Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лж. Бьюлженталь






Результаты вашей жизни. Отвлечемся теперь от проблемы смысла дороги длинною в жизнь. И обратимся к вопросу о результатах этой самой жизни — т. е. того, чего вы в ней добиваетесь. Сразу же предупреждаю: я собираюсь подойти к этому вопросу не с прагматически-житейской (достать, получить и насладиться), но с, если можно так сказать, научной социально-психологической точки зрения, базирующейся на системном подходе. Так вот, наверное многие из вас, пусть смутно, но догадываются, что результаты нашей жизни можно подразделить на объективные — что ты сделал и получил — и субъективные — каким ты стал. Если добавить к этому еще одно измерение — внутренние результаты (для себя) и внешние (для мира), мы получим очень интересную четырехклеточную матрицу результатов человеческой жизни.

  Внешние Внутренние
Объективные Что ты сделал Что ты получил
Субъекти вн ые Кем ты стал Каким ты стал

А теперь давайте проанализируем, что же у нас получилось. Для начала подумаем о том, что счастье, к которому мы все так стремимся — это внутреннее субъективное состояние. Вы можете быть объективно и внутренне благополучны, но это ни на йоту не приблизит вас к ощущению счастья. Так, среди моих клиентов есть масса «новых русских», которые имея во вне все, о чем только можно мечтать, глубоко несчастны внутри, и смертельно устали глушить свою несчастливость, тоску и страх делами, вещами, девочками, алкоголем, наркотиками и «прочими нехорошими излишествами». К сожалению, счастье —- это такая неуловимо-субъективная «штука», что можно запросто оказаться несчастным, добившись желаемой цели (наверное, многие из вас переживали то, что я опишу: некое предвкушение счастья перед тем, как уже почти добились цели — и равнодушие, а то и разочарование сразу после того, как вы ее действительно достигли: равнодушие, сопровождаемое убийственно-сакраментальными вопросами «Ну и что?» или, иначе, «И это — все?»). И можно испытать буквально приступ счастья по совершенно пустяшному, глупому или просто аморальному поводу (например, выпив с похмелья пива или узнав, что твой соперник или недруг претерпел неудачу или, как говориться, «не промахнулся мордой в грязь»).

Что же получается? Да то, что определив главный смысл человеческой жизни как рост и развитие (органически включающий созидание), мы, похоже, не только не погрешили против истины, но даже и просто угадали ее. Нет, конечно же вы вправе выбирать любую из четырех возможностей (ибо все они по своему ценны). Например, внешние объективные результаты человеческой жизни — те самые «пароходы, строчки и другие долгие дела», помогут вам самореализоваться в деятельности и ее продуктах и что-то сделать для других и общества. Внутренние объективные результаты — дом, квартира, дача, машина, материальная обеспеченность и прочее — сделают вашу жизнь комфортной и приятной. Внешние субъективные результаты —- должности, почести, статус, престиж, уважение окружающих и тому подобное — так же безусловно скрасит и украсит ваш жизненный путь. Но всего этого мало, и все это — ничто без внутренних субъективных результатов. Достижений, которые никто не может отнять и разрушить. Состояний, которые твои и только твои. Осознания того, что ты стал таким, каким мог и должен был стать.

Так какими же нам надо стать — и дабы овладеть своей жизнью и судьбой, а также развития ради? По мнению А. Айви, М. Айви и JI. Саймэн-Даунинг — как минимум, культурно-продуктивными. Данные авторы утверждают, что в основе многих концепций психологии и психотерапии лежит тема развития этой самой «продуктивности». Продуктивную (или, иначе, всесторонне-развитую) личность они определяют следующим образом.

«Личность, действующая продуктивно, обладает чувством перспективы. Он (или она) способны вырабатывать различные стратегии поведения в данной ситуации и подходить к проблеме с различных выигрышных точек зрения. Продуктивный гармоничный индивид не связывает себя одним шаблоном поведения, а поступает в соответствии с изменившимися обстоятельствами и способен ставить перед собой долгосрочные цели».

Вы спросите, при чем здесь культура? Да при том, что по мнению вышеупомянутых авторов, продуктивное существование происходит в контексте культуры, а опыт культуры и осознанности дают человеку три возможности.

• Возможность находить максимально большое количество вариантов поведения при общении с самим собой и другими в контексте культуры.

• Возможность применять максимально большое количество вариантов понятий, мыслей и поступков с тем, чтобы общаться с возможно большим числом людей и групп внутри собственной культуры.

• Способность формулировать планы, действовать в соответствии с возможностями данной культуры и рефлексировать.

