Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разрушение структуры фразеологизмов.






 

О высочайшем уровне речевой культуры говорящего свидетельствует, помимо умелого употребления предыдущих групп слов, правильное использование фразеологизмов. Фразеологизмы – это высшая стадия развития устойчивых выражений. Это так называемые «застывшие в веках» устойчивые выражения, которые употребляются в переносном значении (кот наплакал – «мало», вилами по воде писано – «не очевидно»).

Фразеологизмы (фразеологические обороты; от греч. phrases – выражение, оборот речи) представляют собой несвободные, целостные единицы, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде (к примеру, блудный сын, власть предержащие, злачное место, камень преткновения, козёл отпущения, не от мира сего, нести свой крест, притча во языцех, соль земли, умывать руки).

Правило употребления фразеологизмов

Чтобы не нарушить лексическую сочетаемость при использовании в собственной речи фразеологизма, нужно воспроизводить его полностью, не заменять слова, входящие в его состав, на другие и не менять их грамматических форм.

 

Упр.115. Исправьте ошибки, вызванные неправильным употреблением фразеологизмов (не учитывается значение, перемещаются компоненты, пропускаются, заменяются, вставляются слова, смешиваются фразеологизмы, искажаются грамматические формы слов и т.д.).

1. Не все люди одинаковы и расчёсывать всех под одну гребёнку просто недопустимо. 2. Что тут греха скрывать, многие студенты учатся только от сессии до сессии. 3. У нас в этом вопросе ещё и конь не повалялся. 4. Работа оказалась очень тяжёлой, поэтому не каждому это было по плечам. 5. Редакция газеты «Ва-банкЪ» поздравляет всех мужчин с днём Защитника Отечества! Желаем вам всегда оставаться смелыми, добрыми, сильными – настоящими хранителями домашнего очага. 6. Вопрос бюджетной политики сложный, и просто так забросать его шапками нельзя. 7. Частных вузов сейчас прудом пруди. 8. Положение дел остаётся из ряда вон плохим. 9. Многие работники бюджетной сферы влачат свою лямку. 10. Покупатель так и ушёл несолоно нахлебавши. 11. Он сослужил нашей фирме медвежью услугу. 8. В процессе предвыборой гонки всё шито-крыто белыми нитками. 11. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 12. Политический конкурент знал всю его подноготную жизнь. 13. Если дать всем сёстрам по серьге, то ни один вуз России радикально не изменится.

Упр.116. Определите, какие источники (крылатые выражения, фразеологизмы, афоризмы) стали основой речевой выразительности (послужили для создания шуток, каламбуров) в заголовках газетных, журнальных статей, а также явились предметом перефразирования в художественных произведениях. Назовите их.

1. «Брак за брак». 2. «Рудники царя Соломона». 3. «Любишь кататься – люби и денежки платить». 4. «Хорошие примеры заразительны». 5. «Пират рыбака видит издалека». 6. «Пряник за пазухой». 7. «Семь лет один ответ». 8. «За тех, кто в космосе». 9. «Слово не воробей». 10. «Цыплячья слепота». 11. «Много шума и… ничего». 12. «Коза отпущения».13. «Иваново – город инвест». 14. «Имеющий телевизор, да увидит». 15. «Мы не чувствовали себя чужими на этом празднике футбола».16. «Не выносите сор из коллектива». 17. «Язык преткновения» (о русском языке в бывших союзных республиках). 18. «Есть такое слово – нано» (о развитии нанотехнологий).

19. «Кто к глазам недрёмным жмёт два кулачка?». 20. «Отцам из роз венец, тебе из терний». 21. «Чего не слыхал (на ветвях / Молва не рождается в муках!), / В моих преткновения пнях, / Сплошных препинания звуках?». 22. «Как будто бы все кувшины / Востока – на лобное всхолмье. / Такой от куста – тишины, / Полнее не выразишь: полной». 23. «Смотри: кустом неопалимым / Горит походный мой шатёр». 24. «Девица, не скроешь, / Что кость захотела / От косточки врозь». 25. «Вы ж, рёбрышко от рёбрышка…». 26. «Подивись со мной, пророк Моисей! / Купины твоей прекрасной – красней!».27. «Ибо Данзасом – та / Званым, избранным, с часом, с весом». 28. «Сальных карт захватив колоду, - / Ногу в стремя! – сквозь огнь и воду!». 29. «Оттого, что йотой счастлива, / Яств иных не ведала.». 30. «Глазами ведьмы зачарованной/ Гляжу на Божие дитя запретное.».31. «Над колыбелью твоей бесправной / Многое, многое станет явным». 32. «Есть такая дурная басня: /Как верблюды в иглу пролезли»

(Из произведений М.И. Цветаевой).

Упр.117. Подберите к иноязычным фразеологизмам, представленным в первой колонке, соответствующие русские аналоги из второй колонки. Вспомните другие фразеологизмы с подобным значением.

 

4. Он держит рот зашитым (фр.). 2. Он не подожжёт Темзу (англ.). 5. Бык, который участвовал в корриде (исп.). 6. Это пока написано на звёздах (нем.). 7. Живёт как петух в мармеладе (фр.). 6. Я бью мозги палкой (англ.) 7. Я между шпагой и стеной (исп.). 8. Он выпустил щупальца (нем.). 9. Промокший пудель (нем.). 10. Быть под большим пальцем (у кого-либо) (англ.). 8. Быть под каблуком (рус.).   2. Стреляный воробей (рус.)   9. Набрал в рот воды (рус.).   4.Звёзд с неба не хватает(рус.).   10. Мокрая курица (рус.).   6. Как сыр в масле (рус.). 7. Закинул удочку (рус.).   8. Вилами по воде писано (рус.). 9. Между молотом и наковальней (рус.). 10. Ломать голову (рус.).

Упр.118. В приведённых предложениях выявите лексические ошибки, устраните их, определите вид.

1. Финальная игра футболистов играет для них сегодня особенно праздничное значение. 2. Скоропостижный отъезд свидетеля насторожил судей. 3. Первый дебют актёра Камерного театра Алексея Астахова был удачным, успешным и привлёк внимание публики. 4. В этом рассказе рассказывается об известном художнике. 5. В тексте этого выступления много дефектов. 6. Это лучший литературный шедевр Блока. 7.Блоку наиболее удачно удалось передать настроение влюбленного. 8. В городе построен памятник нашему земляку Ивану Алексеевичу Бунину. 9. Дома нас ожидал сытый обед. 10. Повествование в повести ведется от лица главного героя. 11. Я собираюсь предоставить свой доклад на обсуждение. 12. Многие стихи появились в этот период времени. 13. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят. 14. Надо тактически намекнуть ему, что он не должен перечить родителя. 15. Нередко можно видеть людей, неосмотрительно пренебрегающих правилами уличного движения. 16. Будущая перспектива студентов не пугает – дорожить каждой минутой времени они привыкли. 17. Болотная местность затрудняла манёвр. 18. Проанализировав положение, мы пришли к выводу, что наш подрядчик сослужил нам медвежью услугу. 19. Подтяжка лица и шеи без операции. 20. Для удобства я приобрёл студенческий абонент. 21. Все замечательно помнят поэму Твардовского. 22. Миша полдня красил красной краской забор, но не закончил, так как бабушка позвала его обедать. 23. Каждый хочет получать за свой труд достойную зарплату, однако у нас только обещают повысить оплату бюджетников. 24. Общее количество сидящих мест в маршрутном такси – 13.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.