Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВСТУПЛЕНИЕ. На практике преподавателей групповой терапии мож­но разделить на три группы






На практике преподавателей групповой терапии мож­но разделить на три группы. Представителей этих групп удобно называть демонстраторами, консультантами и ру­ководителями.

Демонстраторы. Некоторые люди, не обладая перво­начально медицинским образованием (обычно это пси­хологи и социальные работники), по выбору или на­значению приобретают опыт в групповой терапии. Со временем некоторые из них становятся преподавателя­ми. Если такой человек особенно искусен в обращении с людьми в группе, он может излагать инструкции и даже наглядно демонстрировать терапевтическую мето­дику. Эта компетентность основана на его личных спо­собностях и основательном знании психиатрии и кли­нической науки наряду с тем, что он вносит от своей собственной специальности. Чтобы быть преподавате­лем, во время всего обучения он должен продолжать активно практиковать и тщательно знакомиться с новы­ми достижениями в данной области. К несчастью, ка­ким бы талантливым он ни был, преподаватель, не по­лучивший медицинского образования, по закону не имеет права принимать на себя полную ответственность за пациентов и поэтому не может профессионально функционировать как руководитель. Эта административ­ная неспособность, которая часто вызывает негодова­ние в соревновательной ситуации, признается и фик­сируется тем, что этому типу преподавателя присваи­вается достойное звание «демонстратор».

Консультанты. Люди с исключительным талантом в области индивидуальной терапии, психоанализа, социаль­ной психологии и других смежных областях иногда ис­пользуются при групповом лечении в качестве консуль­тантов, даже если они не имеют достаточного опыта в групповой терапии. Чтобы принести максимальную пользу, такие консультанты должны путем чтения и на­блюдений познакомиться с принципами современной групповой динамики и группового лечения и следить за достижениями в этой области. С учетом всего этого кон­сультанты-психоаналитики, включая тех, кто менее знаком с многосторонними трансакциями, чем с индивидуальной психодинамикой, могут внести свой вклад в более глу­бокое понимание специфических ситуаций и показать, как использовать группу для разрешения специальных типов индивидуальных конфликтов. В этом отношении они фун­кционируют как консультанты в подлинно клиническом смысле этого слова.

Руководители. Однако для общего руководства недоста­точно ни дидактических знаний, ни таланта в области те­рапевтической техники, ни ясного понимания специфи­ческих аспектов и ситуаций; недостаточно даже комби­нации всех этих трех качеств. Руководитель должен не только обладать познаниями в самых разных сферах, он должен также понимать, каково это брать на себя ответ­ственность за все. Его основное образование должно включать постановку медицинских и хирургических ди­агнозов, фармакологию, клиническую психиатрию, инди­видуальную психодинамику и групповую динамику. Он должен обладать практическим опытом применения этих знаний, руководя в течение нескольких лет групповой те­рапией в такой обстановке, которая требует взятия на себя ответственности за все происходящее.

Вот подходящий пример: руководитель должен быть достаточно компетентен в диагностике, чтобы, опираясь на атипичные проявления и трансакции, отличать зоб (увеличение щитовидной железы) и язву желудка от тре­вожных неврозов, опухоль мозга — от истерии, паралич — от шизофрении и опухоли слизистой оболочки — от «про­блем питания». Если пациент принимает лекарства — любого типа и по любой причине, руководитель должен быть достаточно компетентен в фармакологии, чтобы оце­нить соматическое и психологическое изменения и вли­яние на ход выздоровления — сдерживают ли они, как в случаях алкоголизма или наркомании, или способствуют, как в случае седактивных средств и транквилизаторов. Как врач клиницист, он должен не только знать, как помес­тить психотика в больницу, но и как избежать такой гос­питализации. В индивидуальной терапии он должен не только знать, как извлечь анальный материал и враждеб­ность, но и как и когда остановить их поток. Как специ­алист по групповой динамике, он должен знать не только когда лучше молчать, чем говорить, но, что еще важнее, когда лучше говорить четко и определенно, чем молчать. Он должен знать все эти области, потому что его пер­вейшая обязанность — предотвратить непоправимые ошибки студентов (прежде всего не навреди!), а вторая обязанность — помочь им достичь максимальных тера­певтических результатов с минимальными затратами вре­мени и энергии.

Техническая виртуозность хорошего демонстратора, специальные познания консультанта, общая компетент­ность руководителя — все это находит свое место в программе подготовки группового терапевта. С другой сто­роны, те, кто собирается стать преподавателем групповой терапии, должны знать свои собственные возможности и ограничения. Демонстраторы в случае необходимости должны обращаться к медицинским познаниям, консуль­танты — к более широкому опыту руководителя, а ру­ководители — к специальным знаниям демонстраторов и консультантов.

Учебный план. Основной учебный план может быть рассчитан на трехлетнее обучение резидентов, разделен­ное следующим образом:

Первый год. Теоретическое обучение (дидактические лекции и семинары или конференции).

Второй год. Клиническое обучение (клинические пред­ставления и наблюдения).

Третий год. Практика (под присмотром руководителя).

Поскольку формальное обучение групповой терапии все еще находится в зачаточном состоянии, его педа­гогические принципы пока еще недостаточно испыта­ны. Приводимая ниже и в определенном смысле идеа­лизированная программа должна послужить основой для дальнейшего изучения и развития. Каждое ее положе­ние несколько раз проверялось на практике. Аналогич­ные программы были изложены еще несколькими ав­торами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.