Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новики Арьергарда






попадания авиабомбы в корму пассажирское судно «Вирония» лишилось хода. Спустя некоторое время её взяло на буксир спасательное судно «Сатурн».

19 ч 1 мин. По Отряду Главных сил открыла огонь батарея с мыса ЮминдаНина.

19 ч 1 мин. Т-206 подсёк мину.

19 ч 2 мин. Трал Т-207 перебит взрывом мины.

19 ч 10 мин. Подорвался на минах буксир. Затонул мгновенно и с него не спасся никто.

19 ч 14 мин. По сле по ст ановки дымзавесы «Свирепым» обстрел Отряда Главных Сил с берега прекратился.

19 ч 20 мин. Открыт артогонь с берега по судам 1-го конвоя.

19 ч 25 мин. Открыт пятиминутный безрезультатный артобстрел кораблей Отряда Главных Сил с мыса ЮминдаНина.

19 ч 33 мин. Трал Т-210 перебит взрывом двух мин.

19 ч 38 мин. Т-203 подсёк мину.

19 ч 40 мин. Подорвался и затонул ТЩ-71 «Краб». Шлюпки, спущенные с тральщиков «Дзержинский» и «Виестурс» приняли с воды 19 человек (половину его экипажа).

19 ч 40 мин. На лидере «Ленинград» взрывом минного защитника перебит правый параван. Заменён запасным. 19 ч 48 мин. Т-203 подсёк мину.

19 ч 50 мин. Перебит трал Т-205.

19 ч 50 мин. Канонерская лодка «Москва» открыла огонь по катерам противника.

19 ч 51 мин. Отряд Главных Сил под флагом командующего флотом (на крейсере «Киров») обогнал Первый и Второй конвои и, следуя за тралами пяти базовых тральщиков, занял место во главе перехода.

Далее трагические события развивались стремительно.

20 ч 6 мин. Артиллерийским огнём с мыса Юминда-Нина был потоплен морской охотник МО-233.

20 ч 10 мин. Подорвалась на плавающей мине (подсеченной шедшими во главе Отряда Главных Сил тральщиками) подводная лодка С-5. Из воды было подобрано девять человек, в том числе командир 1-й БПЛ Н.П. Египко и командир С-5 А.А. Бащенко.

20 ч 30 мин. Ввиду невозможности буксировки, торпедный катер ТКА-103 потоплен пулемётным огнём и глубинными бомбами ТКА-37. Экипаж катера снят ТКА-37. Примерно в это же время получил повреждения от взрыва мины в параванохранителе эскадренный миноносец «Славный».

20 ч 32 мин. Подорвалась на мине и затонула канонерская лодка И-8. Два катерных тральщика сняли с гибнущего корабля и подобрали из воды 45 человек.

20 ч 45 мин. Подорвалась кормой на мине подводная лодка «Щука» (Щ-301). 14 уцелевших подводников во главе с командиром снял морской охотник и высадил их на пассажирское судно «Вирония».

20 ч 50 мин. Экадренный миноносец «Яков Свердлов», следовавший вне протраленной полосы, налетел на мину. Взрыв был очень сильным (по-видимому, взорвались торпеды в одном из торпедных аппаратов) и корабль в течение немногих секунд опрокинулся вверх килём через правый борт и затонул. Тем не менее трём морским охотникам удалось подобрать из воды 112 моряков.

20 ч 54 мин. Получил повреждения от взрыва мины в параване эсминец «Гордый». Сторожевой корабль «Аметист», тральщики «Гак», «Осётр» и «Ляпидевский» (Т-210, ТЩ-58 и ТЩ-91) сняли с эсминца 206 пассажиров и раненых членов экипажа.

21 ч 5 мин. Подорвалась на мине и пошла ко дну паровая шаланда «Петергоф». Гидрографическое судно «Лоод» успело снять с неё 36 человек. Пароход «Аусма» и катерный тральщик «Вайндло» спасли с неё ещё 55 человек.

21 ч 30 мин. От близких разрывов мин получил новые повреждения эсминец «Славный», а в 21 ч 45 мин от взрыва мины в параване повреждения и временно лишился хода лидер «Минск».

22 ч 0 мин. Подорвался на мине и затонул транспорт «Эверита» (ВТ-545).

22 ч 5 мин. Подорвался на мине и затонул тихоходный тральщик «Барометр». На месте его гибели КАТЩ -1209 подобрал только одного моряка.

