Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обобщающий тест по дисциплине






«Русский язык и культура речи»

1. В каких словах на месте буквы О произносится [а]?

а) какао;

б) роман;

в) Шопен;

г) Одесса;

д) реноме.

2. Выберите слова, в которых на месте выделенной буквы Е должна стоять буква Ё:

а) быти е;

б) новорожд е нный;

в) плат е жеспособный;

г) аф е ра;

д) св е кла.

3. Отметьте случаи, когда сочетания ЧН произносятся как [ШН]:

а) конечно;

б) алчный;

в) сердечный удар;

г) сердечный друг;

д) горчичники.

4. Распределите иноязычные слова на две группы: I) слова, в которых Е произносится мягко [е]; II) слова, в которых Е произносится твёрдо [э].

а) крем; е) сессия;

б) кодекс; ж) критерий;

в) тест; з) шинель;

г) кофе; и) термин;

д) бизнес; к) пресса.

5. Укажите, в каких случаях имеются ошибки в написании (запишите исправленные слова):

а) жаждущий; в) будующий;

б) инцидент; г) следующий;

д) прецедент; з) черезвычайный;

е) компроментировать; и) ньюанс;

ж) конкурентоспособный; к) ровесник.

6. В каком слове ударение падает на последний слог?

а) позвонит;

б) понял;

в) свекла;

г) сваты;

д) шоферов.

7. Найдите случаи, когда ударение падает на первый слог:

а) мышление;

б) начать;

в) маркетинг;

г) завидно;

д) столяр.

8. Выберите слова с ударением на втором слоге:

а) феномен;

б) черпать;

в) щавель;

г) углубленный;

д) оптовый.

9. Укажите варианты равноправного ударения в литературном русском языке:

а) эпилé псия – эпилепсú я;

б) кó мпас – компá с;

в) твó рог – творó г;

г) ú скра – искрá;

д) квá ртал – квартá л.

10. Определите вариант образования кратких форм прилагательных и причастий, в котором ударение падает на предпоследний слог:

а) важна;

б) начата; в) принята;

г) красива; д) создана.

 

11. Укажите, в каких случаях ударение в глаголах падает на последний слог:

а) занял;

б) начала;

в) взяла;

г) поняли;

д) черпать.

12. Выберите имена существительные с неподвижным ударением:

а) торт;

б) доктор;

в) грунт;

г) волна;

д) шофёр.

13. Найдите глагол, в котором ударение падает не на последний слог:

а) нормировать;

б) формировать;

в) облегчить;

г) премировать;

д) уведомить.

14. Выявите варианты ударения, которые не употребимы в литературном русском языке:

а) намерé ния;

б) хозяевá;

в) докý мент;

г) дó говор;

д) тý фля.

15. Отметьте смыслоразличительные варианты ударения:

а) по срé дам – по средá м;

б) языкó вый – языковó й;

в) углý бить – углубú ть;

г) хлó пок – хлопó к;

д) вú дение – видé ние.

 

16. Найдите ошибки в употреблении словосочетаний:

а) крепкий толь;

б) старый туфель;

в) новая тюль;

г) застарелая мозоль.

17. Укажите равноправную вариантную пару употребления имени существительного:

а) босоножка – босоножек;

б) тапка – тапочка;

в) рельс – рельса;

г) банкнот – банкнота.

18. Выявите случай употребления имени существительного женского рода, дописывая окончания зависимых от существительных слов:

а) мутн… Миссисипи;

б) многолюдн… Дели;

в) МЧС отметил…;

г) горяч… какао.

19. Найдите слова мужского рода:

а) шимпанзе; д) атташе;

б) жалюзи; е) шампунь;

в) ООН; ж) пони;

г) кофе; з) ГУВД.

20. Определите случай неправильного образования названия национальностей женского рода от мужского рода:

а) индеец – индианка;

б) индиец – индийка;

в) грек – гречка;

г) китаец – китаянка.

21. Укажите просторечные варианты слов, отделив их от разговорных вариантов:

а) лаборантка;

б) секретарша;

в) кассирша;

г) преподавательница.