И как вам вышеописанное? По мне так никак, ибо все это имеет отношение не к цели, а к средству. Культурно-продуктивная личность рассматривается здесь как инструмент культурно-продуктивной же жизни — т. е. достижения внешних объективных, внутренних объективных и внешних субъективных целей. Внутренние субъективные результаты человеческой жизни — рост, развитие и самосовершенствование — здесь попросту отсутствуют. А раз так, давайте начнем поиск психологических особенностей людей, которые действительно удались в этом самом внутреннем субъективном плане. Людей, которые живут в гармонии с жизнью и собственной судьбой.

Несовершенство совершенного человека. Сделать это не так-то и просто, ибо еще отцы нейролингвистического программирования Дж. Гриндер и Р. Бэн- длер, только приступив к созданию своей науки (направленной на то, чтобы делать людей совершенными) с изумлением обнаружили, что в современной психологии, психиатрии и психотерапии в общем-то практически отсутствуют развернутые описания психически здорового человека. Как не без ехидства отметил Р. Бэндлер, «нынешний «Диагностический и статистический справочник — 3 (DSM-III)» содержит более 450 страниц описаний того, как люди могут быть дисгармоничны, но ни одной страницы, описывающей здоровье»1. Более того — даже имея некие «карты» в виде описаний «целостной» или актуализированной личности, современные душелюбы и людоведы в основу своего исследования душевного здоровья все-таки брали болезнь. То есть изучали сломанных людей для того, чтобы понять, как их починить. Как опять-таки не без ехидства заметили вышеупомянутые отцы-основатели НЛП, это было похоже на изучение всех машин на свалке с целью понять, как заставить автомобили лучше ездить...

Ситуация не слишком изменилась за те три с небольшим десятилетия, что прошли с момента возникновения нейролингвистического программирования. И хотя появилось много новых данных о душевном здоровье человека, они все еще далеки от систематизации. Поэтому все, что я предложу вам в данном разделе, может рассматриваться только как очерк, абрис, но отнюдь не целостный портрет совершенного человека.

Начнем от противного и попробуем оттолкнуться от исходной собственного несовершенства. Несовершенства, как вы, наверное, уже поняли, изначально (до программирования) совершенных людей. Лучше всего его, на мой взгляд, выразил Ф. Перлз. Позволю себе привести пространную цитату этого автора2.

«Современный человек живет на низком уровне жизненной энергии. Хотя в общем он не слишком глубоко страдает, но при этом он столь же мало знает об истинно творческой жизни. Он превратился в тревожащий автомат. Мир предлагает ему много возможностей для более богатой и счастливой жизни, он же бесцельно бродит, плохо понимая, чего он хочет, и еще хуже — как этого достичь. Он не чувствует возбуждения и пьита, отправляясь в приключение жизни.

Он, по-видимому, полагает, что время веселья, удовольствия и роста — это детство и юность, и готов отвергнуть саму жизнь, достигнув «зрелости». Он совершает массу движений, но выражение его лица выдает отсутствие какого бы то ни было реального интереса к тому, что он делает. Он либо скучает, сохраняя каменное лицо, либо раздражается. Он, кажется, потерял всю свою спонтанность, потерял способность чувствовать и выражать себя непосредственно и творчески.

Он хорошо рассказывает о своих трудностях, но плохо с ними справляется. Он сводит свою жизнь к словесным и интеллектуальным упражнениям, он топит себя в море слов. Он подменяет саму жизнь психиатрическими и псевдопсихиатрическими ее объяснениями. Он тратит массу времени, чтобы восстановить прошлое или определить будущее. Его деятельность — выполнение скучных и утомительных обязанностей. Временами он даже не сознает того, что он в данный момент делает.

Эти утверждения могут показаться огульными, но пришло время, когда это необходимо высказать. За п о- следние пятьдесят лет человек стал в гораздо большей степени понимать самого себя. Мы невероятно много узнали о физиологических и психологических механизмах, посредством которых мы поддерживаем свое

равновесие под давлением постоянно изменяющихся условий жизни. Но в то же время мы не научились в равной степени радоваться себе, использовать свои знания в своих интересах, расширять и углублять свое ощущение жизни (aliveness) и роста.

Понимание человеческого поведения ради самого понимания —- приятная интеллектуальная игра, приятный (или мучительный) способ убивания времени, но оно может не оказаться полезным для повседневных дел жизни. По-видимому, многое в невротической неудовлетворенности собой и нашим миром происходит из-за того, что, проглотив целиком многие термины и представления современной психиатрии и психологии, мы не разжевали их, не попробовали на вкус, не попытались использовать наше словесное и интеллектуальное знание как силу, которой оно могло бы быть.

