Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первого года обучения






Учить детей различать и правильно называть части своего тела, части тел других детей, кукол, соотносить со своим телом.

Дать представление о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая; грудь впереди, спина сзади и т. д. Учить детей правильным приемам ходьбы, движениям рук и ног при ходьбе, подниматься и спускаться по лестнице, держаться за перила.

Ориентироваться в групповой комнате (дать представление о расположении игрушек, кукольной мебели в игровом уголке; учить находить свое место за столом), в спальне (нахо­дить свою кровать), в раздевалке (находить свой шкафчик для одежды), в туалетной комнате (находить свой шкафчик с полотенцем и туалетными принадлежностями).

Развивать способности детей различать пространственные признаки окружающих пред­метов с помощью зрения.

Ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания, слуха, обоняния (обращать внимание детей на окружающие звуки, запахи, изменения покрытия пола в помеще­ниях, на разную поверхность игрушек, предметов).

Учить способам зрительно-осязательного обследования игрушек и предметов.

Различать с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы, обозначая их соответствующими словами (маленький, большой).

План тематических занятий по ориентировке в пространстве в младшей группе приводит­ся в табл. 2.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 Тематическое планирование занятий по ориентировке в пространстве в младшей группе
Месяц № занятия Тема занятия
     
Октябрь   Фрукты
  Овощи
  Культурно-гигиенические и навыки самообслуживания
  Ребенку о нем самом
Ноябрь   Осень
  Одежда
  Домашние животные
  Игрушки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Окончание табл.2  
         
Декабрь   Зима    
  Дикие животные зимой    
  В гостях у сказки    
  Нарядим елочку    
Январь   Зимние забавы и развлечения    
  Мебель    
Февраль   Деревья зимой    
  Зимующие птицы    
  Мой папа лучше всех    
  Поговорим о книге    
Март   Моя любимая мама    
  Посуда    
  Мои любимые глазки    
  Пришла весна    
Апрель   Домашние птицы    
  Транспорт    
  Мой дом    

Занятие 1. «Фрукты» Программное содержание:

1. Закреплять понятия «вверху», «внизу», «много», «один».

2. Учить детей способам зрительно-осязательного обследования предметов.

3. Развивать внимание, память.

Словарь: осень, яблоко, груша, вверху, внизу, красный, желтый, зеленый, много, один.

Оборудование: корзина, фрукты — 3 яблока (красное, зеленое, желтое), 2 груши; плос­костное дерево — яблоня с яблоками для выкладывания на фланелеграфе, полочка, сюжетная картина «Осень в гости к нам пришла».

Предшествующая работа. Вместе с родителями рассматривали фрукты, их цвет, форму, величину, пробовали на вкус.

Ход занятия.

1. Педагог предлагает детям посмотреть на картинку, где изображена осень.

— Назовите все, что изображено на картине. Какое это время года?

— Осень в гости к нам пришла и корзину принесла. Что же в корзине? Педагог показывает яблоко и читает загадку:

Круглое, румяное, я расту на ветке, Любят меня взрослые и маленькие детки.

Педагог задает вопросы:

— Какое яблоко? (Круглое, красное, желтое, зеленое.)

— Попробуйте, какое оно на вкус. (Сладкое, кислое, сочное.)

— Где растут яблоки? (На яблоне.)

2. На демонстрационном фланелеграфе размещена большая яблоня.

— Сколько яблонь на фланелеграфе? (Одна.)

Педагог предлагает детям разместить яблоки на яблоне (каждый ребенок располагает по 2—3 яблока).


- А сколько яблок выросло на яблоне? (Много.) Покажите яблоки, которые на яблоне
расположены высоко, низко.

3. Педагог предлагает посмотреть, что еще принесла осень в корзине. Достает и показы­
вает грушу, читает о ней стихотворение:

Я грушка, яблоку подружка.

Светится на солнышке груша золотая —

Не было у нас давно такого урожая.

Рассматривают грушу по аналогии с яблоком. Педагог задает вопрос:

— Как называется дерево, на котором растет груша? (Груша.)