В это время к минному заграждению, расположенному севернее мыса ЮминдаНина, полным ходом приближались корабли Арьергарда, не имевшие трального прикрытия и случилось неизбежное: в 22 ч 15 мин подорвался и затонул сторожевой корабль «Циклон».

22 ч 35 мин. Подорвался на мине подошедший к лидеру «Минск» эсминец «Скорый». Заведя на лидер буксир, «Скорый» приступил к буксировке, но едва он начал движение, как произошёл взрыв мины и детонация боевых зарядных отделений торпед в первом торпедном аппарате. Корпус эсминца был перебит пополам и, по свидетельству очевидцев, его нос и корма задрались вверх, и эсминец сложился, как перочинный нож. Несмотря на быструю гибель корабля двум морским охотникам, торпедному катеру и шлюпкам, спущенным с лидера, удалось подобрать с воды 120 человек.

22 ч 40 мин. Подорвалось и погибло гидрографическое судно «Восток». Тральщик ТЩ-47 спас, подобрав из воды, 40 человек из числа пассажиров и команды судна.

22 ч 45 мин. Подорвался на мине флагманский корабль Арьергарда эсминец «Калинин». На эсминце началась интенсивная борьба за спасение корабля, однако скоро стало ясно – спасти его не удастся. Тральщики «Осётр», ТЩ-47 и морской охотник МО-211 сняли с эсминца 203 человека.

23 ч 5 мин. Командующий флотом Трибуц приказал всем кораблям и судам стать на якорь.

Командир Арьергарда, контр-адмирал Ю.Ф. Ралль, получил сильную контузию. Экипаж корабля, прилагая все силы, боролся за живучесть, стараясь удержать эсминец наплаву, однако спустя час после подрыва «Калинин» пошёл ко дну.

23 ч 15 мин. Подорвался и быстро затонул эсминец «Артём».

23 ч 20 мин. Подорвался эсминец «Володарский». С обоих погибших эсминцев тихоходные тральщики ТЩ-35 и ТЩ-58 («Шуя» и «Осётр») и два катера- охотника спасли всего 123 человека.

29 АВГУСТА

0 ч 0 мин. ТЩ-44 и ТЩ-47 со спасёнными людьми покинули место якорной стоянки и взяли курс на Гогланд.

Эскадренный миноносец Сторожевой корабль «Циклон» «Яков Свердлов»

0 ч 15 мин. Подорвался на мине пароход «Луга», имевший на борту 1226 раненых. Мина взорвалась в районе первого трюма, который сразу затопило. Находившиеся в трюме лежачие раненые погибли. Судно получило значительный дифферент на нос, но тонуть пока не собиралось. Подошедший к «Луге» пароход «Скрунда» снял всех остальных раненых и команду. Капитан судна А.А. Миронов буксировку «Луги» в таком состоянии счёл нецелесообразной.

0 ч 30 мин. Подорвалось на мине и затонуло пассажирское судно «Вирония». Часть людей с него сняли пароход «Алев» и танкер № 12.

3 ч 20 мин. Подорвалось на мине спасательное судно «Сатурн» Оно довольно долго продержалось наплаву и подошедший к нему спустя 10 минут после подрыва «Азимут» принял с борта «Сатурна» 131 человека.

5 ч 45 мин. К северу от центрального фарватера финскими торпедными катерами перехвачена группа судов, следовавшая на восток без охранения. Буксиры И-18 и «Палдиски» и все 48 человек, составлявшие их экипажи, были захвачены в плен. Шхуна «Атта» с грузом боеприпасов, после того, как находившиеся на ней краснофлотцы, сопровождавшие груз, открыли по катерам залповый огонь из винтовок, была торпедирована и буквально взлетела на воздух.

Перед рассветом боевые корабли, транспорты и вспомогательные суда подняли якоря и двинулись на восток, к острову Гогланд. Боевые корабли, увеличив ход, оставили почти беззащитные транспорты на произвол судьбы, а точнее – под удары вражеской авиации, которая не заставила себя долго ждать.

6 ч 45 мин. Подорвалось на мине и затонуло неопознанное судно.

