Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Нирвана.






 

Нирвана - состояние выхода за пределы мира страданий, то есть за пределы сансары. Это состояние абсолютной незаполненности, Пустоты (по учению Махаяны), ибо она свободна от всех воспринимаемых вещей и качеств, которые относятся к сансаре, являющейся противоположностью нирваны. Нирвана, как учит Будда, не существующая и не несуществующая. Она не бытие и не не-бытие, так как все эти понятия являются, как убеждает Нагарджуна, иллюзорными антиномиями. Нирвана, являясь таким образом вне всех сансарических представлений, трансцендентна всем утверждениям, исходящим от человеческого ума.

Нирвана не поддается рациональному познанию, потому что она запредельна рациональному уму. Ни к чему не относящаяся, она трансцендентна относительности, и, как не поддающаяся концептуализации, она принадлежит Пустоте.

Все противоположности возникают в человеческом уме, который есть, в свою очередь, отражение в мире явлений Таковости, Истинного Состояния, Нирваны. Солнце излучает свет и энергию, но само ими не является. Нирвана как Пустота есть Источник санса-рического существования и, однако, она трансцендентна этому существованию. Как Солнце неизменно остается Солнцем, несмотря на отдаваемые им свет и энергию, так и нирвана остается Спокойным Состоянием, хотя она есть первоисточник деятельности в мире явлений. Человек, мирской ум, жизнь, энергия - иллюзорные, индивидуализированные аспекты, или манифестации Того, которое есть неповторимое и нераздельное Единство Всего Сущего. Сам человек per se, был и есть вечно погруженный в Единый Ум, в Пустоту.

Истинное Состояние, Нирвана как Пустота, подобно Солнцу, светит, не переставая. Человек, вследствие своей инволюции в мир явлений, искаженно воспринимает его без Правильного Руководства; он гоняется за иллюзией, преходящим, неистинным, и не ведает о реальном, вечном, истинном. Его ум утрачивает свою изначальность; он становится изощренным в Невежестве, безмерно гордящимся своими эфемерными созданиями. Из Моря Явлений поднимаются туман и облака Майи, скрывающие от человека дивное Сияние Реальности. От Майи, освещаемой трансцендентным Светом, человек на Земле получает слабый отблеск в виде мирского ума. Он ощупью пробирается среди теней и не может увидеть Совершенной Истины. Будды - те, кто отбросил Невежество, поднялся с помощью йоги над тенями и миражами жизни и, стоя как бы на вершине высочайшей горы, над облаками и туманами, заволакивающими мир людей, предпочитающих низины вершинам, видит ничем не заслоняемое Солнце.

Процесс раскрытия духа, в котором сознательно и бессознательно участвует человечество, есть процесс рассеивания Майи. " Майя" буквально означает " иллюзия". Для того, кто стал Буддой, Майя как сансара есть манифестация созидательной энергии Космоса, именуемой в тантрах Матерью Вселенной; или Шакти, из лона которой приходят в жизнь воплощенные существа. Когда эта Энергия находится в непроявленном состоянии, нет Творения и, следовательно, нет Майи. Подняться над Майей и отринуть мир иллюзий означает выход за пределы всех различий (или разобщения) и преходящего существования или, иными словами, возвращение в изначальное состояние единства, познание, в том значении, которое раскрывают наши тексты, Единого Ума (или Космического Сознания), воссоединение части и целого, освобождение от ограничений времени, пространства и причинной обусловленности, переход из обусловленного существования в необусловленное состояние Будды. Следовательно, на феноменальную Вселенную нужно смотреть как на символ той всемогущей и невыразимой сущности Единого Ума в вечной эволюции, как понимают ее те, кто идет путем йогачар, и не считать ее состоянием, которого следует избегать. Тогда жизнь здесь, на Земле, как провозглашают Учители, действительно становится величайшим благом, даруемым чувствующим существам, Высшей Возможностью. И " кто, - вопрошают они, - кроме заблудших предпочтет неведение Божественной Мудрости? " " Десять великих радостей", о которых говорится в Поучениях Гуру (в томе III этой тибетской серии), делают радостным это посвящение в Тайну Майи, радостным это Паломничество, радостным возвращение с Другого Берега, радостной помощь другим в достижении Великого Освобождения.

Махаяна учит, что не только человек, но и все чувствующие существа сансары в конце концов достигнут окончания этого процесса эволюции. Однако для йога этот обычный процесс слишком утомительный, слишком долгий и болезненный. Как и великий тибетский йог Миларепа, он стремится достичь Высшей Цели за одну жизнь, дабы скорее начать трудиться ради улучшения мира, ибо он дал клятву Бодхисаттвы не переходить в нирвану только для себя и иметь возможность вернуться в окутанные майей низины и повести их обитателей к высотам навстречу Солнцу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.