Все подходят к столам, где лежат картинки с нарисованным грушевым деревом, затем самостоятельно раскладывают плоскостные фигуры груш на дерево, уточняя понятия «ввер­ху», «внизу». Педагог поощряет детей по окончании проделанной работы.

4. Затем педагог обращает внимание на полочку с двумя ступеньками, где лежат груши и
яблоки. Уточняет, где что лежит. (На верхней полочке лежат яблоки, а на нижней — груши.)

Дидактическая игра «Какого фрукта не стало?». Определить, какого фрукта не стало на полочке. (Красного, желтого, зеленого яблока или желтой, зеленой груши.) В конце занятия педагог читает стихотворение:

Чтоб здоровым, сильным быть, Надо с фруктами дружить Всем без исключения — В этом нет сомнения.

Предлагает детям его заучить.

5. Подведение итогов.

Занятие 2. «Овощи» Программное содержание:

1. Развивать способности детей различать пространственные признаки окружающих пред-

метов с помощью зрения и осязания.

2. Учить различать контрастные по величине предметы (большой, маленький).
Словарь: огород, морковь, огурец, помидор, большой, маленький, грядка, твердый, мяг­
кий.

Оборудование: разнос с овощами, игрушка — заяц, плоскостные изображения зайцев двух величин, по две морковки двух величин для каждого ребенка; раздаточные карточки с силуэтны­ми изображениями овощей на каждого ребенка: справа — ряд морковок, посередине — ряд огурцов, слева — ряд помидоров, в каждом ряду по 2 — 3 овоща; плоскостные цветные изобра­жения овощей к ним.

Предшествующая работа. Рассматривание игрушек животных, картинок, чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение за кошкой, собакой.

Ход занятия.

1. Педагог загадывает детям загадку:

Ой, ребята, тише, тише, Что-то странное я слышу... Гость какой-то к нам спешит И как будто бы дрожит. (Заяц.)

В группу входит ребенок старшего возраста в костюме зайчика.


Здравствуйте, ребята! Так спешил я, так бежал, Что чуть к волку не попал. А хочу я с грядки Что-то вкусное и сладкое.

Загадывает детям загадку:

Растет краса — зеленая коса,

В земле вся рыжая сидит,

Когда жуешь ее, хрустит. (Морковка.)

Заяц в недоумении произносит следующие слова:

Но где морковка, вот секрет, Справа нет и слева нет. Кто мне может подсказать, Как морковку отыскать?

Педагог с детьми помогают зайцу отыскать морковку на подносе.

— Давайте посмотрим, есть ли у нас здесь морковка. Где она лежит? (На подносе, справа
от помидора.)

Педагог предлагает детям рассмотреть морковку, потрогать, затем обращается к ним с вопросом:

— Какая она по цвету, форме, величине; твердая она или мягкая?
Педагог угощает детей морковкой, спрашивает, какая она на вкус.

2. Дидактическая игра «Угости зайцев морковкой».

На фланелеграфе два зайца — большой и маленький. Педагог задает детям вопросы:

— Какой заяц расположен справа? (Большой.) Какой заяц расположен слева? (Малень­
кий.)

Предлагает угостить зайцев морковками.

— С какой стороны нужно положить большие морковки? (Справа.) С какой стороны
нужно положить маленькие морковки? (Слева.)

Дети «угощают» большого и маленького зайчиков морковками соответствующей величины.

3. Педагог загадывает детям загадку:

В огороде рос хрустящий Наш зеленый молодец. Этот овощ — настоящий Длинный, сочный... (Огурец.)

— Давайте найдем огурец на разносе (он лежит слева от помидора).
Педагог предлагает рассмотреть огурец, потрогать его.

— Какой он по цвету, форме, величине? Какой на ощупь? Твердый он или мягкий?
(Зеленый, длинный, шершавый.) Какой он на вкус? (Сочный, хрустящий.)

Педагог предлагает детям для рассматривания помидор, сопровождая показ чтением сти­хотворения:

Всем известен тот сеньор, Он растет в теплице. Краснощекий помидор — Важный, круглолицый.