7 ч 55 мин. Шесть пикирующих бомбардировщиков Ю-88 атаковали транспорт «Казахстан». Две бомбы угодило в мостик и в спардек. Взрывами выбросило нескольких человек за борт, в том числе, и капитана судна В. С. Калитаева, которого в бессознательном состоянии подобрали на борт подводной лодки Щ-322 и доставили в Кронштадт*. Судно лишилось хода, и к вечеру придрейфовало к острову Вайндло, где приткнулось к мели. На борту находилось свыше 3500 пассажиров, в основном личный состав ПВО Главной базы флота.

*В Кронштадте В.С. Калитаев вскоре был взят под стражу, отдан под суд и расстрелян по приговору военного трибунала за то, что бросил судно на произвол судьбы и дезертировал с него. Причиной ареста послужили родившиеся в среде охваченных паникой пассажиров «Казахстана» слухи о том, что капитан сбежал с парохода, а трибуналу позарез требовались «козлы отпущения».

8 ч 7 мин. Атакован самолетами и получил серьёзные повреждения пароход «Тобол». СКР «Ост» снял с него 73 чел.

8 ч 30 мин. Пять пикирующих бомбардировщиков Ю-87 атаковали повреждённый накануне лидер «Минск» и сопровождавший его «Ленинград». Атака отбита зенитным огнём кораблей. Один Ю87 был сбит.

9 ч 6 мин. Между островами Родшер и Вайндло подорвался сразу на нескольких минах и быстро затонул пароход «Балхаш». Погибло 2300 человек в том числе – весь личный состав 52 строительного батальона, принятого в Палдиски.

9 ч 10 мин. Пять Ю-87 атаковали крейсер «Киров», но плотный зенитный огонь крейсера не позволил им прицельно сбросить бомбы.

9 ч 25 мин. Четыре Ю-87 атаковали эсминец «Свирепый» буксировавший в это время повреждённый «Гордый». Сбросить бомбы прицельно «юнкерсам» не дали зенитчики.

9 ч 40 мин. Четвёртый раз атакован теплоход «Иван Папанин». На этот раз юнкерс не ограничился бомбометанием, а обстрелял мостик и палубу судна из

Смирнов А.П. капитан теплохода «Вторая пятилетка»

пулемётов. Многие были ранены, а капитан судна Александр Петрович Смирнов, прослуживший в торговом флоте более 50 лет (старый капитан давно находился на пенсии, но с началом войны добровольно пришёл на флот) был тяжело ранен, и скончался в госпитале через несколько дней.

9 ч 50 мин. Две бомбы попали во второй трюм теплохода «Вторая Пятилетка» и разорвалась на крышке его люка. Судно получило подводные пробоины, но продолжило движение к острову Гогланд, однако у острова Родшер пошло ко дну.

10 ч 00 мин. Из 45 бомб, сброшенных во многочисленных атаках на пароход «Скрунда» Латвийского морского пароходства, лишь последняя, 45-я, нанесла роковой удар. Угодив в корму, она лишила судно и хода, и управления. «Скрунда» стала дрейфовать и вскоре стала не мель у острова Мохни. Около тысячи раненых, принятых ночью с подорвавшейся на мине «Луги», и 88 остальных пассажиров сняло эстонское гидрографическое судно «Лоод» («Лот»), тихоходные тральщики «Молотов» и «Озерной», два морских охотника и небольшой буксир.

11 ч 5 мин. Пароход «Найссаар» подорвался на мине и быстро затонул.

11 ч 10 мин. Пароход «Лейк Люцерн» атакован тремя пикировщиками. Две сброшенные ими бомбы легли у правого и левого борта, а третья разорвалась на крышке люка носового трюма. Подводных пробоин судно не получило и сохранило ход.

12 ч 15 мин Находившемуся уже у острова Родшер теплоходу «Вторая пятилетка» бомба попала в корму и от полученных повреждений он вскоре затонул.

12 ч 40 мин. На подходе к острову Гогланд группа Ю-87 атаковала теплоход «Иван Папанин». Три бомбы легли вдоль бортов, четвёртая попала в 3-й трюм. Несмотря на разгоревшийся пожар, судно продолжало движение.

12 ч 50 мин. Теплоход «Иван Папанин» приткнулся к мели у южной оконечности Гогланда и началась высадка пассажиров на берег острова.

13 ч 10 мин. Восемь бомбардировщиков

Хейекель-111 сбросили бомбы с горизонтального полёта на лидер «Ленинград». И первый, и второй заходы оказались безрезультатными – все бомбы легли далеко от цели.

