Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.9 начало средневековой философской мысли. Проблемы и особенности философской мысли периода патристики.






Начало средневековой философии традиционно именуется апологетикой (от греч. apologia — «защита»), т.е. появлением философов, которые обосновывали верность христианского учения и защищали его от нападок со стороны философов язычников. Наиболее значительными апологетами были Юстин Мученик, Тертуллиан и Ориген. В сущности, апологеты заложили основы христианского богословия. Время расцвета апологетики приходится на II—III вв. н.э. После того, как христианство стало официальной религией, надобность в апологетике отпала.

Апологетику сменила патристика (от лат. pater, patres — «отец», «отцы»), т.е. учение «отцов» или «учителей» церкви. Ее появление совпало с апологетикой, но патристика занималась решением другой задачи — систематизации церковной доктрины. Патристика прошла несколько этапов своего существования:

Первый период (II—III вв.) представлен деятельностью апологетов.

Второй период (IV—V вв.), высшей точкой которого является деятельность кружка «каппадокийцев» (Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский) на греческом Востоке и Августина на латинском Западе.

Третий период (2-я половина Vв.), когда появляются «Ареопагитики» (сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту). Для этого периода характерна попытка истолковать мир как систему символов.

Четвертый период (V—VIII вв.) характеризуется стабилизацией догмы, угасанием идеалистической диалектики и кодифицированием наук под эгидой теологии. Этот период заканчивается с появлением итоговых трудов Иоанна Дамаскина, закладывающих основы схоластики.

Следующим этапом развития средневековой мысли стала схоластика (лат. scholastica, от греч. scholastikó s — «школьный») — подчинение философской мысли теологии, догмату, комментирование произведений т.н. Отцов Церкви, развитие формально-логической проблематики. Схоластика восходит еще к Проклу, а опирается на труды Иоанна Дамаскина

 

. Схоластику можно разделить на несколько периодов: раннюю (IX — первая треть XIII в.), которая опиралась на догматику, составляя компендиумы из сочинений Отцов Церкви; высокую (период с первой трети XIII в. по середину XIV в.), ставшую особой формой выражения не только религиозных идей и чувств, но и философских; позднюю (период с XIV в. по начало XVI в.), для которой характерно догматизация высокой схоластки и вырождение в спекулятивном отношении.

Для схоластики характерен потрясающий по своей эмоциональной и интеллектуальной напряженности спор об универсалиях (универсалии — общие понятия, общие идеи). Суть полемики состояла в следующем: какое положение занимает понятие «общее» по отношению к понятию «единичное». Основой этого великого спора было противоречие между познавательными установками Платона и Аристотеля. В результате дебатов обозначились три течения:

1) Номинализм (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя). Согласно номинализму реальна лишь единичная вещь, а универсалия — общее имя, имена свойств, классов и отношений не являются собственными именами, а суть только общие имена. Классы не существуют как вещи, а только как мысленные образы или абстракции. Универсалии это имена имён, а не сущности (как для реализма) или понятия (как для концептуализма). Истоки номинализма восходят к античности. Его первые представители в ранней античности — Антисфен и Диоген Синопский, противники «мира идей» Платона, положившие номиналистическую точку зрения в основу этики. В средние века номинализм представляли: Беренгар Турский, Росцелин (представитель крайнего номинализма), Генрих Гентский, А. де Серешаль, Петр Испанский, У. Оккам, Ж. Буридан. Своих последователей номинализм нашел и в более позднее время: Л. Валла, Х. Вивес, Низолий, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли и Д. Юм.

2) Реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный). Согласно реализму универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об «идеях», которые, находясь вне конкретных вещей, составляют особый идеальный мир. Общее, по Платону, существует до единичного. Аристотель, в отличие от Платона, считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой. Оба эти воззрения воспроизводились в схоластике: платоновское — как крайний реализм, аристотелевское — как умеренный.

Наиболее значительные реалисты: Иоанн Скот Эриугена (IXв.), Гильом из Шампо, Ансельм Кентерберийский (XI в.) и Аделард Батский (XII в.). Наиболее устойчивым и приемлемым для церкви оказался реализм Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского (XIII в.), синтезировавших идеи Аристотеля, Авиценны и христианской теологии, однако позиция Фомы Аквината более близка концептуализму.

3) Концептуализм (от лат. соnсерtus — «мысль», «понятие») занимал промежуточное положение между реализмом и номинализмом в решении проблемы универсалий и учил, что универсалия — это основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии.

Наиболее яркими представителями этого направления считаются: Пьер Абеляр, Ибн Сина, Иоанн Дунс Скота, Фома Аквинский. Согласно концептуализму универсалии существуют до сотворенной природы в божественном разуме в качестве «концептов» бога и прообразов, единичных вещей, как их идеи; универсалии существуют в единичных вещах как их реальное сходство или их тождественность прообразу (тождественное одному и тому же тождественно между собой); наконец, универсалии существуют как понятия, результат абстракции.

Патристический период – это время формирования принципов, подходов, которые сохранятся на протяжении всей истории средневековой философии. Эти принципы и подходы приняли характер классических норм, образцов, которым обязаны были следовать позднейшие философы.

Патристическая философия менее схоластична. Время формирования принципов, норм, образцов философствования предоставляет всегда больше свободы для творчества, чем время господства сформировавшихся и канонизированных догматов. В это время было больше свободы для интерпретации Библии, доступнее были источники по античной философии. Итак, патристическая философия – это формирование, становление средневековой схоластической философии, это переход, если можно так выразиться, к «чистой», «настоящей» средневековой философии от философии античной.

Патристическая философия стремилась к осуществлению синтеза христианских догматов и учений, представленных в Библии, с некоторыми идеями античной философии.

В центре философской патристики находились три основные проблемы: теологическая, космологическая и этическая. В своей совокупности они составляли основу философско-теологического мировоззрения. Первая проблема касалась вопроса о единстве и троичности Бога[2]. Вторая проблема – это вопрос о единстве божественной и человеческой природы Христа, его отношение к земному творению. Третья проблема – это этико-антропологическая, морально-антропологическая проблема, в которой речь шла о природе человека, его греховности и возможности «искупления» или «спасения» человека, о его свободе.

Рассмотрим первую проблему – теологическую. В ней на первом плане стоит вопрос об отношении Бога к трем посредствующим сущностям, которые признает христианская вера. То есть речь идет о толковании догмата о троичности единого Бога: Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа Святого. Становление этого догмата отражало сложную родословную христианства.

Вторая проблема, активно обсуждавшаяся в патристической философии и тоже вызвавшая различные ереси и расколы, была космологической. Она включала в себя и христологический вопрос – вопрос о природе Христа как Богочеловека. И здесь выявились разные точки зрения. В обобщенном виде их можно представить таким образом. Исходя из платоновского учения о творении мира из первоначального хаоса (Тимей) и аристотелевской теории вечности мира, выявились две основные позиции.

Третья, самая практическая из названных проблем средневековой философии, есть проблема этико-антропологическая. Она очень объемна по своему содержанию, т.к. включает в себя такие вопросы, как вопросы грехопадения и искупления, добра и зла, свободы и ответственности человека и другие, так или иначе говорящие о зависимости человека от Бога и об отношении к нему. Философско-теологическое учение об этом круге вопросов получило название теодицеи (греч. theos– Бог + dike– право, справедливость) – богооправдание. Термин ввел Лейбниц.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.