Дети рассматривают помидор и аналогично рассказывают о нем. (Красный, круглый, мягкий.)


2. На столах для детей приготовлены листы бумаги, на которых нарисованы полотенца.
Педагог предлагает детям украсить полотенца цветными полосками из бумаги или фломастера­
ми нарисовать рисунок.

По окончании работы педагог подводит детей к пониманию необходимости помыть руки.

— Где это можно сделать? (В умывальной комнате.)

— А что нам необходимо для мытья рук? (Вода, мыло.)

Дети открывают кран, педагог предлагает послушать, как бежит вода, затем читает сти­хотворение:

Водичка серебристая струится из-под крана,

И мыло здесь душистое, как дома в нашей ванной.

— Водичка серебристая, ты как сюда попала?

— Через луга росистые я в детский сад бежала.

— Водичка серебристая, зачем ты к нам бежала?

— Чтоб все вы были чистые, чтоб все у вас сверкало!

Педагог следит за правильностью вытирания детьми рук.

3. Педагог предлагает отгадать следующую загадку:

Хожу, брожу не по лесам,

А по красивым волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа.)

— Давайте возьмем расческу и причешем волосы перед зеркалом.

Педагог просит детей показать, где находится раздевалка. Каждый ребенок подходит к своему шкафчику и начинает одеваться на прогулку. Педагог поощряет тех, кто оделся само­стоятельно и быстро.

4. Подведение итогов.

Занятие 4. «Ребенку о нем самом» Программное содержание:

1. Дать детям представление о пространственном расположении частей тела: голова — вверху; ноги — внизу, одна рука правая, другая — левая.

2. Учить различать с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы, обозначая их соответствующими словами (большой, маленький).

3. Упражнять детей в составлении целого из частей.

Словарь: вверху, внизу, голова, руки, ноги, большая, маленькая.

Оборудование: две плоскостные куклы (большая и маленькая) с набором платьев, каж­дому ребенку набор «Собери куклу», плоскостные изображения больших и маленьких ягод.

Ход занятия.

Педагог сообщает детям, что сегодня в гости пришла кукла Оля. Дети здороваются с куклой и начают ее рассматривать.

— Где находится голова у куклы? (Вверху.)

— А где ваша голова? Потрогайте ее. Послушайте, что умеет Оля:

Оля весело бежит К лесу по дорожке, А для этого нужны Нашей Оле... (Ножки.)

— А где у Оли ножки? (Внизу.) А у вас где ножки? (Внизу.) Покажите их: одна — левая, другая — правая.

— Оля прибежала на полянку и увидела красные ягодки.


Оля ягодки берет По две, по три штучки. А для этого нужны Нашей Оле... (Ручки.)

— А где ваши руки? Покажите их. Одна левая, другая правая.
Педагог предлагает детям собрать руками ягоды.

2. Педагог продолжает занятие.

— А вместе с Олей пришли подружки Таня и Аня. Таня — большая, Аня — маленькая.
Они попросили подобрать им платья. Подумайте, какое кому платье нужно. (Тане — большое,
Ане — маленькое.) Оля принесла вам игрушки — куколки-малышки. Но по дороге они слома­
лись. Давайте их починим-полечим.

Дети собирают на фланелеграфе кукол из частей. Педагог при этом сопровождает дей­ствия словами:

— Расположим туловище, сверху — голову, внизу — ноги, руки — по сторонам. Педагог поощряет детей:

— Молодцы, помогли нам с Олей.

3. В конце занятия педагог запевает песенку «Все захлопали в ладоши», а дети выполня­
ют движения согласно словам.

Все захлопали в ладоши, Дружно, веселее. Застучали наши ножки Громче и быстрее. По коленочкам ударим: Тише, тише, тише... Руки, руки поднимаем: Выше, выше, выше... Завертелись наши руки, Снова опустились. Покружились, покружились И остановились.

4. Подведение итогов.

Занятие 5. «Осень» Программное содержание:

1. Развивать способности детей различать пространственные признаки окружающих пред-

метов с помощью зрения и называть их.

