Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психосоциальные черты, или о профессиональных заболеваниях






 

Представителям многих профессий бывают присущи определенные профессиональные заболевания. Шахтерам, например, пневмокониоз. Что же касается психотерапевтов, то иногда их работа бывает аналогична работе врачей и целителей, иногда - учителей, иногда они выступают в роли компаньонов, а бывает, что приходится выполнять функции шутов. Приводимые ниже истории раскрывают структуру личности учителя, социального работника, врача и психолога.

 

В ходе происшедшей на Диком Западе перестрелки убиты два человека. Их вдовы обсуждают свою новую жизненную ситуацию, думая о том, что же теперь делать. Наконец, они решают открыть бордель. Снимают трехэтажный дом и приглашают на работу женщин. Дела пошли хорошо. Но через несколько недель обнаруживается странное явление. Первый этаж приносит отличных доход, второй - посредственный, а третий - почти не дает прибыли. Хозяйки обескуражены. Им-то казалось, что все три этажа должны быть одинаково привлекательными. Однажды они ужинают в расположенном поблизости ресторане и пытаются решить эту загадку. К их разговору прислушивается сидящий за соседним столиком пожилой господин, не раз бывавший в их заведении. Он включается в разговор:

- Я вам скажу, почему на одном этаже дела идут хорошо, на другом посредственно, а на третьем плохо. Но лишь при том условии, что вы пообещаете мне ничего не менять.

Это требование ставит хозяек в затруднительное положение. С одной стороны, они хотят как-то изменить ситуацию, с другой же - им очень хочется получить ответ на загадку. Победило любопытство:

- Понимаете, на первом этаже работают бывшие фермерши, продавщицы и т.д. Здесь всегда царит хорошая атмосфера и непринужденная обстановка. Допустим, что у какого-то мужчины не получается. Ну, не получается, значит не получается. Приходит он на следующий день, и у него получается уже лучше. Все чувствуют себя непринужденно. Большинству мужчин это нравится. На втором этаже работают бывшие социальные работники и психотерапевты. И если у какого-нибудь мужчины не получается, они всегда знают, почему не получается и что нужно делать. Некоторым мужчинам это нравится, а некоторым - не очень. На третьем этаже, где выручка совсем плохая, работают бывшие учительницы. Если у мужчин что-то не получается, они твердят: “Вот что, мой дорогой, ты останешься здесь, и будешь упражняться до тех пор, пока у тебя не получится”.

 

Мне говорили, что этот анекдот рассказала на одном из своих семинаров Вирджиния Сатир.

За много тысяч километров от Америки Берлинский Филармонический оркестр дает концерт под руководством Герберта фон Караяна. Через полчаса после начала концерта некто, сидящий в первом ряду, встает и кричит:

- Есть здесь врач? Есть здесь врач?

Караяна охватывает тревога, его оркестранты сбиваются с такта. Человек продолжает кричать:

- Есть в зале врач?

В одном из последних рядов поднимается мужчина.

- Да, я врач, что случилось?

Человек, из первого ряда кричит в ответ:

- Замечательный концерт, не правда ли, коллега?

 

Турист выходит на остановке из берлинского трамвая и спрашивает прохожего, как пройти на одну из главных улиц города. Прохожим оказывается психотерапевт.

- Как туда пройти, я не знаю. Но разве не прекрасно, что мы об этом поговорили так откровенно?

 

РЕФРЕЙМИНГ (ЧАСТЬ 1)

 

Термин “рефрейминг” (его можно перевести как “создание новых рамок”) означает возможность иного, нового осмысления какого-либо события или явления. Картина, помещенная в другую рамку, будет выглядеть по-новому, иным будет и ее воздействие на зрителя. Точно так же какая-нибудь ситуация может неожиданно предстать в совершенно другом свете, если кто-то предложит новые рамки. Так, персидский психотерапевт Пезешкян однажды предложил “новую рамку” фригидности одной из своих пациенток, выдвинув следующую интерпретацию: “Вы обладаете способностью сказать “нет” с помощью своего тела”. Техника рефрейминга находит широкое и разнообразное применение в семейной терапии и эриксоновском гипнозе.

