Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника введения в замешательство






 

Эриксон видел в введении клиента в состояние замешательства важное дополнение к гипнотерапии. Сущность этой техники заключается в том, что сознание, мышление клиента перегружаются нелогичными или противоречивыми сообщениями (почему иногда говорят также о “технике перегрузки”). Это приводит к трансу или поиску. Однажды на улице Эриксон столкнулся с выскочившим из-за угла прохожим. Прежде чем тот успел что-либо сказать, Эриксон посмотрел на часы и объявил: “Сейчас ровно без 10 минут 2 часа”. В действительности было, однако, 4 часа. Когда Эриксон, пройдя порядочное расстояние, оглянулся, он увидел, что человек продолжает неподвижно стоять на прежнем месте.

Кто-то однажды сказал: “Каждому просветлению предшествует замешательство”, а доклад Джея Хейли на состоявшейся в 1990 г. конференции “Эволюция психотерапии” назывался “О сходствах между Дзэн-буддизмом и стратегической психотерапией”.

Классическим примером этого явления может служить история, происшедшая на родине автора, в Шварцвальде.

 

Посетитель кафе заказывает шварцвальдский вишневый торт. Но, попробовав его, подзывает официанта и жалуется, что торт недостаточно свежий. Официант просит прощения и приносит взамен сливочный торт. Посетитель съедает его, встает и направляется к выходу. С криком: “Вы должны заплатить за сливочный торт! ” официант бежит за ним.

Посетитель:

- Почему? Я же вернул вам шварцвальдский торт.

- Но за него Вы тоже не заплатили.

- Так я же его не съел.

Посетитель уходит. Официант в замешательстве долго стоит как вкопанный.

 

Художник-абстракционист объясняет содержание одной из своих работ. Картина называется “Корова на лугу”.

- Не вижу никакой травы, - говорит посетитель художественной выставки.

Художник:

- Траву корова уже съела.

- Но я и коровы не вижу.

Художник:

- Подумайте сами. Что делать корове на лугу, где вся трава уже съедена?

 

Это пример простого прерывания процесса поиска и использования небольшого замешательства. Другому художнику был сделан заказ на “действительно” сюрреалистическую картину. “Трудный заказ”, - подумал художник. Закончив картину, он показывает ее заказчику. При виде картины тот испытывает недоумение и разочарование. Картина изображает луг, через который проходит дорога, ведущая к расположенному на заднем плане лесу. Все выписано так детально, с фотографической точностью, что различима каждая травинка.

- Но это не сюрреалистическая картина! - возмущается заказчик.

- Вы так думаете? - отвечает художник, становится на дорогу, идет по ней, делается все меньше и меньше и, наконец, исчезает в лесу.

 

Рано утром на перекрестке на красный свет останавливается мощный “Порше”. Рядом с ним в ожидании зеленого света стоит бегун, вышедший на утреннюю пробежку. Похоже, что он намерен посоревноваться в скорости с “Порше”. Желтый, зеленый... Бегун устремляется вперед, оставляя далеко за собой автомашину. Вдруг водитель “Порше” видит перед собой на шоссе облако взрыва и едва успевает затормозить перед дымящимся кратером, образовавшимся посреди шоссе. В кратере сидит несколько обескураженный бегун.

- Что с Вами?

- Вам-то хорошо. А Вы знаете, что бывает, когда при скорости 200 км/час лопается кроссовка?

 

А вот пример действительно сюрреалистической загипнотизированности:

Две коровы сидят в погребе и рубят солярку.

- Завтра Троица, - говорит одна из них.

- Я знаю, - отвечает другая, - но не пойду на праздник.

Еще кое-что о технике приведения в состояние замешательства, которую можно использовать и в повседневной жизни:

 

Мужчина встречает на улице красивую женщину и обращается к ней:

- Извините, не встречались ли мы с Вами в прошлом году в Нью-Йорке?

- Я, к сожалению, еще никогда не была в Нью-Йорке, - отвечает женщина.

- Я тоже еще не был в Нью-Йорке. Значит это была совсем другая пара.

 

Пример правильного реагирования на эту технику показал несколько лет назад неподражаемый Петр во время игры в гольф с Господом. Господь явно не рассчитал удар клюшкой, и мяч покатился мимо лунки. Но тут выскочила мышка и схватила мяч. Затем появилась кошка и поймала мышку. Затем орел хватает кошку и устремляется с нею в небо. Но вдруг сверкает молния. Она поражает и орла, и кошку, а мяч падает с неба прямо в лунку. Петр говорит Господу:

- В чем дело? Будем играть в гольф или дурачиться?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.