Напротив того, многие используют психиатрические представления в качестве рационализации, в качестве способа продлевания неудовлетворительного поведения. Мы оправдываем нынешние трудности прошлым опытом, мы купаемся в своих несчастьях. Мы используем свои знания о человеке как оправдание для социально-деструктивного или саморазрушительного поведения. Вырастая из детского «Я не могу с этим справиться», мы начинаем говорить «Я вне могу с этим справиться, потому что...» — потому что мама отвергала меня в детстве, потому что я не умею обходиться со своим Эдиповым комплексом, потому что я слишком интровертирован и пр.

Между тем психиатрия и психология не предназначались для того, чтобы оправдывать невротическое поведение, лишающее человека возможности жить, реализуя максимум своих способностей. Цель этих наук не просто в том, чтобы предложить объяснения поведения; они должны помочь нам обрести самопознание, удовлетворение и способность опираться на себя (self-support)».

В данной цитате Ф. Перлза содержится едва ли не важнейший (по крайней мере для целей нашей книги) момент: самоподдержки. Ибо, по мнению данного автора, зрелость (а это синоним душевного здоровья) есть переход от опоры на окружающих к опоре на самого себя. Процесс созревания — постепенный отказ от опоры на среду и переход к само- поддержке. А цель любой терапии — помочь сделать так, чтобы человек не зависел от других, и позволить ему обнаружить, что он может делать многое: много больше, чем он думал...

Мне кажется, здесь трудно что-то добавить или убавить — все сказано недвусмысленно и четко. И потому просто пойдем дальше, задавшись интересным вопросом: а исчерпывается ли зрелость обретением опоры на самого себя?

Самоактуализационный аспект взросления. Ответ, как говорится, отрицательный, ибо самопод- держка — это только одна ипостась взросления.

Другая же целиком и полностью связана с самоактуализацией. Попробую описать этот феномен, воспользовавшись данными главы «Гуманистические теории личности» уже упоминавшейся книги В. Столяренко «Основы психологии» и некоторыми другими источниками.

По сведениям данного автора (и, разумеется, не только его), главный «фокус» вышеназванной гуманистической психологии (и, соответственно, фокус ее внимания) заключается в том, что в отличие от многих прочих психологических направлений (фрейдизм и т. п.), изучающих невротическую личность, в которой явно чего-то не хватает, она (гуманистическая психология) предпочитает исследовать здоровье, гармоничные личности, достигшие определенной вершины личностного развития. А, именно, той самой упоминаемой в начале самоактуализации (печально, но таковые са моактуализировавшиеся личности и составляют не более 1—4% всех людей).

Для того, чтобы пояснить, что есть самоактуализация (а заодно и как до нее добираться), А. Мас- лоу, один из выдающихся представителей все той же гуманистической психологии, создал теорию иерархии потребностей человека. Согласно этой теории, потребности человека имеют иерархическую структуру и как бы состоят из следующих ступеней или уровней (перечисляю их снизу вверх):

физиологические потребности — в еде, питье, дыхании, сексе и самозащите и т. п.

потребности в безопасности — в «надежности» физического и социального состояния; материальной, здоровья, обеспеченной старости, отсутствия всяческих потрясений типа войн и революций и т. п.

социальные потребности — в любви, контактах, социальной активности и т. п.

потребности в уважении — в уважении и самоуважении, престиже, успехе и т. п.

потребности в самоактуализации — в самореализации, самоутверждении, осуществлении самого себя и осмыслении своего назначения в мире.

По А. Маслоу, чем выше находится уровень потребностей, тем дольше можно задерживать их реализацию, ибо с «восшествием» по иерархии жизненная необходимость потребностей непрерывно снижается (вы умрете минуты через две, если будет не удовлетворена ваша физиологическая потребность в дыхании — но можете десятилетиями жить, даже не задумываясь о «самоактуализационной» потребности в осознании своего Предназначения). Тем более, что пока не удовлетворены низшие потребности, все вышележащие потребности являются как бы неинтересными (когда вам, например, давно и безнадежно нечего есть, ради того, чтобы всего-нав- сего набить брюхо, вы можете пренебречь и безопасностью, и социальными отношениями, и уважением и самоуважением, и уже тем более — самоактуализацией). Однако с повышением уровня актуальных потребностей, увеличивается и их «мотивационная сила» — то есть возможность удовлетворить высшие подробности является более сильным стимулом активности, чем удовлетворение потребностей низших.

