Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для того, чтобы экологично жить, нам стоит






Отказаться от неэкологичного и обессмысленного образа жизни Познать и понять Сущность своей жизни, ее Смысл и Предназначение
Преодолеть раздробленность собственного «Я» и раскол на полярности Добиться согласованности объединенных единиц Сознания
Отказаться от позиции Следствия и перейти на позицию Причины Обрести систему целей жизнедеятельности и обнаружить или создать совокупность адекватных способов (процессов) их достижения
Проработать собственные ограничивающие убеждения и фиксированные идеи Создать гибкую и экологичную систему собственных убеждений
Отказаться от подавления своих глубинных смыслов и нужд Прояснить свои истинные потребности и реализовать их экологичным образом
Высвободить и разрушить шаблоны негативных чувств, заставляющие нас реагировать принужденно и неэкологично Обрести свободу чувств, гибкое и экологичное эмоциональное реагирование
Очистить свою психику от импринтов и записей психотравматических происшествий Освоить экологичное реагирование на проблемные и стрессогенные условия и обстоятельства

Надеюсь, что большинство из описанного в таблице (и представленного на рисунке) вам понятно. Кое-что не очень понятое (например, преодоление раздробленности собственного «Я» и раскола на полярности) станет окончательно ясным немного далее. А сейчас попробую добавить несколько штрихов к абрису того, каким стоит быть — но уже, как говорится, по жизни (т. е. с точки зрения жизни, которую вы обретете).

Права и свободы человека. Прежде всего, став самоподдерживающимся, самоактуализирующимся и личностно-устойчивым, вы наконец-то сможете уверенно-спокойно (а не истерично и «с боем») реализовать свои права и пользоваться этими правами. Нет, я не о правах человека, сформулированных ООН. Речь здесь идет о психологических правах любого из нас, составленных К. Келли1:

право быть независимым,

право на успех,

право быть выслушанным и принятым всерьез,

право получать то, за что платишь„

право иметь права,

право отвечать отказом на просьбу, не чувст

вуя себя виноватым или эгостичным,

право просить то, чего хочешь,

право делать ошибки и быть ответственным за

Них,

право не быть напористым (т. е. не участвовать

во всеобщих крысиных бегах etc — С. К.).

Энэлперы добавляют к этому еще несколько прав — пять базовых свобод В. Сэтир

свобода ощущать,

свобода думать и интерпретировать то, что думаешь,

свобода чувствовать,

свобода желать и выбирать,

свобода воображать.

А еще — присовокупляют к этому свою искреннюю и глубокую убежденность в том, что все мы абсолютно свободны:

видеть и слышать то, что есть, вместо того, что должно быть, было или будет,

говорить, что мы чувствует и думаем на самом деле, вместо того, чтобы говорить о том, что нам следовало бы чувствовать и думать,

чувствовать то, что мы чувствуем, вместо того, чтобы чувствовать то, что мы должны чувствовать,

просить того, чего мы хотим, вместо того, чтобы ждать разрешения,

рисковать на свою ответственность вместо того, чтобы бояться «раскачать лодку».

1 По: К. Рудерстам. «Групповая психотерапия».

 

 

Такие вот очень нужные каждому права. Жаль, что полноценно, без борьбы, воплей и истерик воплотить их удается только действительно «продвинутым» людям. Однако шанс сделать это есть у каждого из нас. И, кстати, если вы начнете последовательную «парламентскую» (т. е. «конституционными методами») борьбу за реализацию этих прав в своей жизни, вы явно продвинетесь на пути своего личностного роста и саморазвития. Вот только помните: любая морадь, конечно же, относительна. Но абсолютным является надморальный закон, именуемый категорическим императивом И. Канта и в наиболее общем смысле формулируемый так:

ТЫ МОЖЕШЬ ДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТО ЗАХОЧЕШЬ — НО ТОЛЬКО ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ЭТО НЕ МЕШАЕТ

ДРУГИМ ЛЮДЯМ.