В это же время в пяти милях восточнее острова Гогланд авиацией потоплен «Танкер № 12», тральщики «Антикайнен», «Клюз» и «Менжинский» сняли с него 75 человек.


13 ч 25 мин. Погрузившаяся носом по якорные клюзы, с пылающим в надстройках пожаром плавучая мастерская «Серп и

Сторожевой корабль «Разведчик»

Молот» достигла Гогланда, приткнулась к мели и высадила своих многострадальных пассажиров на берег.

13 ч 40 мин. Четыре Ю-88 атаковали эсминец «Свирепый», ведущий на буксире повреждённый «Гордый», но дружным зенитным огнём эсминцы не позволили прицельно сбросить бомбы.

16 ч 40 мин. Крейсер «Киров» и сопровождавшие его корабли бросили якорь на Большом Кронштадтском рейде.

17 ч 40 мин. П а р о х о д «А т и с Кронвалдис» в результате нескольких атак девяти Ю-87 затонул к юго-западу от острова Лавенсари. Две бомбы попали в носовой трюм. Из почти тысячи человек, находившихся на борту, спаслось вплавь лишь 20. Ещё четверых подобрал на месте гибели транспорта СКР «Разведчик». В этом районе в период с 16 до 18 часов немецкая авиация потопила транспорты «Алев» и «Кумари» и подожгла эстонский пароход «Ярвамаа». Гибель судов и пожар на «Ярвамаа» были замечены с Гогланда. В зону бедствия И.Г. Святов направил тихоходные тральщики «Молотов» и «Озёрной», которые в сумерках терпящих бедствие не обнаружили и в 23 ч 0 мин возвратились на осторов Гогланд.

17 ч 45 мин. «Юнкерсы» нанесли очередной удар по уже получившему серьёзные повреждения, потерявшему ход и горевшему транспорту «Шауляй». Бомбы на этот раз в цель не попали, и вскоре судно было прибуксировано тральщиком «Москва» в бухту Сууркюля в северовосточной части Гогланда, где пассажиры «Шауляя» были высажены на берег.

20 ч 45 мин. Эсминец «Свирепый» с не имеющим хода «Гордым» на буксире прибыл в Кронштадт.

Кроме того, в неустановленное время в этот день погибли от воздействия немецкой авиации пароход «Кумари» вместимостью 237 брт, пароход «Эргонаутис» вместимостью 205 брт (к северу от мыса Юминда-Нина), там же баржа ЛП-21

(950 т), буксир КП-13 (у острова Вайндло). Гидрографическое судно «Астроном» получило серьёзные повреждения и выбросилось на мель в проливе Хайлода юго-западнее острова Лавенсари.

Людские потери в этот день могли быть значительно большими, если бы не самоотверженная работа тихоходных и катерных тральщиков, морских охотников, сторожевых и прочих катеров, входивших в состав охранения конвоев, и не менее самоотверженные действия восточного Отряда прикрытия, возглавляемого капитаном 2 ранга И.Г. Святовым, состоявшего из тихоходных тральщиков, буксиров и катеров (сформированного в Кронштадте за несколько дней до перехода). С 27 августа этот Отряд находился в готовности у острова Гогланд.

Согласно официально опубликованным цифрам, на борт судов и кораблей в Таллине было принято приблизительно 23000 человек, а доставлено в Кронштадт и Ленинград – 18000; из этих восемнадцати тысяч – 12160 человек было высажено с горящих транспортов, приткнувшихся к острову, или поднято из воды малыми кораблями и катерами Главной базы и Отряда прикрытия И.Г. Святова (с затонувших или гибнущих судов).

Истребители КБФ, базировавшиеся на аэродроме Липово на Кургальском полуострове, на воздушное прикрытие которых так рассчитывал Трибуц, накануне вынуждены были перелететь на аэродром Низино, близ Петергофа, ввиду угрозы захвата аэродрома противником. Немецкие бомбардировщики почти беспрепятственно в течение всего светового дня совершали налёт за налётом на почти беззащитные суда.