А. Маслоу также отмечает любопытный парадокс, описанный много ранее: то, что человек не может удержаться на одном лишь социальном уровне развития. То бишь, разумеется, неудовлетворенность низших потребностей в поддержании физиологии и безопасности закономерно приведет к тому, что вам будет глубоко наплевать на все остальные «высшие» потребности (что и наблюдается у большинства населения нашей страны). Но если вы будете удовлетворены и своим физиологическим обеспечением, и надежностью существования, и социальной активностью и контактами, и уважением и самоуважением, но не решите для себя вопрос о самореализации и смысле бытия, вы обязательно заработаете так называемый «невроз существования» — это когда человек не понимает, зачем он живет и, соответственно, страдает от этого...

По А. Маслоу получается, что наше личностное развитие представляет собой своеобразный подъем по ступеням удовлетворения: сначала физиологических потребностей; потом потребностей в безопасности, далее социальных потребностей; после этого потребностей в уважении и самоуважении; и, наконец, самоактуализационных потребностей. Без этого вы никак не перейдете на высшую (относительно) ступень развития и не станете самоактуализирую- щейся личностью. Но вот здесь-то нас подстерегает одна ловушка и, одновременно, возможность быстрой самоактуализации. Она — в ответе на вопрос об объеме необходимого и достаточного «материала» для удовлетворения любой из этих комплексных потребностей. Ответ этот каждый ищет сам и для себя. Возьмем, например, физиологическую потребность в еде. Скажите, а сколько вам надо, чтобы вы считали себя сытым? Ведь как гласит пословица, одному каша не сладка, а другому икра не солона. А тут еще и «вредоносность» закона неограниченного роста материальных человеческих потребностей. Ведь всего двадцать лет назад (при наличии средств) мы были довольны, если в холодильнике имелся кусок вареной колбасы (сомнительного качества) или котлеты из хлеба и туалетной бумаги, стыдливо именуемые «домашними». А нынче (но, конечно же, при том же наличии средств) воротим от всего этого нос, предпочитая сервелат и вырезку (ах, как жаль, что вы забыли, как хреново жили еще совсем недавно...). Получается, что удовлетворение столь необходимых для самоактуализации потребностей возможно двумя путями. Гедонистическим — буквально жри, пока не нажрешься. Но путь этот, как вы понимаете, тупиковый, ибо человек есть такое интересное существо, которому все мало, мало и мало... И аскетический предполагающий сознательное самоограничение потребностей с целью быстрейшего их удовлетворения и соответствующей самоактуализации. Самоуверенный Запад в основном идет по гедонистическому пути. Мудрый Восток — по преимущественно аскетическому. О том, где можно больше найти самоактуализирующихся личностей, наверное, говорить не надо. Россия же, как всегда, ищет некий третий путь: в промежности — ох, простите, — в промежутке между этими двумя...

Ну а если вы — гедонистически ли, аскетически ли — все же умудритесь удовлетворить все вышепоименованные комплексные потребности, считайте, что самоактуализация у вас буквально «в кармане» (оценили игру слов?). Самоактуализирующейся личности (именно так: самоактуализирующейся, а не самоактуализированной, ибо таковым вы станете только на высших уровнях развития и бытия) присущ следующий набор весьма впечатляющих и очень даже приятных особенностей:

полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (это когда вы не прячетесь от жизни, а понимаете и принимаете ее);

необусловленное принятие себя и других (таковых, какие они есть, то есть безотносительно к тому, соответствуете ли вы или эти другие вашим ожиданиям и идеалам — и независимо от того, что вы получаете от себя и других);

профессиональная (а не дилетантская) увлеченность любимым делом (в расшифровке не нуждается);

автономность как независимость от социальной среды и чужих мнений (это, если хотите, принадлежность к самостоятельному сословию по С. Кириенко — но в полном смысле этого слова);

способность к пониманию других людей (внимательность, доброжелательность и т. п.);

стремление к новизне и открытость опыту (а еще и свежесть и непредвзятость оценок);

четкое, но гибкое различение цели и средств, добра и зла (согласитесь, что фразу «цель оправдывает средства» придумали люди, весьма далеко отстоящие от самоактуализации);

непосредственность и естественность поведения (равно как и скептически-насмешливое отношение ко всяческим условностям и «ритуалам»);

великолепное чувство юмора (способность незлобиво посмеяться над всем, включая себя)

подлинное саморазвитие, самоактуализирую- щее творчество — в работе, любви и просто жизни (открытое проявление своих способностей и четкое «улавливание» потенциальных возможностей);

готовность к осознанию проблем и трудностей, подлинному пониманию своих возможностей и конгруэнтность — соответствию содержания переживания переживаемому без искажений, вносимых туннелем реальности.

