Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Реальность согласно учению Махаяны






 

В Книге II этого тома изложено в виде афоризмов основополагающее учение Махаяны о Трансцендентной Реальности, озаглавленное " Йога познания ума в его обнаженности", которое также известно как учение, автоматически освобождающее человека от рабской привязанности к вещам.

Как и все школы оккультных наук Востока, Ма-хаяна утверждает, что реальным является только Единый Надмирный Ум, то есть Всеобъемлющее, Всепроникающее Сознание, трансцендентное всем явлениям и всем дуалистическим представлениям, порождаемым конечным, или мирским аспектом ума.

Рассматриваемое как Пустота (называемая на санскрите Шуньята), оно есть Не Подверженная Становлению, Нерожденная, Несозданная, Не Имеющая Формы, беспредикатная Изначальная Сущность, безобъектный Космический Источник, из которого берут начало все конкретные, или проявленные объекты, и в котором они, исчезая, пребывают в скрытом непроявленном состоянии. Не имея ни формы, ни качества, ни феноменального существования, он является лишенным формы, качества, несуществующим. Как таковой он Несокрушимый. Он есть Трансцендентная Полнота Пустоты, Уничтожающий Пространство, Время и сансарический (мирской) ум, Брахман Риши, Сновидец Майи, Ткач Сети Явлений, Выдыхающий и Вдыхающий в Себя бесконечные вселенные на протяжении бесконечных Времен.

Плотин, воспринявший у Платона это древнее учение Востока, кратко резюмировал его так: " Первый Принцип, являясь Одним, превосходит меру и число... Высший Принцип должен быть в своей сущности единственный и простой, в то время как существа [происходящие из него] образуют множество". Великий Гуру Падмасамбхава в публикуемом трактате в Книге II, с. 331, формулирует то же учение в свете Махаяны: " Вся сансара [то есть феноменальная вселенная, состоящая из явлений] и нирвана [непроявленное, или ноуменальное состояние] как нераздельное целое суть ум индивида [в его естественном, то есть неизменном предвечном, состоянии Пустоты]". Так же учил сам Будда, что нирвана есть состояние, трансцендентное тому, " что является ставшим, рожденным, созданным и имеющим форму". Следовательно, нирвана есть исчезновение явлений, сети сансары, задувание пламени плотской чувственности, пробуждение от Сна Майи, снятие покровов с Реальности.

Будда и после него Нагарджуна, написавший Праджня-парамиту, которая является главным трактатом Махаяны о Трансцендентной Мудрости, стремились избежать в своих учениях крайностей религиозного суеверия, с одной стороны, и нигилизма, с другой, и поэтому их метод есть метод Среднего Пути, который при Нагарджуне стал называться Мадхьямика. До Нагарджуны тибетскую метафизику представляли две школы, придерживавшиеся крайних взглядов. Одна из них считала мир реально существующим, а другая - иллюзорным. Нагарджуна показал, что ни о чем нельзя говорить как о существующем или несуществующем, ибо до тех пор, пока ум мыслит в терминах дуалистического мировосприятия, он все еще является в рабстве у сансары и ложного желания личного бессмертия или уничтожения. Реальность, Абсолют или Бытие per se трансцендентно как существованию, так и несуществованию и всем другим дуалистическим представлениям. Согласно Нагарджуне,.это Изначальная Пустота, находящаяся за пределами умозрительно восприятия и познавания в терминах человеческого опыта.

Мадхьямика утверждает, что от мира нужно отречься не потому, что он приносит страдания, как учит Тхеравада, а потому, что он нереален, как сон. Так как он есть только один из многих подобных сну состояний существования в сансаре, он ни в какой мере не может приносить удовлетворения. Человек должен пробудиться от всех видов сансарического сна и войти в состояние Истинного Пробуждения, Нирвану, находящуюся за пределами всех очаровывающих иллюзий и гипнотизирующих миражей, и стать, как Будда, Полностью Пробужденным.

Это учение о Пустоте является главным учением Махаяны. Оно представляет в Северном буддизме то, что в Южном буддизме именуется учением об Анатме (не-душе).

Следовательно, читая этот трактат, мы приходим к выводу, что никакая вещь и существо не имеют существования, которое не является иллюзорным, как не имеют они индивидуального существования, отделяющего эту вещь или существо от всех других.

Как сказано в " Аватамсака-сутре", авторство которой приписывается Нагарджуне, истинная сущность, которая находится в основании всех сансарических вещей и существ, подобна очищенному от пыли зеркалу, причем это основание само по себе неизменно и вечно и является реальностью, а явления преходящие и нереальные. И как зеркало отражает предметы, так и Истинная Сущность обнимает все явления; и все в.мире существует в ней и благодаря ей. Эта Истинная Сущность, которая наиболее полно выражена в Буддах, присутствует всюду в проявленном космосе, рожденном из нее. Она вечна и существует непроявлен-ной во всем бесконечном пространстве. Во всей Вселенной нет места, где бы не присутствовала Сущность Будды. Во всех пространствах пространств присутствует Сущность Будды, непрерывно рождая манифестации.

Вселенская Сущность проявляется в трех аспектах или образах, олицетворяемых Тремя Божественными Телами (санскр. Трикая). Первый аспект, Дхармакая, или Сущностное (Истинное) Тело, - Изначальная, Неизменная, Не Имеющая Формы, Вечная, Самосущая Сущность Бодхи, или Трансцендентное Бытие. Второй аспект - Самбхогакая, или Отраженное Бодхи, в котором в небесных мирах пребывают Будды Медитации (санскр. Дхьяни-Будды) и другие Просветленные, воплотившиеся в сверхчеловеческую форму. Третий аспект есть Нирманакая - Тело Воплощения, или, с человеческой точки зрения, Проявленное Бодхи, в котором Будды пребывают на Земле.

В китайской интерпретации Трикаи, Дхармакая есть неизменная Сущность Будды, Ноуменальный Источник всего Космоса. Самбхогакая есть феноменальное явление, первое отражение Дхармакаи в небесных мирах. В Нирманакае Сущность Будды связана с деятельностью на земном плане. Она воплощается среди людей, как гласит гностическое вступление в Евангелии от Иоанна, в котором говорится о воплощении " Слова", или " Ума".

В своей всеохватности Вселенская Сущность есть Удиный Ум, проявляющийся через множества мириа-дов умов во всех состояниях сансарического существования. Он называется Сущность Будд, Великий Символ, Семя, Потенция Истины, Основание Всего. Как поясняется в нашем тексте, он источник всего блаженства нирваны и всех страданий Сансары. Ум в его микрокосмическом аспекте трактуется непросветленными по-разному, и некоторые называют его эго или душой.

Полное познание сущностного и недифференцированного единства сансары и нирваны, которые, согласно Махаяне, являются конечной парой противоположностей, приводит к освобождению ума, и это освобождение, как учил Просветленный, является целью Дхармы, признаваемой всеми системами йоги и всеми школами буддизма и индуизма.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.