Нельзя не отметить стойкости и мужества экипажа, выдержки, умения и точного расчёта командира учебного судна «Ленинградсовет», проявленных во время перехода. Построенный ещё в конце 19-го века, имевший при вступлении в строй «парадный» ход 11 узлов, вооружённый четырьмя пушками – «мухобойками» К-21 45-мм калибра и парой пулемётов – он под умелым командованием старшего лейтенанта Н.Н. Амелько всегда вовремя совершал манёвр уклонения от атак самолётов, встречая их зенитным огнём. Когда на мостике корабля накопилось несколько пассажиров в больших чинах и они стали наперебой подсказывать ему, как следует действовать, Амелько решительно потребовал от них удалиться с мостика, заявив, что он – советский командир и в их советах не нуждается. К концу перехода иссяк боезапас орудий, но командир приказал отбиваться от самолётов залповым огнём из винтовок. В итоге «Ленинградсовет» прибыл в Кронштадт без существенных повреждений и без потерь в людях.

Высадившиеся 25 августа в Виртсу батальоны гарнизона БОБР получили приказ отойти: из-под Таллина на автомашинах в район высадки немцы перебросили значительную часть сил 61-й пехотной дивизии.

Поздним вечером флотилия финских катеров – заградителей севернее мыса Юминда-Нина выставила минное заграждение D-31 из 30 мин и 36 минных защитников, чтобы закрыть проходы, проделанные нашими тральщиками во время прорыва флота из Таллина.

30 АВГУСТА

Вследствие непринятия своевременных мер (вопреки указаниям Ставки), со стороны командующего фронтом маршала К.Е. Ворошилова, противник, не встречая сопротивления (наших войск на пути его продвижения попросту не было), вышел на левый берег Невы у Ивановских порогов. Его разведка переправилась (днём!) на правый берег, но была уничтожена краснофлотцами недавно установленной там 130-мм батареи.

Корабли, стоящие на Неве, 28 раз открывали огонь по району села Ивановское. Направленные в этот район для разведки МО-173, МО-174, МО-202 и БКА-97 Ладожской флотилии были потоплены внезапным шквальным огнём полевой артиллерии с левого берега.

Самоходная баржа с авиабензином для острова Эзель, направленная туда утром 28 августа, благополучно прибыла по назначению.

Береговая батарея № 229, гарнизоны островов Транзунда и шхерный отряд кораблей Выборгского Укреплённого сектора передислоцировались в Койвисто, а затем на остров Тауринсари.

Кронштадтская военно-морская база переименована в Главную базу КБФ.

Утром в районе гибели «Алева», «Кумари» и Ярвамаа» базовые тральщики Т-206, Т-210, Т-211, Т2-115 и Т-218 обнаружили и приняли со спасательных шлюпок, плотов и из воды 432 человека, а подошедшие позже тральщики «Инженер», «Мороз» и «Ударник» спасли ещё около ста.

Самолёты противника добили два стоящие на мели у острова Гогланд транспорта. Из 23 000 человек, официально принятых на корабли и суда в Таллине, в Кронштадт доставлено 12500. Свыше 5000 ещё оставались на Гогланде.

В состав флота вошёл после завершения испытаний базовый тральщик Т-217.

Продолжая закрывать проходы в минном заграждении в районе мыса Юминда-Нина, противник выставил ещё одно заграждение из 30 мин и 36 минных защитников (D-32).

31 АВГУСТА

Сводный полк моряков, обеспечивавший отход подразделений 23-й армии (трёх дивизий, т.е. 12 полков!), в упорных боях потерял половину своего состава и отведён в Койвисто на отдых. Наши войска оставили Териоки

(Белоостров).

Огнём береговой батареи № 229 отбита попытка противника высадить десант на остров Тупуринсари и в районе Койвисто.

В МООНЗУНДЕ. Морской охотник и два КТЩ выставили несколько мин у Сворбе (мыс у южной оконечности острова Эзель).

С аэродрома Когула вылетело шесть ДБ-3 для бомбардировки Берлина. Из-за неблагоприятной погоды до цели дошли лишь два самолёта. Остальные сбросили бомбы на объекты в Данциге, Мемеле и Либаве. Не вернулся из полёта один самолёт и ещё один разбился при посадке из-за густого тумана.

НА ЛАДОГЕ. Канонерская лодка и два бронекатера Ладожской флотилии спустились по Неве к селу Ивановскому, чтобы воспрепятствовать переправе немцев на правый берег Невы.

К северу от мыса Юминда-Нина катера противника выставили ещё одно заграждение D-33 из 36 мин и 40 минных защитников.

1 СЕНТЯБРЯ

Эскадренные миноносцы «Сильный» и «Стойкий», канонерские лодки и форт Красная Горка вели огонь по противнику в районе Выборгского залива, прикрывая эвакуацию наших войск.