Только не надо думать, что самоактуализация —

это все в вашем развитии. Все, чего вы можете достичь в жизни во внутреннем субъективном плане. Это не совсем так и более того — совсем не так. Дело в том, что во-первых, она (самоактуализация) все-таки не устраняет все ваши внутренние и внешние конфликты, а даже просто не приводит еще к установлению психической гармонии и нерушимого внутреннего единства (целостности). Это хорошо понимал и сам А. Маслоу, утверждавший, что «...самоактуализацию можно было бы определить как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или ненужных, или «ненастоящих») проблем жизни, так что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым «экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения) — и не только обратиться, но и устоять перед ними и взяться за них. То есть самоактуализация — это не отсутствие проблем, но движение от преходящих и ненастоящих проблем к настоящим проблемам».

Во-вторых, как справедливо отмечал, говоря о самореализации Р. Ассаджоли2, чаще всего под этим термином («самореализация») подразумевают само- осуществление — психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека. Что как раз и соответствует самоактуализации по А. Маслоу. Но тогда нужно отличать данную разновидность самореализации от другого ее вида — самореализации как самопостижения. Постижения себя как открытия и осознания в себе синтезирующего духовного центра Высшего Я.

Самореализация по Р. Ассаджоли. Собственно, в этой книге я не собираюсь обсуждать с вами проблему число духовного роста и развития, которой так много внимания уделяет именно психосинтез. Задача у нас другая — сделать вашу судьбу успешной, что может быть достигнуто и без специальных психотехнологий постижения Высших Планов Сознания и Бытия. Однако Р. Ассаджоли в другой своей работе описывает очень интересные для нас с вами стадии самопостижения и гармоничной внутренней интеграции, с каковыми я вас сейчас и познакомлю.

Глубокое познание своей личности.

По Р. Ассаджоли этот этап духовного развития как бы разбивается на две задачи:

• составления своеобразной описи элементом, образующих нашу сознательную личность и

• исследование обширных областей нашего бессознательного.

Контроль над разумными элементами личности.

Здесь «отец» психосинтеза прежде всего рекомендует (в качестве наиболее эффективного) метод (технику) разотождествления, основанный на следующем фундаментальном психологическом принципе

• Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем

• Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя разотождествляем.

Это действительно нечто фундаментальное. Ведь каждый раз, когда мы отождествляем себя с любой своей слабостью (унынием, усталостью, раздражением или болезнью, говоря «Я в унынии», «Я устал», «Я раздражен», «Я болен») мы не только ограничиваем себя, отдаваясь на откуп этой самой слабости, но (замечание энэлпера) попросту программируем свое бессознательное на воспроизводство и усиление этого негативного состояния. Если же мы разотож- дествимся со своей слабостью и как бы вынесем ее за скобки своего «я», сказав себе «мною пытается овладеть уныние (усталость, раздраженность или болезнь), мы, наоборот, активизируем все силы нашего бессознательного на борьбу с негативным состоянием. И бдительное «я» критично, беспристрастно и холодно рассмотрит нашу слабость, после чего, скорее всего, найдет ресурсы для ее устранения. Или, по крайней мере, оно не будет смято и поглощено негативным состоянием, а сможет выждать, сохранив себя, до наступления благоприятного момента. Должен также отметить, что человек есть существо,

«Самореализация и психические расстройства». В кн.

«Психосинтез. Теория и практика».

 

которое способно отождествиться с чем угодно — от собственного больного зуба и машины до югославского конфликта и коммунистической идеи. Результат же всегда один и тот же: тем, с чем мы отождествились, мы больше не в состоянии управлять. Более того

• мы даже не можем здраво его оценивать...

Постижение своего истинного Я — выявление или создание объединяющего центра.

На данной стадии Р. Ассаджоли предлагает создать идеальный образ совершенной личности, соответствующий вашему масштабу, стадии развития и психологическому опыту, после чего отождествиться с нею, начав практически воплощать свой идеал в жизнь.

Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

А это уже некое окончательное воплощение стадии 3, когда вы, выявив или создав объединяющий центр — идеальную модель, начинаете строить вокруг него свою новую личность: внутренне согласованную и объединяющую в одно целое.

Р. Ассаджоли предлагает следующие шаги этого построения:

• разработка плана действий и формулирование некой внутренней программы, когда вы мысленно представите цель, к которой стремитесь, и ясно осознаете задачи, возникающие в связи с ее достижением;

• переработка и использование всех имеющихся в распоряжении энергий, что, например, включает «трансмутацию» энергий негативных эмоций типа гнева и т. п.;

• развитие недостающих или недостаточно развитых для достижения выбранной цели сторон своей личности;

• согласование и самоподчинение (координация и субординация) различных психических функций и энергий во имя создания устойчивой структуры личности.

