Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдения






Когда студент или практикант достаточно подготовлен, ему можно разрешить присутствовать на занятии терапев­тической группы, которую ведет компетентный демонст­ратор или руководитель. Некоторые группы без ощущения дискомфорта выносят и присутствие двух наблюдателей, помимо терапевта, если в группе не меньше пяти-шести членов, и даже периодическая смена наблюдателей обычно не вызывает беспокойства пациентов. Студент должен присутствовать на встречах одной и той же группы по крайней мере от трех до шести месяцев, а предпочтитель­нее — год. Всем присутствующим должно быть совершен­но ясно, что наблюдатель — это только наблюдатель и не больше. Пациентам следует объяснить, что это студент, который хочет научиться проводить групповую терапию, и что он надежный в профессиональном отношении че­ловек. При введении первого наблюдателя и при смене наблюдателей обязательно нужно спрашивать разрешение группы.

Подготовка группы. Педантичная предварительная «под­готовка» и анализ способны только смутить пациентов и стимулировать инфантильный регресс или игру воображе­ния. Простейшая и наиболее эффективная процедура — попросить наблюдателя при его первом появлении подождать за дверью, пока терапевт не спросит у группы, не будет ли она против его присутствия. Если у паци­ентов возникают вопросы или иллюзии или если тера­певт захочет узнать, каковы эти иллюзии, он может уде­лить этому какое-то время, если предпочитает разоб­раться сразу. Если согласие пациентов единодушное, те­рапевт, убедившись в этом, приглашает наблюдателя, представляет его группе и показывает ему незаметное место. Если пациенты задают новичку вопросы, он дол­жен отвечать на них вежливо и как можно более крат­ко. Если пациенты хотят подробнее обсудить свои пред­положения, это можно разрешить, но такое обсуждение может превратиться в развлечение, лишь отдаленно свя­занное с терапевтической целью, — за исключением не­которых случаев паранойи, когда фантазии пациента от­носительно наблюдателя непосредственно связаны с его состоянием.

Если один или несколько пациентов против присут­ствия наблюдателя, студенту нужно об этом сообщить, и он уйдет. Поскольку ни один пациент его не видел, он вряд ли может воспринять этот отказ лично; если же отказ связан с какими-то предыдущими обстоятель­ствами на личной почве, у студента есть о чем поду­мать с пользой для себя. Если после того, как ему раз­решили присутствовать, он провел в группе какое-то время и одному или нескольким пациентам его присут­ствие показалось нежелательным, это можно обсудить и наблюдатель прерывает свою деятельность. Например, одна группа испытывала неловкость, потому что наблю­датель был священником; после нескольких месяцев его посещений, на занятии, на котором он не смог при­сутствовать, пациенты высказали свои сомнения. Было решено попробовать в течение шести недель проверить, насколько основательны сомнения пациентов и действи­тельно ли без него они «чувствуют себя лучше». Тера­певт сообщил ему, что группа испытывает неловкость в присутствии наблюдателя и хочет в течение шести не­дель встречаться без него. К концу этого периода тера­певт вынужден был исполнить неприятный долг и со­общить своему уважаемому другу, что он не может присутствовать на занятиях. И только напомнив себе, что терапевт должен сдерживать свои личные чувства ради блага пациентов, он смог выполнить эту задачу с необ­ходимой решительностью.

Уход наблюдателя. Когда время наблюдений заканчи­вается или наблюдатель должен покинуть группу по ка­кой-то другой причине, об этом нужно объявить в сере­дине последней встречи, на которой он присутствует. Па­циенты получают возможность высказаться по этому поводу. На практике их интерес к наблюдателю и к его уходу определяется отношением терапевта. Если он об­ращает особое внимание на такие явления, как «тревога разъединения», пациенты пойдут ему навстречу и будет много разговоров о тревоге разъединения; но нет ника­ких убедительных доказательств того, что эти разговоры принесут пользу кому-нибудь, кроме тех, у кого уход дей­ствительно вызывает патологическую реакцию. Если те­рапевт относится к предстоящему уходу как к чему-то са­мой собой разумеющемуся, а один из пациентов настаи­вает на том, чтобы в его чувствах разобрались подробнее, его можно спросить, почему он считает ситуацию более тревожной, чем другие пациенты. Возможно, он просто прочитал, что должен чувствовать себя хуже, или в дру­гой терапевтической группе ему об этом говорили.