Командование Северо-Западного направления приняло решение об эвакуации 53-го стрелкового корпуса из Койвисто. Во исполнение этого решения отряд кораблей под флагом контр-адмирала Ю.А. Пантелеева вывез личный состав 43-й стрелковой дивизии из Койвисто в Кронштадт.

Части морской пехоты в районе Копорья сдерживали натиск противника, рвущегося к побережью залива.

Немецкая авиация подвергла ма с с и р о ва н н о й б ом б а рд и р о в ке

Шлиссельбург и Ладожский канал. Наши минные заградители продолжали минные постановки в районе Гогланда.

В МООНЗУНДЕ. После ухода флота из Таллина в Моонзунде осталось восемь торпедных катеров: ТКА-17, ТКА-57 и ТКА67 (Иванова, Хоруженко и Афанасьева), ТКА-83 и ТКА-93 (Кременского и Белугина) и ТКА-111, ТКА-154 и ТКА-164 (Ущева, Ткаченко и Налётова).

Оба батальона 3-й отдельной стрелковой бригады, высаженные на материк 25 августа, выбили противника из посёлка Виртсу и города Хапсалу, но получили приказ командующего флотом возвратиться на острова и занять свои прежние оборонительные позиции.

НА ХАНКО. Противник предпринял попытку захватить остров Кугхольм, но вражеский десант был своевременно обнаружен, обстрелян и принужден отступить с большими потерями.

Немецкая авиация подвергла бомбардировке Шлиссельбург и Ладожский канал.

1-я и 2-я бригады торпедных катеров объединены в одну Бригаду торпедных катеров КБФ. Командиром бригады назначен В.А. Саламатин. Из Палдиски для усиления гарнизона Ханко на транспорте «Вахур» прибыл 416-й отдельный строительный батальон численностью 1100 человек.

2 СЕНТЯБРЯ

Продолжалась эвакуация войск из района Выборгского Укреплённого сектора.

Катерный тральщик «Рыбинец»

Из Койвисто на остров Бьёрке переправлено 2300, а в Кронштадт доставлено 20000 человек. Эвакуацию выполняли транспорты «Мееро» и «Отто Шмидт».

Третий транспорт, «Барта», следуя к месту погрузки, подорвался на мине и затонул, но его экипаж удалось спасти.

Под прикрытием артогня эсминцев «Сильный» и «Стойкий» и канонерских лодок из Койвисто в Ленинград доставлено 13000 человек, а с острова Гогланд вывезено в Кронштадт около тысячи из числа спасённых отрядом И.Г. Святова 29 августа. Из района Выборгского Укреплённого сектора вывезен личный состав 115-й и 123-й стрелковых дивизий, частей с острова Туппуринсари, а также материальная часть и личный состав 229-й береговой батареи.

В МООНЗУНДЕ. Два самолёта ДБ-3 с аэродрома Кагул на острове Эзель вылетали для бомбардировки Берлина. До цели дошёл лишь один экипаж, второй сбросил бомбы на Либаву.

В Ирбенском проливе наши торпедные катера обнаружили и атаковали конвой противника.

На острове Муху размещена прибывшая на барже из Таллина 225-я зенитная батарея ст. лейтенанта А.Н. Белоусова.

НА ЛАДОГЕ. Подорвался на мине и затонул сторожевой катер «Рыбинец» Р-41. В районе Шлиссельбурга немецкая авиация потопила сторожевой катер и две баржи с эвакуированными.

Принят от промышленности и вошёл в состав КБФ бронекатер БКА-100.

НА ХАНКО. Противник открыл массированный артиллерийский огонь по городу, порту и переднему краю нашей обороны, а затем, решительно атаковал наши позиции на перешейке, однако, понеся большие потери от артиллерийского, миномётного и пулемётного огня, отступил на исходные позиции. Во время этой явно демонстративной вылазки противник под прикрытием дымовых завес высадил десант на остров Гуннхольм и захватил северную его половину. На исходе ночи ханковцы лихой атакой выбили финнов с острова, а наши истребители уничтожили остатки десанта на воде вместе с плавсредствами.

Воздушная разведка с Ханко обнаружила на переходе из Палдиски в Хельсинки три транспорта с войсками, шедшие без охранения. Вылетевшие с Ханко шесть «чаек» во главе с командиром эскадрильи Л.Г. Белоусовым, настигли транспорты на подходе к полуострову Порккалаудд и нанесли по ним штурмовой удар, выполнив по 15 боевых заходов.