22. Выявите случаи неправильного образования множественного числа имён существительных:

а) профессоры; д) директоры;

б) сорта; е) трактора;

в) ректоры; ж) торты;

г) инженера; з) секторы.

23. Среди стилистических вариантов образования множественного числа имён существительных (общелитературных и разговорных) укажите равноправный вариант:

а) договоры – договора;

б) бухгалтеры – бухгалтера;

в) цехи – цеха;

г) прожекторы – прожектора.

24. Среди смыслоразличительных вариантов образования множественного числа выявите неправильный:

а) корпусы – корпуса;

б) образы – образа;

в) слесари – слесаря;

г) ордены – ордена.

25. Образуйте от предложенных существительных родительный падеж множественного числа, отметьте, в каком случае употребляется окончание -ов (-ев):

а) блюдца;

б) чулки;

в) гектары;

г) амперы.

26. Укажите случаи неправильного образования множественного числа родительного падежа имён существительных:

а) апельсинов; д) простыней;

б) туфель; е) полотенец;

в) носков; ж) блюдцев;

г) цыганов; з) ньютонов.

27. Допишите окончания имен существительных, укажите случаи употребления родительного падежа единственного числа мужского рода и предложного падежа единственного числа мужского рода, оканчивающиеся на -у:

а)пачка душистого табак…;

б) килограмм сахар…;

в) ни слух… ни дух…;

г) прикупить сырк…;

д) в спасательном круг…;

е) на берег…;

ж) разбираться в мед…;

з) на нашем счет… в банке.

28. Укажите неправильно образованные формы степеней сравнения имён прилагательных:

а) более шире;

б) самый кратчайший;

в) самый хороший;

г) менее интереснее.

29. Найдите ошибки и неточности в употреблении имен прилагательных:

а) коротчайшая дорога;

б) метод лечения бездействен;

в) отряд многочисленен;

г) самое ближайшее время.

30. Укажите ошибку в склонении числительного:

а) четыреста человек;

б) нет ста солдат;

в) гордиться стами друзьями;

г) около двухсот учеников.

31. Укажите ошибки:

а) к трехстам;

б) о шестиста;

в) пятьюдесятью;

г) восьмисот.

32. Выявите неправильные варианты склонения числительных (с существительными):

а) к первому сентябрю;

б) пяти восьмыми метра;

в) четырестами девяноста пятью домами;

г) восемью тысячами девятьюстами девяноста пятью;

33. Укажите неправильный вариант употребления составных числительных оканчивающихся на 2, 3, 4 с существительными, употребляющимися только во множественном числе:

а) купили тридцать три штуки ножниц;

б) прошло двадцать двое суток;

в) в течение двадцати двух суток;

г) прошло двадцать два дня.

34. Выявите ошибки в употреблении собирательных числительных:

а) двое детей;

б) четверо студенток;

в) трое генералов;

г) обоими студентами.

35. Найдите неправильно образованную личную форму глагола:

а) буду пылесосить;

б) могу очутиться;

в) пылесосю;

г) воспользуюсь пылесосом.

36. Среди разговорных выявите просторечный вариант глагольной формы:

а) сыпет;

б) махает;

в) выздоровят;

г) полоскает.

37. Найдите смысловые ошибки в употреблении глаголов:

а) машина загружалась овощами;

б) фрукты тщательно моют;

в) деталь бросается в ванну;

г) циклон грозит наводнением.

38. Выберите литературные формы употребления глаголов (неразговорные):

а) обуславливаться;

б) сосредоточивать;

в) уполномочивать;

г) удостоивать.

39. Найдите нелитературные варианты употребления глаголов:

а) лазать; д) подымать;

б) видеть; е) приляг;

в) вторгнулся; ж) расторгнул;

г) воздвиг; з) слышать.

40. Найдите деепричастия, образование которых в русском языке невозможно:

а) взяв (от взять);

б) пиша (от писать);

в) проходя (от проходить);

г) ходя (от ходить).

41. Найдите предложение с неверно согласованным сказуемым с подлежащим:

а) Стоял ряд столов.

б) Часть слушающих записывали лекцию.

в) Летом большинство студентов командируются на практику.

г) Как обычно, по перрону ходили множество встречающих.