Жизнь, которую вы обретете. Итак, в результате своего роста и развития вы получите подлинные права человека, позволяющие вам жить намного эффективнее и счастливее. Но помимо этого вы приобретете и еще нечто бесценно-важное — не просто новую жизнь, но новый, качественно более высокий фундаментальный модус вашего существования в мире. Поясню это свое утверждение.

Согласно И. Ялому1, в 1926 году известнейший ныне экзистенциалист М. Хайдеггер обнаружил, что имеются как бы два уровня этого самого модуса существования

• состояние забвения бытия и

• состояние сознавания бытия.

Забвение бытия — это как раз и есть способ существования большинства из нас. В нем мы как бы бежим от жизни и живем в мире вещей, погруженные в жизненную рутину. Человек в этом модусе существования «снижен», поглощен «пустой болтовней», затерялся в «они» (орфография И. Ялома). Он в буквальном смысле этого слова капитулировал перед повседневностью, в коей более всего озабочен тем, каковы — хорошие или плохие, правильные или неправильные, полезные или вредные и т. д. и т. п. — вещи, события, обстоятельства да и сама жизнь.

Забвение бытия — это, по М. Хайдеггеру и И. Ялому, повседневный способ существования, в котором мы не осознаем себя творцами собственной жизни и мира; спасаемся от них бегством, то и дело попадая в ловушки, и избегаем выбора, будучи «унесенными в успокаивающую «никтовость» («я — никто, а с никто и взятки гладки» — в общем, «моя хата с краю...»).

Сознавание бытия — это уже нечто совсем другое (и качественно иное). Пребывая на этом модусе существования, человек сосредоточен не на «как», в а на «что» — не на свойствах и оценках вещей, а на том, что они просто есть. Так, например, когда мы действительно любим кого-то, то любим его не за то, что он умный, добрый, храбрый и красивый (ибо в этом случае должны немедленно «разлюбливать» этого другого, как только он таковым перестанет быть), а просто за то, что есть. И тогда неважно, что с течением времени все эти его прекрасные качества как-то стерлись, поблекли и потускнели — он просто есть, и этого достаточно...

Существовать в данном модусе — это значит действительно непрерывно сознавать свое бытие и свою ответственность за него. Именно на модусе сознавания бытия мы являемся полностью самосознающими, живущими «здесь и сейчас» и приемлющими мир и самого себя — со всеми своими как возможностями, так и ограничениями. Принимающими жизнь такой, какова она есть, а не такой, какой она должна быть в соответствии с нашим туннелем реальности...

По М. Хайдеггеру и И. Ялому, переход на более высокий модус осознавания бытия часто происходит в силу трагического в своей сути столкновения с реальностью конечности жизни и неизбежной смерти. Так, уже только И. Ялом исследуя больных раком, обнаружил, что многие из них использовали кризисную интуицию и нависшую над ними угрозу как стимул к изменению. И у них произошли порази-

• «Экзистенциальная психотерапия».

тельные сдвиги, внутренние перемены, которые нельзя охарактеризовать иначе, как личностный рост. У этих людей буквально возникло следующее:

изменение жизненных приоритетов и уменьшение значения жизненных тривиальностей;

чувство освобожден! iости: появление способности сознательно не делать то, что не хочешь;

обостренное переживание жизни в настоящем вместо откладывания ее до пенсии или до какой- нибудь еще точки будущего;

переживание природных явлений: смены времен года, перемены погоды, опадания листьев и т. п. как высокозначимых событий;

более глубокий, чем до кризиса, контакт с близкими;

уменьшение страхов, связанных с межличностным общением и озабоченностью отвержением; большая, чем до кризиса, готовность к риску.