Приводимую ниже историю мне рассказали мои тогдашние практиканты Уве Габерт-Варга и Уве Прудло, ручавшиеся за ее достоверность. Сразу же скажу, что эта история не о теперешних отношениях между “осси” и “весси” < “Осси” - так называют жителей восточных земель ФРГ, до объединения Германии входивших в состав ГДР. “Весси” - жители западных земель ФРГ. - Прим. переводчика.>.

 

В баварской пивной в Мюнхене сидят баварец и пруссак. Оба заказывают по кружке пива. Баварец сразу же выпивает полкружки, а пруссак делает небольшой глоток. Баварец осушает кружку и делает новый заказ. Пруссак, кажется, забыл о пиве. Прикончив третью кружку, баварец обращается к пруссаку, все еще сидящему над первой:

- Вы пьете или нет?

Пруссак:

- Пью, когда испытываю жажду.

Баварец, неодобрительно покачивая головой и бормоча:

- Как скотина.

 

РЕФРЕЙМИНГ (ЧАСТЬ 2)

 

Рефрейминг является столь важным понятием, что мы посвящаем ему два раздела. Рефреймингом можно назвать изменение способа видения какой-либо ситуации, неожиданное открытие новой перспективы, как об этом рассказывается в следующей истории.

 

Один житель Техаса проводит свой отпуск в Европе. В Техасе, как известно, все больше, быстрее, лучше. Так, увидев Ниагарский водопад, один техасец заметил:

- В Техасе мы бы уже давно починили водопроводную трубу, из которой хлещет столько воды”.

Итак, техасец проводит свой отпуск в Европе. Маршрут его поездки включает мою родину - Шварцвальд. Там он знакомится с одним крестьянином. Шварцвальдец очень гордится своей усадьбой, лесом, полями и лугами. Техасец смотрит на него свысока.

- Парень, а ты бывал в Техасе? - спрашивает он.

Шварцвальдец отвечает отрицательно.

- Тогда слушай, как живут в Техасе, - говорит американец и начинает рассказывать:

- В Техасе я сажусь утром в семь часов в свой “Рейндж Роувер”, беру с собой ружье и свою семью. И еду прямо на запад, никуда не сворачивая, только на запад. Вечером мы делаем остановку, а ранним утром снова отправляемся в путь. И снова едем прямехонько на запад и только на запад. И во второй половине дня, где-нибудь часа в четыре, я приезжаю на границу своего ранчо. Вот что такое Техас, парень.

Шварцвальдский крестьянин:

- Ну и что! У меня тоже была такая машина.

 

Недалеко от тех мест несколькими годами раньше побирался какой-то совершенно опустившийся и голодный нищий. Он звонит в один дом. К окну подходит весьма преклонных лет бабушка.

- Добрая старушка, - обращается к ней нищий, - я уже три дня ничего не ел.

- Кто же тебе не давал? - отвечает бабушка.

 

А теперь переместимся с гор Шварцвальда на манеж цирка. Здесь идет ночное представление. Оно началось в 23 часа. Представление - только для взрослых, при входе строгая проверка документов. Первые номера восторга у зрителей не вызывают. Стриптиз, пусть даже на канате под куполом цирка, в эпоху спутникового телевидения возбуждает далеко не каждого. Но вот неожиданно гаснет свет и лучи прожекторов направляются на конферансье, который объявляет:

- Единственный в мире, неповторимый номер. Дрессированный крокодил.

На арене появляется укротитель и делает знак рукой. Гигантский крокодил медленно приходит в движение. Он почти вплотную приближается к укротителю. Тот делает знак. Крокодил останавливается. Дрессировщик вытягивает левую руку горизонтально вперед, а правую кладет на левую так, что они перекрещиваются. Мелкими рывками укротитель разводит руки. В это же время крокодил такими же рывковыми движениями открывает свою пасть. Зрители не отрывают глаз от арены (см. раздел “Концентрированное внимание”). Укротитель сжимает правую руку под углом 45 градусов так, что кисть оказывается направленной вверх, а левую руку медленно опускает к брюкам, расстегивает ширинку и кладет член в пасть крокодилу. Затем обе его руки медленно выпрямляются и вновь перекрещиваются. Крокодил начинает медленно закрывать пасть. Публика застывает на своих местах. Крокодил уже почти сомкнул свои челюсти. Напряжение достигает предела. Но в самый последний момент укротитель наносит правой рукой молниеносный удар по голове крокодила. Крокодил сразу же открывает пасть (“Быстрая переориентация”). Громовые аплодисменты. Напряжение разрядилось. Укротитель торжественно застегивает ширинку и не спеша идет к микрофону:

- 20000 дойчмарок тому, кто повторит номер!

