Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.2 Особенности философского знания Древнего востока: школы и основные идеи.






В отличие от философии Запада, философия Востока сконцентрировала своё внимание на проблеме человека с точки зрения практики, не вникая внутрь натурфилософских, онтологических, гносеологических, логических оснований этого практического бытия человека, как было в античной философии.

Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией, примеры тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство.

В Восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией.

В Восточной философии делается акцент на практическое сознание, в Западной - познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое, т.е. даётся разработка проблем логики. Большой вклад в их решение внесли Сократ, Платон и особенно Аристотель.

В социальной философской проблематике античности преобладает рационализм. Так. В одних только «Диалогах» Платона даются понятия судьбы, старости, добродетели, разумности, справедливости и т.д. В Восточной философии преобладает косметизм, так, рассматриваются проблемы «вселенского человека», общечеловеческих ценностей. Так, в частности, в китайской философии Конфуций стремился показать необходимость иерархии социальных структур, субординации людей. Много внимания уделяется в Восточной философии проблеме закона, отношения правителя и народа.

Восточная философия более традиционалистическая, ищет гармонию в мире с опорой на традицию.

Всего в Индии насчитывают 6 различных философских школ, их относят к ортодоксальным.

1 .Мимансы и Веданты. Преклоняются перед ведами, только в них видят возможность искупления. По их убеждениям, все мы живём лишь в иллюзорном мире, настоящий же – это Брахма, к достижению которого нужно стремиться, расставшись со своими заблуждениями и незнанием.

2. Вайшешика. В основе этой школы лежит атомическая теория. Считается, что весь мир и все предметы состоят из крошечных частиц – атомов, которые всегда существовали и будут существовать. Реинкарнация – всего лишь другая комбинация одних и тех же составляющих.

3. Ньяя. Базируется на трактате о логике Акшапада Гаутамы. Благодаря многочисленным дополнениям и обсуждениям сторонников теории возникла отдельная философская школа.

4. Саньяхья. Теория о противоположных началах всего сущего, противопоставление духа и материи. Изначально была только материя, но под действием трёх качеств – тьмы, ясности и стремления – появился также дух. Цель - освободить дух от материи.

5. Йога. Проповедает связь человека с Космосом. Главная цель этой школы - достижение Нирваны. А чтобы погрузиться в неё, следует медитировать, духовно и физически очищаться, правильно дышать и выполнять специальные упражнения.

Неортодоксальные учения:

Джайнизм (559-527 г.г. до н.э.) зародился от «аскетов» или «странствующих отшельников». Доктрина джайнизма развивает ряд идей Упанишад. Так, концепция о перерождении души приводит к выводу о существовании души у всего: животных и насекомых, растений и листьев. Благой целью является освобождение души и достижение статуса совершенного человека. Для этого человек должен вести добродетельную жизнь.

Буддизм (1 тыс. до н.э.) восходит к учению Сиддхартхи Гаутамы (Будда). Формируется на основе положений, высказанных этим мыслителем. Будда считал категорической лишь одну истину: мир устроен так, что человек в нём – страдающее существо.

Страдание – конечная реальность существования. Основа буддийского вероучения – 4 «благостные истины»:

«истина страдания» - истина об универсальности страдания, пронизывающего всё телесное и душевное существование человека.

«истина возникновения страдания» исходит из того, что страдание обусловлено желанием: наслаждения, существования и гибели. Поэтому страдание – это рождение, старость, болезни, смерть.

«истина прекращения страдания»: страдание можно прекратить, освободившись от желания.

«истина пути» гласит: путь к прекращению страдания восьмиричен. Восемь этапов ведут от осознания иллюзорности собственного я через милосердные деяния, совершение в нравственности, медитацию.

Школы Китайской философии:

Конфуцианство восходит к учению Конфуция. Основная тема философствования Конфуция- отношения человека, семьи и государства. Конфуций предписывал стремление каждого человека к идеалу благородного мужа, обладающего 5 основными качествами: человечностью, знанием приличий, мудростью и лояльностью.

Даосизм. Основатель- Лао-цзы, который развивает учение о правильном пути и добродетели. В Даосизме разрабатывается «Доктрина об обретении бессмертия», рассматривая человека, как единое целое. При жизни человеку следует придерживаться доктрины «недеяния»(у-вэй).» «Недеяние» понимается в даосизме не как бездействие, но как отсутствие произвольной целеполагающей активности.

Легизм. «Школа законников». В качестве высшей ценности легисты выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Отношения верховной власти с народом могут быть только враждебными, задача же государства состоит в ослаблении народа.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.