Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.3 Античная философия, как явление культуры, этапы развития. Проблемы онтологии, гносеологии и диалектики в досократических философских школах.






Античная философия, т.е. философия древних греков и римлян, зародилась в 6 веке до н.э. в Греции и просуществовала до 6 века н.э. Возникновение античной философии тесно связано с относительно высоким уровнем развития материального производства и с общим духовным скачком в 7-6 веках до н.э. в Греции, который именуется «греческим чудом». Главным вопросом Древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанциональное начало – из чего всё произошло. Так, родоначальник греческой философии Фалес, рассматривал всё существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала – воды. У Анаксимена – воздух, у Анаксимандра апейрон («бесконечное») – неопределённое, вечное. Гераклит в качестве начала Вселенной рассматривает огонь. Фалес полагал, что всё существующее возникло из некоего влажного первосущества (воды). Из этого источника всё рождается. По Фалесу Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Во вселенной всё полно богов. Всё одушевлено, всё имеет душу. Вода - аморфное вещество.

Анаксимандр. Его первоначало не имеет границ и поэтому есть беспредельное. Из тёплого и холодного возникает тёплая оболочка. Воздух – прорывает огненную оболочку и образует 3 кольца: звёзды, солнце и луна. Земля – середина мира. Животные, люди образовались из высохшего морского дна. Мир не вечен, но по разрешению его из беспредельного выделяется новый мир. Анаксимандр полагал, что в начале мира в 'апейроне' каким-то образом выделилось ядро, породившее огонь и темный туман. Затем туман отвердел, и из него сформировалась Земля. Окружающий ее огонь порвался на части и превратился в небесные тела, которые на самом деле суть опоясывающие Землю огненные колеса - свет каждого из них прорывается сквозь отверстие в окутывающем колесо тумане. Земля представлялась Анаксимандру низким и широким цилиндром, плоским сверху, пребывающим на одном месте благодаря равной удаленности от всех вещей.

Анаксимен. Первое вещество – воздух. Из воздуха образовались все вещества: вода, земля, камни, огонь. Воздух для него – это дыхание, обнимающее весь мир. По своей природе пневмо – тёмное облако. Земля – плоский диск. Из воздуха всё возникает и к нему всё возвращается. Разрежение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветер, камни.

Основными особенностями античной философии является космологизм, объективизм, синкретизм.

В развитии философии Древней Греции традиционно выделяют 3 этапа:

- натурфилософский

- классика

-эпоха эллинизма

1.В натурфилософский период развития античные философы занимаются поисками первоначала. Основными школами являются:

-Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит)

- Пифагорейский союз (Пифагор)

- Элейская школа (Парменид, Зенон)

- школа атомистики(Левклипп, Демокрит)

2.Классика (середина5- середина 4 вв до н.э.). В этот период происходит «антропологический поворот»: центральной темой философии становится сам человек, а вместе с ним проблемы познания, этики, социальной философии. Платон и Аристотель завершают классический период, соединяя учение натурфилософов о природе с учением Сократа о человеке и обществе.

3.Эпоха эллинизма характеризуется субъективизмом и индивидуализмом. В это время философов волнуют вопросы отдельного индивида, который ищет защиты от разрушительного воздействия внешнего мира. Основные течения этого периода: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм.

Досократовская философия объединяет несколько школ и несколько десятков мыслителей. Центральным объектом выступала природа, космос, а центральным принципом считается космоцентризм, утверждающий, что космос, природа есть и главный предмет философии и высшая реальность, и образец гармонии и порядка. Также характерно внимание к проблемам нравственности, интерес к человеческой душе, социально- политической проблематике. На протяжении этого периода происходит радикальная трансформация мышления – переход от чувственно-образного мышления к абстрактно-понятийному.

Основной проблемой следует признать вопрос о первоначале, первооснове мира – откуда возникают вещи, куда они потом уходят, в чём коренится единство природы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.