет в коллективах рыночного типа. Так, 91 % опро­шенных считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера, взаимной требовательности и ответственности, изменилось (в лучшую сторону) отно­шение к труду и распределению его оплаты, 82 % опрошен­ных работников массовых профессий интересуются и «бо­леют» за успехи своих коллег.

Таким образом, чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных ис­полнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управ­ляющее воздействие. Для этих целей применяются соци­ально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекаю­щие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения админи­стративного задания в осознанный долг, внутреннюю по­требность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, ав­торитет и т.д.).

Главная цель применения этих методов — формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут ре­шаться воспитательные, организационные и экономиче­ские задачи. Другими' словами, поставленные перед кол­лективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества рабо­ты — человеческого фактора. Умение учитывать это обстоя­тельство-позволит руководителю целенаправленно воздей­ствовать на коллектив, создавать благоприятные условия труда и в конечном счете формировать коллектив с едиными целями и задачами.

Основцое средство воздействия на коллектив — убежде­ние. Убеждая, руководитель, должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человече­ских отношений в процессе совместной деятельности. Пони­мание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффектив­ные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом же социально-психологического руководства в трудовом коллективе являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам труда и окружающей среде.

Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руко­водства очевидна, так как они позволяют своевременно учи­тывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, при­нимать оптимальные управленческие решения.

Приемы и способы социально-психологического воздей­ствия во многом определяются подготовленностью руково­дителя, его компетентностью, организаторскими способ­ностями и знаниями в области социальной психологии.

Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управле­ния. Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он раз­личные формы социально-психологического воздействия, которые в конечном счете сформируют здоровые межлич­ностные отношения. В качестве основных форм такого воз­действия можно рекомендовать: планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое со­ревнование, критику и самокритику, постоянно действую­щие производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.