Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 1. Сопоставьте два текста: научный и учебный. Покажите, какие изменения произошли в метаязыке учителя. Тема – «Устаревшие слова».






1.

Особенностью словарного состава языка является его большая (сравнительно с грамматическим строем и фонетикой) историческая подвижность. Она проявляется прежде всего в постоянном обогащении языка новыми словами и их значениями, а также в снижении употребительности и устаревании слов и их значений. Историческая подвижность словарного состава наглядно проявляется в том, что в любом состоянии языка можно обнаружить устаревшие слова и неологизмы.

Устаревшие слова можно разделить на две группы: 1) историзмы; 2) архаизмы.

Историзмы (от греч. historia — рассказ о прошлых событиях) — это слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать в результате развития общества. Например: «Теперь являлись челобитчики кцарю с жалобамина воевод, обвиняли их, что они раздают и отнимаютпоместья без сыску; жаловались стольники, дворяне и дети боярские, что воеводы отнимают у них дворцовые сёла, которые до того времени были за ними. Явились к царю с челобитными казакии стрельцы, и просили денежного и хлебного жалованья, трогательно писали, что им есть нечего, что мерзнут без одежды, умирают без помощи от ран» (Н. Костомаров).

Выделенные слова являются историзмами. Они не имеют синонимов в современном русском языке. Объяснить их значение можно, только прибегнув к энциклопедическому описанию. Именно так они и подаются в толковых словарях: Челобитье, -я, ср. 1. В древней Руси: поклон до земли с прикосновением лбом к земле. 2. В древней Руси: письменная просьба. Челобитчик, -а, м. В древней Руси: тот, кто подавал челобитную. Челобитная, -ой, ж. В древней Руси: челобитье (во 2 значении), Стольник, -а, м. В древней Руси: придворный, степенью ниже боярина, первоначально придворный, прислуживавший за княжеским или царским столом.

Стали историзмами многие слова, называющие предметы ушедшего быта, старой культуры, вещи и явления, связанные с экономикой прошлого, старыми общественно-политическими отношениями. Так, много историзмов среди слов, связанных с военной тематикой: кольчуга, пищаль, забрало, редут. Многие устаревшие слова называют бытовые и хозяйственные предметы, предметы одежды: ендова, севалка, просак, светец, армяк, камзол.

Историзмами являются многие слова, обозначающие звания, сословия, должности, профессии старой России: царь, боярин, конюший, лакей, стольник, земство, крепостной, помещик, урядник, офеня, коновал, лудильщик, пильщик, фонарщик, бурл ак; явления патриархального быта: барщина, оброк, отруба, закуп; виды производственной деятельности: мануфактура, конка; виды исчезнувших технологий: лужение, медоварение.

Стали историзмами и слова, возникшие в советскую эпоху: будённовец, продотряд, комбед, ликбез, лишенец, нэп, нэпман, продразвёрстка, махновец.

Архаизмы (от греч. archaios — древний) — это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми, например: ланиты — щёки, чресла — поясница, десница — правая рука, туга — печаль, вирши — стихи, рамена — плечи. Все они имеют синонимы в современном русском языке.

Архаизмы могут отличаться от современного слова-синонима разными чертами: иным лексическим значением (гость — купец, живот — жизнь), иным грамматическим оформлением (исполнити — исполнить, на бале — на балу), иным морфемным составом (дружество — дружба, рыбарь — рыбак), иными фонетическими особенностями (гишпанский — испанский, зерцало — зеркало). Некоторые слова устаревают целиком, но имеют современные синонимы: дабы — чтобы, пагуба — гибель, вред, уповать — надеяться и твёрдо верить.

Вытесняемые из употребления слова не исчезают бесследно: они сохраняются в литературе прошлого, они необходимы в исторических романах и очерках — для воссоздания быта и языкового колорита эпохи. Вот, например, два отрывка из романа А. Н. Толстого «Петр Первый»: «Вдали, у Никольских ворот, виднелась высокая — трубой — соболья шапка боярина, меховые колпаки дьяков, темные кафтаны выборных лучших людей» (историзмы); «Когда подлинно уведомится о пришествии короля Каролуса, и если оный нарочито силен, — оного накрепко стеречь» (архаизмы).