42. Выберите правильный вариант сказуемого:

а) Двадцать один студент опоздал.

б) Двадцать один студентов опоздали.

в) Двадцать один студент опоздала.

г) Двадцать один студент опоздало.

43. Выявите неправильно употребленные формы сказуемого:

а) Прошло пять лет.

б) Двадцать человек пришло на экзамен.

в) Шесть встречных машин сигналило нам.

г) Прошло пять человек.

44. Определите, в каких случаях необходимо использовать сказуемое единственного числа мужского рода:

а) Диван-кровать (куплен – куплена).

б) «Таймс» (опубликовал, опубликовала) статью.

в) «Московский комсомолец» (написал, написала) о выставке.

г) ФСБ (выступил, выступила) с заявлением.

45. Укажите случай, в котором обнаружена ошибка в управлении:

а) разъяснение смысла указа;

б) потребность в средствах производства;

в) заведующий кафедры;

г) управляющий банком.

46. Найдите ошибки:

а) отчитаться в израсходовании полученного аванса;

б) отзыв о статье;

в) рецензия на статью;

г) превосходство новой техники перед старой.

47. Составьте правильные словосочетания, согласовав слова в скобках. Укажите, в каких случаях используется предлог:

а) удивляться (результаты);

б) упрекать (грубость);

в) платить (проезд);

г) оплатить (проезд).

48. Укажите случай, когда необходимо использовать предлог «на»:

Поехать… а) …Кавказ;

б) …Крым;

в) … Белоруссию;

г) …районы.

49. Определите, где необходим пространственный предлог «с»

Приехать… а) …Кавказа;

б) …Крыма;

в) …Белоруссии;

г) …районов.

50. Укажите предлог, который «требует» дательного падежа:

а) вследствие;

б) в связи;

в) согласно;

г) ввиду.

51. Найдите ряд синонимов, в котором обнаруживается ошибка в управлении:

а) беспокоиться (о ком?) – тревожиться (за кого?);

б) надеть (что? (на что?) – одеть (кого? (во что?);

в) уплатить (за что?) – оплатить (что?);

г) отзыв (на что?) – рецензия (о чём?).

52. Найдите ошибку в употреблении деепричастных оборотов:

а) Прочитав рукопись, я понял, что она нуждается в доработке.

б) Возвращаясь домой, меня застиг дождь.

в) Подходя к лесу, мне стало холодно.

г) Редактируя рукопись, необходимо учитывать авторский стиль.

53. Выявите предложение, выстроенное с нарушением синтаксических норм:

а) Пролежав два года, документы были востребованы.

б) После того, как документы пролежали два года, они были востребованы.

в) Пролежавшие два года документы были востребованы.

г) Отложенные нами документы были востребованы через два года.

54. В каких предложениях необходимо устранить ошибки в употреблении однородных членов предложения:

а) Не ставьте вещи, чемоданы и сумки на ступеньки.

б) Это было освещено в лекциях и брошюрах, докладах и журналах.

в) Больному давали бульон, какао, фрукты.

г) Приглашаются на работу мужчины и женщины.

55. Выявите ошибки, допущенные при употреблении однородных членов предложения:

а) Я люблю шоколад и печенье.

б) Автобус имеет высокие подножки и низкие динамические показатели.

в) «Я люблю шоколад и блондинов». (Из рассказа А.П. Чехова)

г) Магазину требуются продавцы овощей и картофеля.

56. Найдите ошибки в употреблении однородных членов предложения, связанных с нарушением лексической сочетаемости слов:

а) Рабочие завода поддерживают и голосуют за кандидатуры, выдвинутые участниками митинга.

б) Был внесён ряд предложений и сделаны замечания.

в) Руководство предприятия поблагодарило и премировало лучших работников.

г) Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

57. В каких предложениях использован неверный или лишний союз:

а) Новые методы распространяются лишь тогда, если результат деятельности будет высоким.

б) Он сказал, что сможет и должен помочь.

в) Преподаватель несколько раз делал замечания, но однако его слова не возымели действия.

г) Лишь тогда, когда все студенты сдали зачёты, начались экзамены.

