Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинары






Второй семестр может быть посвящен еженедельным семинарам, на которых рассматриваются специальные темы. Здесь у студентов появляется возможность выска­заться, а у учителя — лучше познакомиться с их индиви­дуальными особенностями.

У семинаров двоякая цель: познакомить студентов с различными направлениями групповой терапии и с при­менением групповой терапии к специальным категори­ям пациентов, а также подчеркнуть важность состояния организма.

Программа. Всесторонняя программа должна охваты­вать следующие «школы» и методы групповой терапии: психоаналитическую, психодраму, дидактическую, гештальт-терапию, экзистенциальный анализ, трансакционный анализ, профессиональную терапию, терапию дея­тельности, промышленную терапию и терапевтическое сообщество. Из авторов, писавших на английском язы­ке, следует включать: Биона, Фолкса, Эзриеля и Макс­велла Джонса. Не нужно забывать и о Триганте Барроу. Необходимо знать также книгу Джерке по групповой ди­намике, поскольку всякий незнакомый с его работами может рассматриваться как «примитив» в этой области. «Политика» Аристотеля и «Республика» Платона — по­лезное дополнительное чтение, побуждающее к размыш­лением; каждый из этих трудов достоин обсуждения на специальном семинаре. Относительно различных кате­горий пациентов следует обсудить возрастные группы: детство, подростковый возраст, старость, а также тера­пию в супружеских и семейных группах. Студенты долж­ны быть знакомы с литературой об алкоголиках, нарко­манах, психотиках, заключенных и условно освобожден­ных. Кроме того, есть множество более специальных тем, например лечение слепых, страдающих ожирением или заикающихся.

Соматические темы. Однако наиболее важно зарезер­вировать время для определенных «соматических» тем, которые имеют непосредственное отношение к группо­вому лечению. Это очень полезно для резидентов, толь­ко что окончивших медицинский факультет, и существен­но для немедицинского персонала среди студентов. Пер­востепенными темами являются работы Спитца об эмо­циональной депривации младенцев; эксперименты по об­ращению с новорожденными животными и их воздействие на адреналиновые железы; работы Пенфилда и Джаспера о «вторичном опыте»; ретикулярная активирующая сис­тема; сенсорная депривация; физиология электроэнцефа­лограммы; фармакология транквилизаторов; и физиоло­гические последствия электрошоковой терапии. Достой­ными темами для обсуждения являются также элементар­ная физиология мозга, анатомия симпатической нервной системы и физиологические изменения, сопровождающие эндокринные нарушения. Семинар, посвященный движениям лицевых мышц, поможет студентам стать хороши­ми наблюдателями.

Некоторые распространенные темы, включенные в курс обучения групповой терапии, тоже могут обсуждаться на семинарах, например: история групповой терапии, отбор пациентов и «фазы» групповой терапии. Приведенная выше программа, возможно, слишком велика для семинаров и на практике представляет собой скорее основу для отбо­ра, чем обязательное требование. Менее амбициозное ос­нование должно включать: 1) психодинамическую (пси­хоаналитическую) групповую терапию, 2) психодраму, 3) супружескую и семейную терапию, 4) терапевтическое сообщество, 5) работы Биона, 6) работы Пенфилда и Спитца, 7) работы Джерке и, возможно, 8) семинар, по­священный алкоголикам.

На семинарах инструктор может показать студентам, что те из присутствующих, кто говорит больше и напо­ристее других, не обязательно вносят самый большой вклад в деятельность группы. Разумеется, инструктор не скажет об этом вслух и будет сопротивляться искушению превратить семинар в «процессуальную группу», но в каж­дой ситуации будет ясно показывать, что знает, что де­лает, и что он достаточно подготовлен, чтобы достигать намеченной цели независимо от осложнений, которые при этом могут возникнуть.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.