Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.5 Антропологический поворот в философии: софисты, Сократ.






В древней Греции мыслители посвящали жизнь, исканию истины, замыкаясь в тесном кругу друзей, не искали публичного признания, не создавали аудитории слушателей. В 5 веке до н.э. ситуация изменилась. Во многих городах на смену старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Появились софисты – люди, которые посвящали себя умственной деятельности и были профессиональными учителями.

Пифагор (480-410 гг. до н.э.). Ему принадлежит: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению найдётся противоречащее ему утверждение. Пифагор написал законы, определяющие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей.

Горгий (483-375 гг. до н.э.) в своём труде «О природе» доказывает три положения: что ни чего не существует, а если и существует, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришёл к выводу, что ни о чём нельзя сказать достоверно.



Продик (родился 470 лет до н.э.) проявлял исключительный интерес к языку с точки зрения идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов. Большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу приёмов опровержения.

Посещая занятия софистов, Сократ вступал в дискуссии со многими из их, но больше всего с Продиком, считая его своим учителем.

Софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства слова. Софисты ищут основы человеческого существования не в мире, но в самом человеке. Они впервые апеллируют не к космическому разуму, но к разуму человеческому, они отделяют разум от первоначала.

Воззрения Сократа (469-399 гг. до н.э.).

Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Его антидогматизм выражался в отказе от претензий на обладание достоверными знаниями. Сократ отрицал и ту хаотичную субъективность софистов, которая превращала человека в нечто случайное, единичное, необязательное даже для самого себя. Он ко всему подходил с иронией. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое маевтикой – искусство определить понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий.

Метод диалектических споров Сократа заключается в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Ядром его философии является человек, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что ни чего не знаю», к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвёл свой философский принцип дельфийского оракула «Познай самого себя!», т.к. увидел, что человек не пуст. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.

Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания её бессмертия, что увязывалось с его верой в бога.

В вопросах этики он развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.