Существование на модусе осознания бытия хорошо раскрыто в концепции метанавыков А. Мин- делла2, трактуемых как некие глубокие духовные качества, убеждения, верования и принципы, составляющие чувственные качества человека и выражающие его взгляды на жизнь. В качестве таковых — экологичных и процессуальных, то есть соответствующих сути и течению жизни — его жена, Э. Минделл выделяет некий набор даосских (т. е. последователей ДАО) качеств:

сочувствие — ко всем и ко всему, а более всего к себе,

переработку — всего и вся, что бы ни случилось,

склонность к игре — везде и во всем,

отстраненность от происходящего, дабы понять, что же происходит,

деятельность по принципу «рыбалки» — соединение в себе расслабленности и сосредоточенности1,

соединение иишинизма и учености — 4vecm- венно-интуитивных и познавательно-аналитических методов жизни, работы и познания мира,

спонтанное творчество — во всем,

гибкость и спокойствие.

Здесь мы вплотную подошли к еще одному моменту — деятельности, труда, работы, — каковые, как вы, надеюсь, поняли, лучше осуществлять по принципу «рыбалки». Но есть здесь и еще кое-что. Ф. Клакхольм2 предложила следующую антропологическую классификацию ценностных ориентаций людей в отношении деятельности, каковую я намеренно «перевернул»

• делание

• бытие-в-становлении

• бытие

В первом случае — ориентации на «делание» (на низком уровне развития — С. К.) — для нас значимы преимущественно достижения, оцениваемые по внешним стандартам. В результате такого вот доминирования принципа «главное — чтобы дела были сделаны» (и «чем ты занимаешься» вместо «кто ты есть») мы и становимся обезумившими трудоголиками, скрывающими свой страх жизни и неудовлетворенность ею за кучей дел и обязанностей. Надо ли говорить о том, что для такого человека крах его дела как отход от деятельности (уход от дел, связанный, например, с уходом на пенсию) — это воистину крушение всей его жизни!

Во втором случае — «бытия-в-становлении» (и среднего уровня развития), — акцент меняется, и на первое место выходит не то, что мы можем достичь, а то, что мы есть. В ней уже важное место занимает понятие развития, а на передний план выходит активность, направленная на совершенствование всех аспектов самости.

Ну а в третьем случае — «бытия» (и высокого уровня развития, эквивалентного мудрости) главный становится сама по себе активность в отличие от цели и процесс, в отличии от результата. Суть спонтанное и естественное «деятельностное» самовыражение личностной «есгь-ности» — (то есть того, что вы есть...).

И, конечно же, результатом личностного роста и саморазвития становится обретение мастерства в профессиональной и иной деятельности. Лучше всего, на мой взгляд, в этом вопросе разобрались энэл- перыг которые в доставшемся мне неизвестно откуда листочке семинара по НЛП, по-видимому, проведенного ИГИСП, так определили различия между просто уровнем компетенции и уровнем Мастера:

У. Делание своего дела:

без усилий,

без намеренных попыток,

без внутреннего диалога,

без дополнительного напряжения,

без предварительного просмотра.

Осуществление деятельности в интеграции:

~ сознательного и бессознательного,

ориентации на достижение результата и любопытства, «незнания» и удивления,

цели и бесцельности («цель в том, чтобы не иметь цели»).

Соединение наработанной практики и спонтанности (так, мастер айки-до практикуется, чтобы действовать в строго дисциплинированном состоянии незнания — действовать и пытаться понять, что ты делаешь, приводит к расщепленному сознанию, что плохо сказывается на овладении предметом и самой деятельности).

Деятельность со способностью изменять личные границы —- т. е. способность сознательно менять фокус внимания (так, гонщик чувствует дорогу через колеса машины, а глаза слепого находятся на кончике его палки.

Осуществление активности в состоянии конгруэнтности:

с Союзниками внутри тебя,

с мечтами, фантазиями и снами и

с обществом (сообществом), которое создает контекст для проявления твоих способностей и мастерства.

Делание в режиме управляемого внимания — т. е. способность направлять внимание па важные точки во времени события и поступки (эти точки могут быть и внутренними, и внешними): иными словами, это способность правильно выбирать себе фильтры туннелей реальности.