2. Развивать воображение на основе художественного слова.

3. Развивать зрительно-моторную координацию.

Словарь: осень, дерево, береза, ствол, ветки, листья, вверх, вниз, желтый, падает.

Оборудование: фланелеграф, набор картинок для фланелеграфа (нарисованное демонст­рационное дерево — береза без листьев, листья березы, тучка), толстые нитки синего цвета, карточки, карандаши, фонограмма со звуками природы.

Предшествующая работа. Наблюдение за березой на прогулках, чтение стихов про осень, наблюдение за природными явлениями: как дует ветер, идет дождь.

Ход занятия.

1. Педагог просит детей послушать песенку. Звучит куплет из русской народной песни «Во поле береза стояла».

— О чем эта песенка? (О березе.)

— Где мы с вами видели березку? (На участке, в лесу.)

— Какие части есть у березы? (Ствол, ветки, листья.)

— Почему березка в песенке кудрявая? (Много листочков.)


— А какие на березке листочки сейчас? (Зеленые, желтые.)

— Когда они становятся желтыми? (Осенью.)

— Значит, сейчас какое время года? (Осень.)

Педагог просит детей обратить внимание на фланелеграф, на котором расположена береза.

— Что вы видите? (Березу.)

— Чего не хватает нашей березке? (Листочков.)

— Давайте поможем березке надеть осенний наряд из листьев. Возьмите листочки и повесьте их на березку. Где они будут висеть? (Вверху, внизу.)

— Сколько их на березке? (Много.)

— Послушайте, кто-то к нам прилетел.

2. Звучит фонограмма «Ветер».
Педагог загадывает загадки.

Я березку качну,

Я тебя подтолкну.

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь угадать? (Ветер.)

— Покажите, как ветер качает веточки нашей березы. Дети имитируют движения.

— Что же ветер нам принес?

Надо мною, над тобою, Пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес, Прохудился и исчез.

— Что это? (Туча.)

— Где она плывет? Покажите. (Вверху на небе.)

— Что же случается, когда туча прохудится? (Идет дождик.) Звучит фонограмма «Дождь».

Поглядите, поглядите -Потянулись с неба нити! Что за тоненькая нить Землю с небом хочет сшить?

— Что это? (Дождь.)

— Откуда он идет? (С неба, из тучи, сверху вниз.)

Дети вместе с педагогом показывают руками движение дождя: прямые линии сверху вниз.

3. Педагог предлагает детям выложить дождик на фланелеграфе с помощью ниток. Зак­
репляет полученные знания детей.

— Откуда пришел дождик? (Ветер принес тучи.)

— Где тучи плывут? (Вверху, в небе.)

— Откуда льется дождь? (Сверху вниз, из тучи.)

— Вот какая картинка у нас получилась.

В конце занятия педагог напоминает детям о том, что листья на березке пожелтели, дождь идет.

— Когда это бывает? (Осенью.) К нам пришла осень.

4. Подведение итогов.


Занятие 6. «Одежда» Программное содержание:

1. Учить различать и правильно называть части своего тела, части тела других детей и куклы.

2. Упражнять детей в последовательности одевания на прогулку.

3. Воспитывать аккуратность во внешнем виде.

Словарь: платье, шорты, рубашка, кофта, куртка, шапка, справа, слева, вверху, внизу, одежда.

Оборудование: нарисованные куклы с одеждой, карточки с контурным изображением юбок, набор геометрических фигур для выкладывания узора; предметы одежды с недостающи­ми деталями, детали к ним.

Ход занятия.

1. Дети стоят в кругу. Педагог предлагает посмотреть друг на друга и рассказать, что на
ком надето. (Платье, рубашка, шорты, футболка, колготки, носки и т. д.)

— Как все это назвать одним словом? (Одежда.)

Педагог уточняет, что у платья есть рукава (правый и левый), воротничок, пояс; у шорт и брюк есть штанины (правая и левая) и т. д.

2. Дети подходят к столам, где лежат карточки с нарисованными предметами одежды, но
без одной части (рукава, пояса, штанины, воротничка).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.