Поэты нередко прибегают к устаревшим словам, чтобы придать стихам высокую, торжественную окраску. Например: В голубой далекой спаленке Твой ребенок опочил. (А. Блок). Легким взмахом белого перста Тайны лет я разрезаю воду. (С.Есенин)

Архаизмы используют также и ради шутки, в ироническом контексте, например: «Обыватель любопытен, все узнать бы о пиите!» (В. Маяковский); «И вот отворяются магазинные врата: Стульев нет. Столов нет» (Л. Лихоцеев).

2.

– Здравствуйте, ребята. Этот урок у нас будет особенным. Оказывается, путешествовать во времени можно, используя слова. Наш русский язык всё время меняется, так как меняется жизнь. И слова, как люди, рождаются, живут и уходят из жизни.

Сегодня мы с вами вернёмся на сотни лет назад, в эпоху Ивана Грозного и поговорим об устаревших словах. Помните, каким было ваше домашнее задание?

– Посмотреть фильм «Иван Васильевич меняет профессию»!

– И запомнить его как можно лучше.

‑ И найти слова, которые нам показались устаревшими.

– Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы это сделали. Назовите устаревшие слова, которые вы запомнили.

– Царь Иван Грозный, восседая на троне, диктовал челобитную дьяку Федьке.

– Верно. А что означает слово «челобитная»?

– Раньше люди, когда просили о чём-то человека более высокого звания, бились челом, то есть лбом о пол. Отсюда и «челобитная».

– Молодцы! Правильно. Позже «челобитной» стали называть прошением на бумаге. А ещё примеры?

– Иван Грозный, любуясь панорамой современной Москвы, восторженно произнёс: «Эх… Красота-то какая… Лепота …» «Лепота» – устаревшее слово, архаизм.

– Увидев чёрного кота, Иван Грозный закричал: «Душегубец окаянный!» Здесь архаизм «окаянный», то есть проклятый.

– Якин, собираясь улететь в Гагры с Зинаидой Михайловной, сказал Ивану Грозному: «Мы зело на самолёт опаздываем». «Зело» – значит «очень».

– А как было смешно, когда царица Марфа Васильевна шептала Ивану Васильевичу: «И всё-то ты в трудах, Великий Государь, аки пчела!» Здесь устаревшее слово «аки», то есть «как», используется при сравнении.

– А я ещё вспомнил! Якин, в попытке вспомнить слова старорусского языка, в страхе лепетал: «Аз есмь … жите моё…», то есть «Я есть … жизнь моя…»

– А моё слово – «молвить», то есть «говорить». Иван Грозный, поражённый всем увиденным, допытывался у изобретателя Тимофеева: «Молви ещё раз – ты не демон?»

– Хорошо, пока достаточно. Теперь открою вам один секрет. Все устаревшие слова можно разбить на группы. Первая группа – историзмы – объединяет все устаревшие слова, обозначающие предметы, которые уже не существуют. Например, «кольчуга», «князь», «извозчик». А вот вторая группа – архаизмы – слова, которые сами устарели и постепенно были заменены более новыми. Например, слово «живот». Сейчас мы говорим не «живот», а «жизнь». Здесь можно вспомнить фразу Ивана Грозного: «Живота или смерти проси у боярыни!» А теперь назовите мне историзмы из домашнего задания.

– Тост Ивана Грозного в честь инженера Тимофеева: «Здрав будь, боярин!» Бояр в наше время нет, значит, это слово – историзм.

– А ещё историзм «царские палаты» - большие, богатые здания, помещения.

– Молодцы! А теперь – архаизмы.

– Царь Иван Васильевич, угрожая, говорит Якину: «Ежели за тобой что худое проведаю…» Тут целых три архаизма – «ежели» (если), «худое» (плохое) и «проведаю» (узнаю).

– А угощали царя «икрой заморской, баклажанной». «Заморская» – архаизм.

– Иван Грозный, опасаясь отравления, говорил изобретателю: «Отведай ты из моего кубка» («отведай» означает «попробуй»).

– А устаревшее слово «намедни» означает «недавно». «Тебя ж казнили намедни», – в ужасе сказал Федька, когда вор представился Милославским.

– «Аль хворь какая приключилась?» – спросил Федька у царя, увидев повязку у него на лице. Хворь – то же самое, что болезнь.

– Молодцы, ребята! Зело порадовали вы меня, отроки. Вельми понеж за усердие и старание.