Характеристики устойчивой личности. Все вышеописанное представляет собой прекрасный очерки процесса самореализации, многие положения которого будут использованы в данной книге. Однако собственно искомые нами характеристики са- мореализованной личности из него почти исчезли, что заставляет нас как бы вернуться с небес на землю. И вспомнить о последнем в списке черт самоактуализирующейся личности — «конгруэнтнтност- ном» — моменте самоактуализации. Дело в том, что он особо волнует представителей нейролингвистического программирования, которые тоже ищут совершенных людей — но несколько в другом плане. В НЛП под конгруэнтностью понимается согласованность всех элементов себя: Сознания и Тела, Сознательного и Бессознательного, Языка и Мыслей и т. п. Поэтому в определение самоактуализации они добавляют три характеристики устойчивой личности:

Доверие — вера в то, что Вселенная, Мир дружелюбны и благосклонны, а это значит, что как уникальный член дружественной Вселенной вы можете получить все, что хотите, а для достижения своей цели в жизни и выполнения вашей Миссии можете использовать все имеющиеся ресурсы: как внешние, так и внутренние;

конгруэнтность — действие именно при поддержке и согласии всех ваших возможных и опять- таки согласованных сознательных и бессознательных (и многих других) ресурсов;

равновесие — оптимальное сочетание и соотношение разума, тела, сердца и духа (умственного, телесного, эмоционально-чувственного и духовного начал вашего «Я»).

Здесь мы вплотную подошли уже к весьма конкретному описанию опирающейся на себя, самоак- туализированной и устойчивой личности. Наиболее подробный и очень интересный список входящих в это описание черт предложил Ф. Фанч. Правда, он немного слукавил и предложил его только лишь в качестве перечня неких ключевых показателей, каковые можно отслеживать по ходу продвижения клиента (напоминаю, что Ф. Фанч — известный и очень уважаемый консультант по личностному преобразованию). Не в смысле какой-то моральной оценки, а просто как список качеств, которые желательны для большинства людей.

Ниже этот список, но с моими изменениями и дополнениями) приводится как система полярных (противоположных) описаний, где слева находится то, отчего следует уйти; справа — то, к чему надо прийти, а между этим «слева» и «справа» — отрезок пути, каковой вам надлежит пройти.

цессинга»

ТАМ Человек «Там», если вы его спросите, объяснит свои действия тем, что он ОБЯЗАН это (неважно — что) делать, потому что что-то в его прошлом или будущем (или еще где-то) заставляет его делать это самое. Такие люди часто беспокоятся о том, что произошло, происходит или произойдет где-то там и тогда. -3 -2 -10 1 2 3 ЗДЕСЬ Человек «Здесь» находится полностью здесь и теперь и сосредоточивается в основном на том, что происходит прямо сейчас, а не в прошлом или будущем. Он не тратил время, печалясь о том, что должен был сделать, вместо того, что делает сейчас — равно как и о том, что он должен делать в будущем. Люди «здесь» вполне способны работать над достижением определенного будущего, но они осознают, что их жизнь происходит здесь и сейчас.
СЛЕДСТВИЕ Человек, стоящий на позиции следствия, обычно во всем, что с ним происходит, обвиняет кого-то другого или что-то другое. Для таких людей причина всего, что случается, обычно «где-то там». Кстати, это может выражаться и в форме обвинения себя за что-то прошлое: сделанное или не сделанное — правда, только тогда, когда это сделанное или несделанное воспринимается фатально и судьбоносно. -3-2-10 12 3 ПРИЧИНА Человек, стоящий на позиции причины, предполагает, что именно он играет ключевую роль в своей жизни и судьбе. Он признает, что является причиной того, что с ним происходит, и наслаждается ролью того, благодаря кому что-то и происходит. Он знает, что события создаются в текущий момент.
ИНЕРТНОСТЬ Инертный человек не действует, если он не обязан этого делать. Если нет внешнего стимула, он просто остается неподвижным. Такие люди часто делают одно и то же, не получая при том никакого удовольствия от деятельности. -3-2 -10 12 3 1 1 1 1! 1 АКТИВНОСТЬ Подлинно активный человек наслаждается деятельностью. Он действительно активен и большую часть времени что-то осуществляет. Активность для такого человека — естественное, а не «изподпалочное» состояние. Он действует, основываясь на своих намерениях, и ему удается добиваться того, чтобы дела двигались в нужном направлении.
НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ Неэффективный человек испытывает затруднения в том, чтобы что-то осуществлять. В деятельности напрягается и часто расстраивается от того, что не может получить никаких результатов. Откладывает дела на потом и по своей природе способен вносить в них беспорядок. -3 -2 -1 0 12 3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ Эффективный человек способен напрямую добиваться результатов. В состоянии деятельности он скорее расслаблен, чем напряжен. Предпочитает заниматься сложившейся ситуацией и улучшает ее. По своей природе превращает путаницу в порядок.
НЕОСОЗНАНИЕ НОВОГО Человек, не осознающие нового, считает, что новое — это хорошо забытое старое, а его обучение приходит откуда-то извне. Часто не понимает чего-то, не обнаруживает ничего самостоятельно, и в основном только ждет, чтобы что-то новое произошло. -3-2-10 12 3 ОСОЗНАНИЕ НОВОГО Человек, осознающий новое, умеет обучаться, просто исследуя сложившуюся ситуацию. Легко и гибко обнаруживает новое в процессе непрерывного обнаружения че- го-то. Признает и понимает, что свое обучение создает самостоятельно.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ Приспосабливающийся человек предпочитает, чтобы дела шли по-старому. Старается «вписаться» и делать то, что от него ожидают и что общепринято. Скучает, если ему не предлагают то, чем можно заняться. Не выступает с новыми идеями, а если его к этому все-таки принуждают, пытается построить или создать нечто с помощью логики. -3-2-10123 ТВОРЧЕСТВО Действительно творческий (не важно в чем) человек предпочитает действовать по- новому или по другому, добавляя уникальную ценность во все, что делает, и улучшая это. Сам создает свой интерес к чему-то и считает любую деятельность игрой или возможностью развлечься. С готовностью и без особых причин выступает с новыми идеями или предложениями.