Осуществление деятельности в «множественном» описании, ибо уровень Мастера — это способность описывать события с разных точек зрения и использовать наиболее подходящую из них для достижения желаемого эффекта.

Заканчивается «энэлперский лист» словами, ка- ЭТО ЛЕГКО, НО НЕ ПРОСТО

ковыми и я хочу завершить всю эту главу: ИЛИ ТРУДНО, НО НЕ СЛОЖНО

Упражнение 11. Техника анализа и конкретизации удовлетворенности потребностей. Оцените уровень собственной удовлетворенности основных потребностей по А. Маслоу, обведя кружком соответствующую вашему выбору цифру:

• — полностью не удовлетворены;

• — большей частью не удовлетворены;

• — в основном не удовлетворены;

• — в чем-то удовлетворены, а в чем-то нет;

• — в основном удовлетворены;

• — большей частью удовлетворены;

• — полностью удовлетворены.

Физиологические потребности (в еде, питье и т. п.              
Потребности в безопасности (надежность физического и социального состояния)              
Социальные потребности (в любви, контактах, социальной активности и т. п.)              
Потребности в уважении (самоуважении, престиже, успехе и т. п.)              
Потребности в самоактуализации (самореализации и самоутверждении              

-♦ Для каждой из потребностей, которую вы оценили ниже 4, ответьте на следующих два вопроса:

• Чего я хочу в связи с этой потребностью — что иметь и чем обладать?

• Что мне надо прямо сейчас или в ближайшее время для того, чтобы уровень удовлетворенности этой самой потребности повысился хотя бы на 1—2 балла?

- Теперь для каждой из вещей или целей, которые «всплыли» и вас при ответе на вопрос «Что мне надо?» придумайте и запишите по три действия, которые помогут вам приблизиться к обладанию желаемым.

Упражнение 12. Техника анализа характеристик самоактуализации.

- Внимательно изучите список качеств, присущих самоактуализирующей личности, и оцените, насколько каждое из них присуще именно и конкретно вам по, например, пятибалльной системе:

         
         
         
         
         
         
         

 

Готовность к осознанию проблем и трудностей, а также понимание своих возможностей и ограничений          

Если сомневаетесь в своей объективности, доверьте право оценить вас кому-нибудь из близких.

- Аналогичным образом прикиньте, насколько вам свойственны

Доверие к миру          
Конгруэнтность          
Равновесие          

Упражнение 13. Техника оценки ключевых показателей развития. -♦ Проанализируйте перечень ключевых показателей Ф. Фанча и определите, где именно вы находитесь между полярностями

Там -3-2-10123 Здесь
Следствие -3-2-10123 Причина
Инертность -3-2-10123 Активность
Неэффективность -3-2-10123 Эффективность
Неосознание нового -3-2-10123 Осознание нового
Приспособление -3-2-10123 Творчество
Буквализм -3-2-10123 Интуиция
Оценивание -3-2-10123 Принятие
Нечестность -3-2-10123 Честность
Закрытость -3-2-10123 Открытость
Замкнутость -3-2-10123 Общительность

- Теперь проанализируйте структуру психосоматического здоровья С. Ковалева. Оцените, насколько ей соответствует ваша собственно индивидуальность. И попробуйте наметить основные направления вашего будущего личностного развития.

Упражнение 14. Техника создания новых качеств.

- 1. Выберите качество, которое, как вы чувствуете, в настоящее время будет способствовать осуществлению постепенно раскрывающегося замысла вашей жизни.

• Теперь представьте, какими бы вы были, если бы обладали этим качеством во всей его полноте. Позвольте этому образу себя сформировать во всех деталях. Посмотрите, как это качество проявляется в его взоре, положении тела, выражении лица. (Поначалу образ может быть не очень устойчивым, размытым, появляться и исчезать. Но и в этом случае он окажет сильное воздействие на ваше бессознательное). Несколько мгновений удерживайте в уме этот образ, призывая его все полнее проявлять выбранное вами качество.