58. Выберите верный вариант построения сложного предложения (без смысловой двузначности):

а) Вчера журналист взял интервью у представительницы делегации, которая недавно прилетела в Москву.

б) Вчера журналист взял интервью у прилетевшей недавно в Москву представительницы делегации.

59. Укажите правильные варианты построения предложений:

а) Студент сказал, что я ещё не подготовился к ответу.

б) Студент сказал: «Я ещё не подготовился к ответу».

в) Студент сказал, что он ещё не подготовился к ответу.

г) Студент утверждал, что я ещё не подготовился к ответу.

60. Найдите неправильный вариант построения сложного предложения:

а) На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) помощь школе в ремонте мебели; 2)как организовать вечер встречи выпускников школы.

б) На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) помощь школе в ремонте мебели; 2) организация вечера встречи выпускников школы.

в) На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) как помочь школе в ремонте мебели; 2) как организовать вечер встречи выпускников школы.

61. Выберите правильное определение функциональных стилей:

а) Это правила употребления языковых средств в соответствии с их стилистической окраской.

б) Это исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере общения.

в) Это почерк, манера письма.

г) Это информация о принадлежности языкового средства к тому или иному временному или экспрессивному разряду.

62. Среди предложенных вариантов определений задания № 61 найдите определение стилистических норм.

63. Укажите, в каких функциональных стилях главная функция сообщения:

а) литературно-художественный стиль;

б) разговорный;

в) научный;

г) официально-деловой.

64. Найдите стиль, который не является книжным:

а) научный;

б) официально-деловой;

в) публицистический;

г) разговорный.

65. Укажите, какая лексика в русском языке преобладает:

а) научная;

б) разговорная;

в) нейтральная;

г) публицистическая.

66. Укажите, какой стиль проблематичен при определении, т.к. во-первых, использует многообразие языковых средств всех стилей, а во-вторых, зависит от особенностей индивидуально-авторского восприятия мира:

а) официально-деловой;

б) публицистический;

в) научный;

г) литературно-художественный.

67. Что не является жанром научного стиля:

а) резюме;

б) аннотация;

в) лекция;

г) реферат.

68. Какой функциональный стиль характеризует отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств и широким использование штампов:

а) научный;

б) официально-деловой;

в) разговорный;

г) публицистический.

69. Найдите жанры официально-делового стиля:

а) монография; д) приказ;

б) газетная статья; е) патентное описание;

в) докладная записка; ж) инструкция;

г) басня; з) объяснительная записка.

70. В каком функциональном стиле широко используются языковые клише и экспрессивно-выразительные, эмоциональные речевые средства, а также стилистические фигуры?

а) научный;

б) официально-деловой;

в) публицистический;

г) литературно-художественный.

71. Чем различаются слова: лик – лицо – морда?

а) временем употребления;

б) индивидуально-авторскими особенностями;

в) экстралингвистическими (неязыковыми) показателями;

г) экспрессивно-стилистической окраской.

72. К какой группе разрядов слов можно отнести следующие слова: старец – старик – старикашка?

а) слово возвышенное – нейтральное – сниженное;

б) слово оценочное – нейтральное – стилистически окрашенное.

73. Какую дополнительную информацию несут экспрессивно окрашенные слова?

а) никакой;

б) могут выражать эмоции и оценку;

в) говорят о территориальном ограничении в употреблении;

г) несут информацию о профессиональной и социальной среде употребления.

74. Почему необходимо бороться с употреблением просторечных слов и выражений в собственной речи?

а) Так как все просторечные слова не благозвучны.

б) Поскольку такие слова нарушают юридические нормы.

в) Так как просторечные слова всегда «нарушают» либо языковые нормы, либо морально-этические.

г) Поскольку такие слова употребляются только на конкретной территории.

75. Найдите наиболее общую формулировку правила употребления синтаксически окрашенных слов.

а) Нельзя употреблять в речи слова, словосочетания и предложения с несвойственной данной ситуации общения и данному тексту стилистической окраской.

б) Нарушением стилистических норм русского литературного языка является употребление территориально и социально ограниченных слов (диалектов или жаргонов) на территории или в иной социальной среде.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.