 

БУКВАЛИЗМ Буквальный человек согласен реагировать только на то, что он осознает и может объяснить логически. Он обычно отрицает полезность всего, что получено без помощи логического анализа (предчувствия, интуиции и т. п.), и часто буквально воспринимает слова, метафоры и символы. -3-2-10 12 3 ИНТУИЦИЯ Интуитивный человек умеет принимать импульс, даже если он нелогичен и как бы пришел ниоткуда. Он чутко реагирует на восприятия, приходящие с различных уровней бытия и сознания — даже если они под- или сверхсознательны и не поддаются логическому объяснению.
ОЦЕНИВАНИЕ Оценивающий человек реагирует на другие точки зрения, оценивая их. Обычно в каждый момент времени придерживается только одной точки зрения и старается защищать свои взгляды. -3-2-10 12 3 ПРИНЯТИЕ Принимающий человек открыт ко многим разным точкам зрения. Может одновременно охватывать различные взгляды на что-то. Не нуждается в оценивании точек зрения, отличающихся от его собственной, и обязательном отстаивании своих взглядов.
НЕЧЕСТНОСТЬ Нечестный человек не обязательно врет, но часто скрывает или искажает правду. По самой своей природе предпочитает формулировки, которые скрывают истину. Уходит от прояснения ненаилучших или невыгодно его представляющих ситуаций. Старается отсоединить внешнюю формулировку от внутреннего содержания информации. -3-2 -10 12 3 ЧЕСТНОСТЬ Действительно честный человек охотно и легко признается сам себе и другим в том, что является правдой. По самой своей природе выискивает самую истинную оценку из известных. Движется к прояснению ненаилучших или невыгодно его представляющих ситуаций. Старается доискаться истины на любых ее уровнях.
ЗАКРЫТОСТЬ Закрытый человек почти не выражает эмоций или выражает неизменную эмоцию, за исключением разве что редких вспышек. Подавляет реакции на обстоятельства, и другим не ясно, что он чувствует насчет ситуации. -3-2-10 12 3 ОТКРЫТОСТЬ Открытый человек естественно выражает эмоции и использует разные эмоции, соответствующие различным обстоятельствам. Реагирует на ситуации, чувствуя что-то и выражая это. Эмоции у такого человека — это гибкая реакция на жизнь, а его эмоциональное состояние довольно очевидно для других.
ЗАМКНУТОСТЬ Замкнутый человек не молчун, но имеет опасения и сомнения насчет общения с другими. Часто считает, что общение приводит к стрессу и психологическому напряжению. -3-2-10 12 3 ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ Действительно общительный человек не болтун, но он может общаться с кем угодно и о чем угодно — расслабленно и открыто.