3 СЕНТЯБРЯ

Минные заградители «Марти», «Урал» и «Ристна», лидер «Минск», эсминцы «Сильный» «Стойкий» и сетевой заградитель «Вятка» за тралами семи БТЩ и в охранении семи морских охотников (МО) и торпедного катера вышли на постановку мин в район острова Гогланд, после выполнения которой без потерь возвратились в Кронштадт.

В Выборгском заливе три канонерские лодки, два бронекатера и один МО поддерживали огнём наши отступающие войска. Из Койвисто в Кронштадт доставлено ещё 12700 человек.

Из госпиталя, расположенного на острове Гогланд, на двух транспортах вывезено в Кронштадт 2245 лежачих раненых.

Немецкая авиация совершила безрезультатные налёты на корабли и суда на Шлиссельбургском рейде, а также в районе островов Бьёрке и Лавенсари.

Ночью финский минный заградитель

«Лоухи» к северо-западу от мыса ЮминдаНина выставил заграждение из 84 мин, а ещё западнее немецкий минный заградитель «Кайзер» поставил 120 минных защитников. В эту же ночь финские сторожевые катера выставили 12 мин южнее Ханко.

В 9 часов утра на территории этой базы разорвалось несколько тяжёлых артиллерийских снарядов значительно большего калибра, нежели 10-дюймовые (254-мм) снаряды финских броненосцев береговой обороны. Видимо, это опробовал свои 380-мм орудия главного калибра новый немецкий линкор «Тирпиц», прибывший в район Ханко, чтобы воспрепятствовать предполагаемому прорыву советских кораблей в нейтральную Швецию после неизбежного, по мнению фашистской верхушки, падения Ленинграда и Кронштадта.

4 СЕНТЯБРЯ

Части Выборгского Укреплённого сектора оставили Койвисто и перешли на острова Бьёрке, Пийсари и Тиуринсари.

В МООНЗУНДЕ.

Четыре бомбардировщика ДБ-3 с острова Эзель вылетели для бомбардировки Берлина. До цели дошли три самолёта и сбросили там 20 бомб, четвёртый отбомбился по порту Свинемюнде. Из этого полёта не вернулся один самолёт.

Обстрел позиций противника на южном берегу Невской губы вели линкор «Октябрьская Революция», два эсминца и три канонерские лодки.

5 СЕНТЯБРЯ

С острова Гогланд доставлено в Кронштадт ещё 3732 человека из числа спасённых 29 августа «таллинцев». Продолжались постановки мин в Финском заливе.

Огневую поддержку войскам оказывали два крейсера, два эсминца, четыре канонерских лодки, два бронекатера и береговые батареи.

Авиация КБФ совершила налёты на объекты противника в Тосно, Саблино, Лисино, Копорье, Клопицах, Бегуницах и в Сортанлахти.

НА ЛАДОГЕ. Авиация противника повредила на переходе транспорт «Володарский», а в Шлиссельбурге – Кузьминский мост.

НА ХАНКО. Противник под прикрытием дымовых завес вновь пытался захватить остров Гуннхольм, но и этот десант был уничтожен. Атаки переднего края нашей обороны на перешейке обернулись для противника новыми потерями и потерпели неудачу.

6 СЕНТЯБРЯ

В МООНЗУНДЕ. Закончилась эпопея бомбардировок Берлина с острова Эзель.

Всего выполнено 86 самолётовылетов, по Берлину отбомбилось 33 самолёта. Немецкая авиация нанесла два бомбовых удара по эзельскому аэродрому Когула, в результате которых на земле сгорело восемь находившихся там неисправных самолётов. На сохранившихся шести бомбардировщиках ДБ-3 лётно-технический состав группы полковника Преображенского перелетел на восток, на аэродром Беззаботное.

На рейде Куйвасту артиллерийским огнём противника с берега потоплены транспорт «Хелене» и морские охотники МО-404 и МО-407.

Наши войска с боями оставили Виртсу (на материковом берегу Эстонии) и перешли на остров Муху. На рейде Триги подорвались на минах два наших катера.

Гарнизон острова Осмуссар, с которого немцы намеревались начать захват Моонзундского архипелага, отбил попытку противника высадить на остров десант с 20 катеров. Попав под меткий огонь двух береговых и одной зенитной батареи острова, немцы ретировались, потеряв два катера с десантом.