Лишь изредка уход наблюдателя прямо сказывается на симптоматологии пациентов; это существенное травмати­ческое событие только для очень встревоженных инди­видов. Большинство просто почувствует естественное со­жаление от отсутствия знакомой фигуры; в таком случае предпочтительнее достойная сдержанность, чем проявле­ние приторных чувств. Короче, если терапевт одобряет угнетенное состояние пациентов, они обычно подчиня­ются ему и испытывают угнетенность, но если от них ждут, что они овладеют собственными чувствами и по­ведением, они должны двигаться в противоположном направлении. А терапевт может в таких ситуациях раз­личать искреннее сожаление, фальшивые игры и суще­ственную психопатологию. Первое замечательно, второе — пустая трата времени, а третье патогенично, и с каждым нужно обращаться по-своему.

Функции наблюдателя. Наблюдатель может выполнять в группе минимальные функции, не выходя за пределы своей роли. Он может функционировать как групповой аппарат, отвечая на телефонные звонки, открывая дверь или отмечая присутствующих. Во время обсуждения после занятия он изредка может указать терапевту на то, что тот пропустил. Однако если такое происходит часто, терапевт виноват: он недостаточно внимательно наблюдает за про­исходящим. Это очень важно, поскольку, если у студен­та сложится впечатление, что терапевт неаккуратен или небрежен, он сам может остаться на том же уровне. Если, напротив, его поразили собранность, наблюдательность и проницательность терапевта, это дает ему хороший при­мер для будущей деятельности. В этой связи, как и в ос­тальных, компетентный терапевт всегда должен владеть ситуацией, насколько это в человеческих силах.

«Одноразовый» наблюдатель. В особых случаях может возникнуть вопрос о наблюдателях, присутствующих на занятии один или два раза. Нечастое появление таких на­блюдателей не очень смущает пациентов, но если такое происходит часто, они могут решить, что их используют как подопытных кроликов, и соответственно проведут вре­мя либо стараясь играть как можно лучше, либо восста­вая против терапевта, вместо того чтобы добиваться улуч­шения.

Скрытые наблюдения. Терапевт должен помнить, что в основе своей все неврозы и характерные нарушения, а возможно, и все психозы связаны с чьей-то нечестно­стью. Это дает автоматический ответ на вопрос об од­носторонних зеркалах и спрятанных микрофонах. Паци­енты могут послушно делать вид, что ничего не замечат ют или что им все равно, но если они позже попадут к другому терапевту, то могут высказываться совсем по-другому. Они могут все время в группе устраивать хо­рошее шоу для первого терапевта, делая вид, что ни о чем не подозревают, но втихомолку смеясь над ним. Те­рапевт, нечестный в отношениях с пациентами, не мо­жет ожидать от них полной честности, которая необхо­дима для выздоровления. Если используются какие-то «жучки», пациенты должны знать о них и о том, кто находится по ту сторону и для чего будут использоваться наблюдения. Такой метод должен использоваться как можно реже. Если подобные средства используются по­стоянно, ситуацию следует рассматривать как исследо­вательскую или обучающую, но никак не терапевтичес­кую. Пациенты могут «приспособиться» к микрофонам или скрытым окнам, но следует определить цену этого приспособления. Если они готовы сотрудничать, их со­трудничество и трата времени должны по достоинству оцениваться терапевтом.

Пример-иллюстрация. Коллега из штата Юта попросил доктора Кью сделать запись одного группового занятия и прислать ему. Доктор Кью спросил разрешения у груп­пы и установил аппаратуру. Пациенты стали задавать во­просы, на которые он счел своей обязанностью ответить. Когда причины записи, к их удовлетворению, были про­яснены, их отношение стало слегка циничным, но доб­родушным. На следующей встрече один из пациентов спросил: «Ну и как мы понравились в Юте?» Смысл этого вопроса в том, что предыдущее занятие было показным, а сейчас пациенты готовы вернуться к делу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.