 

Масштабы сфер жизни. А теперь о том, почему я упрекнул Ф. Фанча в лукавстве. Дело в том, что еще до этого вышеприведенного списка, в той же своей книге, он предложил понятие «состояния развития», каковое показывает то, насколько широка область, в которой личность может демонстрировать свою ясность, гибкость, ответственность, творчество, отсутствие автоматических реакций и понимание реальных ощущений.

Безусловно, это очень интересный (и весьма продуктивный) подход к определению уровня развития человека — по масштабу «игрового поля» личности и ее способности справляться со своей игрой на этом расширяющемся «поле». В основу здесь положено понятие «сферы ясности» — т. е. масштабов сферы жизни, каковые может охватить человек. Впрочем, вы все сейчас поймете сами из пространной цитаты из, уже в третий раз упоминаемой, книги Ф. Фанча2.

«Можно разделить всю жизнь на сферы разных масштабов. Можно охватывать все более и более широкие сферы влияния, начиная с индивида, пока не дойдем до бесконечной совокупности всего вместе взятого. Можно представить это в виде концентрических окружностей. Каждый следующий круг включает в себя предыдущий, меньший круг. Такое разделение жизни можно осуществлять по- разному.

2 Там же

 

Личная сфера — Отдельная личность и все, что относится к поддержанию индивидуального суще

ствования. Сюда входят: тело человека, его имя, имущество, личные интересы и вкусы.

Сфера — Взаимодействие между двумя или более индивидами, близкими друг к другу.

взаимоотношении Сюда входят: дружба, брак, семья, а также временные связи и взаимообмен между

индивидами.

Сфера группы — Несколько людей, объединяясь, образовывают групповую деятельность. Это мо

гут быть фирма, клуб, общее дело или любое другое объединение, постоянное или временное. Груггпа приобретает свою собственную жизнь, большую чем движение ее участников.

Сфера общества — Большие группы людей, совместно существуя по соседству друг с другом,

образовывают общества. Общества могут состоять из многих разнообразных групп и с разными интересами. Вместе они более или менее расплывчато образуют национальную самобытность. Страна — это сфера общества.

Планетарная — Вся система планеты является планетарной сферой. Сюда входят общества и все,

сфера что существует в сфере планеты. Кроме того, к ней относятся забота об экологии, а

также все необходимое для того, чтобы справляться с совместным существованием разнообразных групп и видов в замкнутой системе. Наша система — планета Земля.

Сфера звезды -— Планеты входят в солнечные системы. Здесь затрагиваются вопросы взаимодей

ствия между разными планетами, путешествие за пределы сферы планеты и забота о жизненном цикле своей звезды. Мы находимся в солнечной системе звезды «Солнце».

Сфера галактики — Множество звездных систем образуют вместе галактики, которые также имеют

свои долгосрочные творческие циклы. Звезды рождаются и умирают. Цивилизации возникают или распадаются. Мы находимся на окраине галактики под названием «Млечный Путь».

Сфера вселенной — Все, что существует в одном пространственно-временном континууме, образует

вселенную. Даже у вселенной есть циклы, расширения и сужения. Все в ней так или иначе взаимосвязано.

Сфера измерений — Есть много других вселенных в разных измерениях, которые существуют на разных частотах вибрации. Можно путешествовать между ними или осознать свое многомерное существование в них. Вместе все эти измерения образуют то, что можно назвать «Большой Вселенной».

Всеобъемлющая сфера — Совокупность всего существующего, включая творческий потенциал создать все,

что угодно, является самой широкой сферой. Ее можно назвать «Все-что-есть». В то время как все другие сферы ограничены и раздроблены. Всеобъемлющее по своей природе целостно и совершенно».

Возможно, «космичность» «ясностей» с шестой по одиннадцатую несколько смутила вас своей масштабностью и, в подлинном смысле этого слова, эзотеричностью (эзотерический — это буквально «внеземной»). Но, как пишет Ф. Фанч, даже состояние полной ясности — вовсе не утопия, и есть люди, которые его достигли. Люди (люди?), которые всегда знают, что им делать и у которых всегда все получается...

Модель душевной зрелости. А теперь последняя модель совершенной личности — душевной зрелости. Я создал ее сам, причем вначале — с достаточно узкоутилитарными целями описания нейро-соматического здоровья для своей книги «Исцеление с помощью НЛП». Однако вскоре выяснилось, что она охватывает несколько больший объем психической жизни человека, чем изначально предполагалось. Согласно этой модели, жизнь и взросление человека представляет собой (в психологическом плане) процесс перехода От некоторых исходных реалий бытия К новому их содержанию — от патологии обыденной жизни к освоению пространства собственной жизнедеятельности через психологический рост и созревание. Описание того, от чего мы идем и к чему придем, приведено в следующей таблице и на рис. 7.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.