Налёт немецкой авиации на восточное побережье острова Эзель в порядке подготовки к предстоящей высадке десанта существенного ущерба нашей обороне не причинил.

Авиация противника совершила первый массированный налёт на

Ленинград, а немецкие танки прорвались к Шлиссельбургу.

НА ЛАДОГЕ. Отбита попытка финнов высадить десант на остров Равансари.

7 СЕНТЯБРЯ

В результате жестоких и кровопролитных боёв наши войска выбили немцев из Елизаветино и Кипени, а вот Шлиссельбург они вынуждены были оставить.

В Кронштадте из катеров типа МО, ЗК, КМ и других сторожевых катеров сформирован Истребительный Отряд, командиром которого назначен капитан 2 ранга А.Н. Перфильев.

Ночью отряд финских катеров, вышедших из Котки, выставил заграждение из 48 мин и 40 минных защитников восточнее острова Сескар. Приняты от промышленности и вошли в состав КБФ морские охотники МО-106, МО-107, МО307, МО-308, МО-309 и МО-310.

В МООНЗУНДЕ. Гарнизон острова Осмуссар переподчинён командиру военноморской базы Ханко генерал-майору С.И.

Кабанову.

8 СЕНТЯБРЯ

Авиация КБФ нанесла бомбоштурмовые удары по объектам врага в Заостровье, Глухове, Сологубовке и Мге. При этом потеряно два самолёта.

В МООНЗУНДЕ. В бухте Триги немецкая авиация повредила тихоходный тральщики ТЩ-85.

Десант немецкой пехоты высадился на небольшой островок Кессулайд в проливе между материком и островом Муху, однако убийственный огонь 43-й береговой батареи ст. лейтенанта Букоткина (четыре 130мм орудия) причинил десанту настолько большие потери, что вынудил его спешно покинуть островок.

НА ХАНКО. Атака финнами левого фланга нашей обороны на перешейке снова провалилась. Оставив возле наших окопов 12 убитых, противник отошёл на исходные позиции. Становилось ясно, что эти настойчивые атаки преследуют цель скрыть от защитников базы переброску основных сил, осаждавших полуостров, на Карельский перешеек для наступления на Ленинград. Ханковские сапёры закончили строительство подземных ангаров. Теперь истребители были надёжно укрыты от бомб и снарядов и имели возможность без предварительной рулёжки по аэродрому начинать разбег прямо из подземных ангаров.

В ВЫБОРГСКОМ ЗАЛИВЕ. Огнём

366-й береговой батареи потоплена финская самоходная баржа с боеприпасами.

Подводная лодка П-1 («Правда») из Ораниенбаума, где она постоянно базировалась, перешла в Кронштадт для подготовки к боевому походу.

9 СЕНТЯБРЯ

Немецкая авиация совершила налёты на Петергоф и Ленинград.

Шесть немецких самолётов атаковали на переходе в Кронштадт группу сторожевых катеров и прямым попаданием бомбы потопили один из них.

Подводная лодка П-1, выгрузив торпеды и приняв на борт 200 снарядов для 100-мм пушек и по 200 для 76- и 45-мм, а также 150 ящиков консервов и около двух тонн медикаментов, вышла из Кронштадта на Ханко. До Гогланда П-1 сопровождали два БТЩ, а дальнейший путь штаб предписал ей проделать в надводном положении, следуя с максимальной, 20-узловой скоростью.

Линейный корабль «Марат» впервые с начала войны открыл огонь по немецким войскам под Ленинградом, выпустив по противнику 180 12-дюймовых (305мм) снарядов.

Наши корабли продолжали постановки мин в районе острова Гогланд.

НА ХАНКО. Немецкая авиация повредила прибывший туда ещё 30 августа из Палдиски транспорт «Вахур».

В МООНЗУНДЕ. В районе Кейгусте немецкой авиацией повреждены два торпедных катера, а у острова Рухну (в Рижском заливе) потоплен буксир КП-17 с баржей, перевозившей на Эзель снятый с этого острова гарнизон в составе одной стрелковой роты.


Утром, в 4 ч 15 мин противник начал артиллерийский обстрел наших позиций на острове Вормси, а в 6 ч 20 мин с трёх групп катеров, от 12 до 15






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.