Зрители (особенно мужчины) застывают в безмолвии (“Непрямая повторная индукция каталепсии”). Тогда укротитель говорит:

- О’кей, я еще раз покажу, как это делается.

И снова смыкает руки. Затем медленно, рывковыми движениями разводит их. Крокодил в это время открывает свою ужасную пасть. Снова член укротителя оказывается в пасти крокодила, и тот начинает медленно смыкать челюсти. На этот раз укротитель идет еще дальше - зрелище, от которого кровь стынет в жилах. В последний момент укротитель вновь наносит молниеносный удар. Буря оваций. Укротитель небрежно застегивает ширинку. Не спеша подходит к микрофону:

- 50000 дойчмарок тому, кто повторит номер.

Публика молчит, затаив дыхание. Но вдруг там, наверху, где находятся самые дешевые места, чувствуется какое-то движение. Укротитель явно удивлен: еще никто не отваживался выйти на манеж в ответ на его предложение. По проходу спускается старушка и подходит к укротителю. Тот приветствует ее в некотором замешательстве. Старушка говорит, что очень боится, но пенсия у нее такая маленькая, и за 50 тысяч она готова попробовать. Укротитель не знает, что делать: ситуация неожиданно вышла из-под контроля. Не потеряй он ощущение того, что происходит у него в штанах (см. раздел “Диссоциация”), он бы почувствовал, что член у него стоит, как это бывает у приговоренных к повешению перед самой казнью.

Все же укротитель приходит в себя:

- Но, милостивая сударыня, это невозможно. Существуют определенные небольшие различия между мужчинами и женщинами. Старушка вновь заявляет, что у нее маленькая пенсия и поэтому она обязательно хочет рискнуть. И, прежде чем укротитель приходит к какому-либо решению, она берет из его рук микрофон и говорит:

- Но об одном я Вас хочу попросить. Не бейте меня, пожалуйста, с такой ужасной силой по голове.

Для участников конференции по гипнозу, проходившей в Гейдельберге в 1992 году, состоялся прошедший с большим успехом концерт известного дрезденского артиста эстрады Дитера Бекерта. Ниже приводится его любимый анекдот, который, с одной стороны, раскрывает некоторые черты, присущие землякам Бекерта - саксонцам, а с другой, рассказывает об изменении перспективы, чем, собственно, и является рефрейминг.

 

В Лейпциге проходит премьера оперы. Все партии исполняют превосходные певцы. Только тенор получил свою роль благодаря связям в партийных кругах. Опера закончилась. Долго не смолкают аплодисменты. Солисты один за другим выходят на сцену. Публика приветствует каждого. Но когда на сцене появляется тенор, начинает твориться что-то неописуемое: буря аплодисментов, летят цветы, крики “Браво! ” Приезжий знаток оперного искусства думает: “Эти жители Лейпцига ничего не понимают в пении”. Вновь и вновь выходят на сцену солисты, и с каждым разом гром аплодисментов, предназначенных для тенора, становится все оглушительнее. Тенора просто не отпускают со сцены, и кланяется он все ниже и ниже. Вне себя от досады, знаток оперного искусства наклоняется к соседу:

- Разве вы не понимаете, что он вообще не умеет петь?

Ликующий саксонец отвечает:

- Всё мы понимаем, и сегодня с ним покончим.

 

Вышеприведенная история была ответом Бекерта на мой анекдот: “В чем разница между турком и саксонцем? У турка есть работа, и турок говорит по-немецки < Многие жители Саксонии говорят на диалекте, трудном для понимания немцев из других земель ФРГ. - Прим. переводчика.> ”. Это, впрочем, был один из последних анекдотов на тему отношений между “осси” и “весси”. С начала 1993 г. новых анекдотов на тему немецко-немецких отношений не появилось. И тут уж не до смеха!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.