• Представьте, что вы входите в этот образ и образуете с ним одно целое, — как если бы оделись в новую одежду. Слившись с ним, почувствуйте, что выражаемое им качество стало частью вас. Представьте, как ощущается полнота обладания этим качеством. Почувствуйте, что оно наполняет ваше тело. Почувствуйте, что оно проникло в каждую клетку, что оно течет по жилам, пропитывает все ваше тело. Представьте, что это качество пронизывает ваши чувства, образ мысли и движущие вами мотивы.

• Наконец, представьте себя в одной или нескольких ситуациях повседневной жизни, проявляя это качество больше обычного. Подробно представляйте, как разворачиваются эти ситуации.

• Проделайте тоже самое для других важных качеств.

Упражнение 15. Техника определения уровня личностного развития.

- Ответьте на вопросы опросника личностного роста И. Ялома.

Никогда — 1, редко — 2, иногда — 3, часто — 4, всегда — 5.

• Я могу открыто говорить со своим(ей) супругом(ой) 1 2 3 4 5

• Я чувствую красоту природы 1 2 3 4 5

• У меня есть ощущение личной свободы 1 2 3 4 5

• Я стараюсь быть открытым(ой) со своими детьми 1 2 3 4 5

• Я получаю от жизни много удовольствия 1 2 3 4 5

• В общении я честен(на) и открыт(та) 1 2 3 4 5

• Я делаю только то, что по-настоящему хочу делать 1 2 3 4 5

• Я живу в настоящем, а не в прошлом или будущем 1 2 3 4 5

• У меня бывают моменты глубокой умиротворенности 1 2 3 4 5

• Я отстаиваю свои личностные права 1 2 3 4 5

• Я чувствую себя психологически комфортно 1 2 3 4 5

• В общении с друзьями я открыт(а) 1 2 3 4 5

• Мне кажется, я знаю нечто важное о жизни, что могу передать другим 1 2 3 4 5

• Я способен(на) определять, что хочу делать 1 2 3 4 5

• Моя жизнь имеет смысл и значение 1 2 3 4 5

Определите «средний балл» уровня вашего развития (а точнее — осознания бытия) по формуле уровень осознания бытия = I баллов/15

Скорее всего, он окажется невысоким. Что ж, вернитесь к опроснику и как следует проанализируйте ваши позиции по всем тем пунктам, которые получили низкие оценки.

^► Оцените, как часто в вашей собственной жизни вы оказываетесь способным реализовать основные права человека (техника оценки реализации прав человека):

Никогда — 1, редко — 2, иногда — 3, часто — 4, всегда — 5.

• Право быть независимым 1 2 3 4 5

• Право на успех 1 2 3 4 5

• Право быть выслушанным и принятым всерьез 1 2 3 4 5

• Право получать то, за что платишь 1 2 3 4 5

• Право иметь права 1 2 3 4 5

• Право отвечать отказом на просьбу 1 2 3 4 5

• Право просить то, чего хочешь 1 2 3 4 5

• Право делать ошибки и быть ответственным за них 1 2 3 4 5

• Право не быть напористым 1 2 3 4 5

*^~ г- —щ-™ — -... ■ ■ ' " 11 *ш 1 11 1! ' -

Так же определите средний балл уровня реализации ваших прав (Z баллов/9) и проанализируйте свои позиции по пунктам, которые получили низкие оценки.

- А теперь с учетом всего того, что вы обнаружили в упражнениях 11, 12, 13 и 15 подумайте о том, как и каким вы хотели бы жить дальше. Результаты своих размышлений зафиксируйте в какой-либо произвольной, но письменной форме — ну, например, (хотя бы):

«Отныне я буду жить:

• доверяя миру,

• чувствуя красоту природы,

• получая от жизни много удовольствия,

• определяя, что я действительно хочу делать,

• независимо и

• получая то, за что я плачу».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.