Задание 2. Докажите, что на уроке используются языки «трех принципиально разных семиотических областей». Охарактеризуйте их. Покажите, как 2 учителя на одном интегрированном уроке связывают разноорганизованные семиотические области (метаязыки биологии и филологии).

Тема урока – «Сердечно-сосудистая система. Фразеологизмы» (фрагменты).

Учитель русского языка. Отгадайте загадку.

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

(сердце)

Учитель биологии. Сердце – самый главный орган системы кровообращения. Оно невелико. Это плотный мускулистый мешочек, размером немного больше кулака. Сожмите руку в кулак – вот такое сердечко бьётся у вас в груди. Ежедневно оно прокачивает примерно 10 т крови, т. е. целую цистерну, равную по весу 2 слонам.

‑ Почему сердце не устаёт? ‑ - Сердце не устаёт, потому что отдыхает. Протолкнёт кровь и отдохнёт, протолкнёт и отдохнёт.

Учитель русского язык а. Вот как о работе сердца рассказывает Н. Кнушевицкая.

В груди у каждого из нас

И день, и ночь, и всякий час

Мотор стучит чудесный,

Конечно, вам известный.

Любой его назвать бы мог.

Лишь только жизни огонёк

Однажды разгорится –

Начнёт тут сердце биться.

Оно, как маленький насос,

Совсем не в шутку, а всерьёз

Качает кровь, качает

И устали не знает.

И если кто-нибудь из вас сидит,

Читает или пишет,

Оно тихонечко стучит,

И мы его не слышим.

Но стоит только побежать,

Иль сказку стоит услыхать

Про злого Бармалея, -

Забьётся посильнее.

Моторчик наш, он непростой,

Он не железный, а живой.

Он тосковать умеет,

И любит, и жалеет.

Учитель биологии: ‑ Когда же сердце человека бьётся спокойно? ‑ Когда человек спокоен, выполняет нетрудную работу. ‑ Когда бьётся сильнее? ‑ Когда человек переживает, выполняет тяжёлую работу, быстро бежит. ‑ Было ли у вас состояние, когда сердце «готово выскочить из груди»? В каких случаях так говорят? – Если мы волнуемся или бегаем на соревнованиях.

Учитель русского язык а: ‑ Что же такое сердце, если оно не только «качает кровь», но и «тосковать умеет, и любит, и жалеет»? Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова. Определите, сколько значений имеет это слово.

‑ 4 значения слова «сердце»:

1) Центральный орган кровеносной системы в виде мышечного мешка.

2) (перен.) Этот орган как символ души, переживаний, чувств, настроений.

3) (перен.) Важнейшее место чего-нибудь, средоточие. (Москва – сердце России)

4) Символическое изображение средоточия чувств, в виде вытянутого по бокам овала, мягко разведённого сверху, книзу сужающегося и заострённого.

‑ Какое значение слова подойдёт к теме урока? – Первое.

‑ Какое значение слова чаще используют поэты? – Второе. В стихах и прозе часто используют эпитет, т. е. образное художественное определение.

‑ Какие эпитеты к слову «сердце» мы используем в своей речи? ‑ Доброе, золотое, каменное, отзывчивое.

‑ Доброго отзывчивого человека часто называют сердечным, подарки дарят от чистого сердца. Много в русском языке устойчивых сочетаний со словом «сердце», наверное, потому что русские люди многое воспринимают душой, сердцем… Мы часто их слышим, но всегда ли правильно понимаем их значение?

Задание: соедините фразеологизм и его значение.

Положа руку на сердце понравилось

От чистого сердца искренне

Сердце кровью обливается забыть кого-либо

Сердце не камень откровенно

Вырвать из сердца почувствовать облегчение

Отлегло от сердца пожалел кого-либо

По сердцу пришлось чувствовать сострадание

Учитель русского язык а. Сердцем человек реагирует на окружающий мир. А как и что чувствует само сердечко? Если бы оно могло говорить, что рассказало бы нам? (Учитель включает спокойную классическую музыку). Положите руку на сердце, закройте глаза и представьте, что это вы стучите в груди. Вы – сердце. В груди какого человека оно бьётся? Что радует? А что огорчает? О чём мечтает? (После паузы). Откройте глаза и всё, что вы сейчас чувствовали, запишите в тетради. Это будет сочинение-миниатюра. Не забудьте использовать фразеологизмы со словом «сердце».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.