Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метафоры






 

Во всех культурах рассказы и метафоры всегда использовались для того, чтобы влиять на людей. И сегодня психотерапевты включают анекдоты и рассказы в арсенал используемых ими средств < См., например: Н. Пезешкян. Торговец и попугай. М., 1992. >.

 

Вот как поступает водитель-дальнобойщик Краузе из анекдота.

 

Водители-дальнобойщики Мюллер и Краузе останавливаются у закусочной, чтобы поесть. Мюллер заказывает десять яиц вкрутую и начинает их поглощать.

Краузе:

- Десять яиц за один присест - не много ли?

Мюллер:

- Во-первых, это не твое дело. Во-вторых, я люблю яйца. И, в-третьих, от яиц бывают хорошие чернила для авторучки.

Краузе идет к стойке и тоже заказывает себе десять яиц. Он садится рядом с Мюллером, открывает окно и с невозмутимым видом начинает выбрасывать яйца. Мюллер в недоумении:

- Послушай, что ты делаешь?

- Во-первых, это тебя не касается. Во-вторых, я не люблю крутые яйца. А в-третьих, я еще не знаю, кому мне написать < Гипнотерапевт обратит внимание на совершенное по форме ведение, осуществляемое дальнобойщиком Краузе, подхватившим метафору своего коллеги Мюллера.>.

 

Еще один пример.

Первая брачная ночь. Он восхищается ее красотой и выражается поэтически:

- Какие горы! Какая долина! Этот восхитительный лужок!

И засыпает. Так продолжается четыре ночи подряд. В конце концов новобрачная будит его:

- Если на этом лугу немедленно не появится дерево, то луг будет продан!

 

“МИНИМАЛЬНЫЕ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КЛЮЧИ” (MINIMAL CUES)

 

Милтон Г. Эриксон прославился тем, что мог делать выводы о состоянии клиентов на основании самых незначительных невербальных нюансов общения. Так, иногда Эриксон, рассказывая истории, наблюдал за дыханием, мимикой, незначительными движениями тела клиентов и таким образом проверял свои диагнозы и оценки.

Как это происходит в действительности, показывает такой анекдот.

 

Глава одной еврейской семьи идет к раввину и жалуется на всеобщее падение нравов. Он купил новый замечательный зонтик, а его украли. И самое плохое в том, что это сделал кто-то из его родни. Нельзя доверять даже родственникам. Он подозревает двух человек. Наверняка зонт украл один из них. Но который? Раввин:

- Дело проще пареной репы. Ты глава семьи. В субботу собери родню. Поставь на стол свечи. А потом начни молиться и петь. Как бы невзначай возьми Библию и прочти вслух отрывки И снова, как бы невзначай, медленно читай одну заповедь за другой. Наконец, дойди до заповеди “Не укради! ”, прочитай ее полным значения тоном, сделай маленькую паузу и украдкой понаблюдай за всеми. Кто беспокойно заерзает или покраснеет, тот и украл зонтик.

Отец семейства с восторгом принимает совет раввина и спешит домой, пообещав рассказать обо всем. Спустя четырнадцать дней глава семейства приходит вновь, на этот раз с чудесным зонтом в руках:

- Все прошло замечательно - так, как ты и сказал. Я собрал всю семью и поставил на стол свечи. Сначала я молился и пел. Потом я взял Библию и стал читать. Выбирал то один отрывок, то другой. Я открыл Библию на том месте, где говорится о Моисее и стал читать. Так я прочитал все десять заповедей. Пока я их читал одну за другой и дошел до заповеди “Не укради! ”, то вдруг вспомнил, где забыл свой зонтик.

 

Этот анекдот я часто рассказывал раньше в ходе семинаров-тренингов. Когда я вместо “Не прелюбодействуй! ” делал полную значения паузу и оглядывал аудиторию, многими такой неожиданный трюк воспринимался как демонстрация приема “Диагностирование на основании минимальных невербальных ключей”.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.