Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИЛОЖЕНИЕ. Раздел 1 Теория социальной педагогики






 

 

ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

Раздел 1 Теория социальной педагогики

Тема 1. Социальная педагогика: предмет, задачи, функции

Педагогика как наука о передаче опыта одного поколения другому, о процессе воспитания и обучения детей и взрослых, о про-дессе просвещения народа и самовоспитания личности.

Ключевые понятия педагогики: просвещение, образование, обучение и воспитание, система воспитания и система обучения, развитие, воспитание и формирование личности, педагогический процесс.

Социальная педагогика как часть педагогики. Предмет и методы социальной педагогики. Термины социальной педагогики: социализация личности, социальное воспитание, социальная работа.

Функции социальной педагогики: воспитательная, социально-правовая, социально-реабилитационная. Изучение ребенка и самоорганизация личности. Прикладные задачи социальной педагогики.

Вопросы и задания

1. Проанализировать ключевые понятия педагогики: воспитание, обу

чение, образование, система образования и т.д.

2. Предмет социальной педагогики.

3. Термины социальной педагогики: социализация.личности, соци

альное воспитание, социальная работа и т.д.

1 Программа рассчитана на слушателей курса обшей педагогики. Для слушателей, которые начинают изучение педагогики, дается вводная тема: «Педагогика: предмет, задачи, функции» (4 ч).

4 Функции социальной педагогики воспитательная, социально-правовая, социально-реабилитационная

5. Прикладные задачи социальной педагогики.

Литература к теме

Бочарова В.Г. Социальная педагогика. — М., 1994.

Бочарова В Г. Социальное воспитание учащихся. — М., 1991.

Бочарова В.Г. Педагогика отношений а социуме: перспективная альтернатива. — М., 1992.

Битинас Б.П., Катаева Л.И. Гражданскому обществу институт социальной педагогики//Педагогика. — 1992. — № 5, 6.

Бутии Ю. Нужна единая социально-педагогическая система//Воспи-тание школьника. — 1994. — № 2.

Григорьева Г. Жизнь, движение и мы в социальной педагогикс//Пе-дагогический поиск. — 1993. — № 2.

Мудри/с А.В. Введение в социальную педагогику. — Пенза, 1994.

Наторп П. Социальная педагогика. — СПб., 1911.

Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. — М., 1986.

Семенов В.Д. О проблемах социальной педагогики//Магистр. — 1991. — №11.

Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. — Свердловск, 1989.

Социальная психология: История, Теория, Эмпирические исследования. - Л., 1993.

Теория и методика социальной работы. Часть I. / Под ред. П.Д.Пав-ленок. — М, 1993.

Теория и методика социальной работы. Вып. I, / Под. ред. И.Г.Зайпы-шева. — М., 1996.

Филиппов В.Р. Социология образования. — М, 1980.

Филонов Г.Н Социальная педагогика научный статус и прикладные функции//Педагогика. — 1994. — № 6

Яицева Г. Наш путь к социальной педагогике. — М., 1996.

Тема 2. Социальная педагогика как часть социальной философии

Социальная философия — наука о проблемах человека и общества. Человек в социальной среде, проблемы социальной справедливости, защита личности в современном обществе.

Новое осмысление положения и воспитания личности в современном обществе: личность и общество, личность и среда, личность и семья. Духовная культура личности и подготовка подрастающего поколения к труду, личность и природа, человек и вера.

Детство как социальная проблема, кризис образования и проблемы воспитания и всеобщего образования в новых социальных и экономических условиях, новые отношения. Положение детей и семьи, возможности образования.

Социализация личности как социальная проблема, проблемы самообразования, самовоспитания, самоорганизации.

Задачи и цели социальной педагогики в период кризисного состояния общества.

Вопросы и задания

1. Социальная философия, ее основная проблема: личность и общество.

2. Социальная педагогика как часть социальной философии.

3. Детство как социальная проблема.

Литература к теме

Социальная работа и социальная философия. — М., 1996.

Основы современной философии. — СПб., 1997.

Филонов Т.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции//Педагогика. — 1994. — № 6.

Василькова Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании. -М, 1991.

МудрикА.В. Введение в социальную педагогику — М., 1997.

Тема 3. Личность ребенка, его развитие, зависимость от среды

Становление личности, ее развитие как закономерный рост, изменение биологических, психических и социальных свойств человека.

Развитие задатков и способностей личности. Социализация, социальный становление личности как процесс воспитания, обучения и самовоспитания, познание окружающей среды.

Процесс социализации, фазы социализации по С.И.Гессену. Социальное воспитание как процесс социализации личности.

Формирование личности как процесс воспитания и особый процесс для воспитателя. Возрастные этапы

Изучение ребенка и окружающей среды: семьи, его поведения в школе, с друзьями, его отношения во дворе и т.д. Изучение задатков и способностей личности.

:.- Вопросы и задания

1. Личность ребенка, его характеристика, возрастные особенности.

2. Что значит социализация личности.

3. Важность самовоспитания в развитии личности.

4. В.П.Кащенко о талантливых детях.

5. Статья П.П.Блонского «Очерки детской сексуальности».

Литература к теме

Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. — М., 1991. Донцов И.А. Самовоспитание личности. — М., 1984. Кан-Калик В.А. Учителю о психологии общения. — М., 1988. Корчак Я. Как любить ребенка. — М., 1990. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. — Минск, 1991. Кони И. Ребенок и общество. — М., 1968.

МудрикА.В. Общение как фактор воспитания школьников — М., 1984. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М., 1987. Рожков М.И. и др. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций. — М., 1991.

Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. — М., 1986. Поташник ММ. Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. — М., 1983. Петровский А.В. Личность, Деятельность, Коллектив. — М., 1982. Права ребенка. Основные международные документы. — М, 1992. Положение детей в России. 1992 г. — М., 1993. Яковлев Ю. Ваши права, дети. — М., 1992.

Тема 4. Социальный педагог, его профессионализм

Особенности работы социального педагога, его назначение в социальной работе.

Профессиональные знания социальным педагогом педагогики, психологии, физиологии ребенка и методики воспитательной работы.

Педагогическая технология социального педагога: мастерство, знание воспитательного процесса, важность овладения умениями работы с детским коллективом и с каждым ребенком в отдельности.

Методы изучения ребенка. Умение понять ребенка, знание педагогической психологии, психологии общения, психологии отношений.

Речевые умения социального педагога, культура и техника речи. Умение контролировать и сдерживать себя, владение элементами (театральной педагогики) актерского мастерства.

Проявление организаторских способностей социального педагога, его способность организовать защиту и помощь ребенку, попавшему в беду.

Правовая работа социального педагога, особенности его работы в летний период, в центрах, в летних трудовых лагерях и лагерях отдыха.

Вопросы и задания

1. Что значит профессионализм социального педагога.

2. Охарактеризуйте деятельность социального педагога в современных

условиях.

3. Организация социального педагога в реабилитационных центрах.

Литература к теме

Болотов В., Должность социального педагога скоро станет привыч-ной//Учительская газета. — 1994. — № 9.

Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Воспитание школьника. — 1994, — № 2.

Вульфов Б.З, Социальный педагог в системе общественного воспита-ния//Педагогика. — 1992. — № 5, 6.

Газмап О.С, Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. — М., 1992.

Гончарова Т.Н., Гончаров И.Ф. Когда учитель властитель дум. — М., 1991.

Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения//Учителю о педагогической технике — М,, 1987. — С. 17—19

Маспова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть I. — Орел, 1994

Основыпедагогического мастерства. — М., 1989.

Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. — М, 1994.

Турчанинова Ю.И. Педагогическая техника и мастерство учителям/Учителю о педагогической техники. — М., 1989.

Рабочая книга социального педагога/Под ред. Н.Ф.Масловой. — Орел, 1995.

Теория и методика социальной работы. Выпуск 1. М., 1994.

Теория и методика социальной работы. Часть I. — М., 1993.

Малышева В.Л, Работа с родителями. — М., 1982.

Тема 5. Современная система образования, ее социальные функции

Существующие учебно-воспитательные учреждения в России: общеобразовательная школа, профессиональные учебные заведения, школы-интернаты, лесные и санаторные школы.

Учебные заведения, дающие дополнительное образование: центры творчества, спортивные, музыкальные, художественные, коррекционно-развивающие центры, центры для одаренных детей.

Частные учебные заведения общего и коррекционного типа для особо одаренных детей, религиозные учебные заведения, воскресные школы и епархиальные гимназии.

Задачи современной системы образования: дать знания, умения и навыки, подготовить поколение к общественной и трудовой жизни.

Вопросы и задания

1. Существующая система учебно-воспитательных учреждений.

2. Школа, учитель, ученик. Формы и методы обучения и воспитания.

3 В чем кризис современного образования.

Литература к теме

Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. — М., 1991.

Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. — М., 1994.

Инновационное обучение: стратегия и практика. — М., 1994.

Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1993.

Павпюченко Е.М., Крыжко В.В. Рабочая книга руководителя школы. — Запорожье, 1994.

Педагогика/Под ред. Ю.К.Бабаиского и Г.Нойнера. — М., 1984.

Очерки истории школы и педагогики народов СССР. 1961-1981. — М., 1987.

Россия в цифрах. — М., 1995.

Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей. Ч. I. — М., 1993.

Миронов В.Б. Век образования. — М., 1990.

Воспитательная система школу. Проблемы, поиски. — М., 1989.

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., 1982.

Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1991.

Хроменков НА. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. — М., 1989.

Раздел II Защита детства и социальная педагогика в истории России

Тема 6. Защита детства и социальное воспитание в истории России с древнейших времен до конца XVIII в.

Забота о детях сиротах и вдовах у славян, скудельницы. «Русская Правда» о защите семьи и опекунстве. Христианские заповеди об укреплении семьи.

Владимир Мономах в «Поучении» о воспитании детей, об отношениях между людьми, о заботе о старых и сирых.

Сиротские дома при Иване Грозном, Стоглавый Собор (1551) о «наставлении детей грамоте». Указ царя Федора Алексеевича (1661) об устройстве за счет казны благотворительных заведений для больных, нищих и сирот.

Заповеди семейного воспитания в «Домострое». Государственная благотворительная политика социальной защиты в начале XVIII в.

Указы Петра I. Записка Ф.С.Салтыкова о воспитании, обучении и подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот.

Воспитательные дома, созданные во второй половине XVIII в., роль императрицы Екатерины II и И.И.Бецкого в их создании. Содержание воспитательной работы по «Генеральному плану Императорского воспитательного дома».

Вопросы и задания

1. Забота о детях в истории России (исторические документы).

2. Литературные памятники о воспитании детей в семье («Поучение»

Владимира Мономаха, «Домострой»).

3. Государственная политика защиты детей в XVIII в

4. Содержание воспитательной работы в воспитательных домах по «Ге

неральному плану императорского воспитательного дома».

Литература к теме

Антология педагогической мысли России с древнейших времен до XVIII в.

Антология педагогической мысли России XVIII в. — М, 1985.

Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. — М., 1993.

Василькова Ю.В. Страницы отечественного образования. — М., 1996. Книга 1.

Об общественном призрении в России. 4. П. — СПб., 1813.

Ошанин М.О. О призрении покинутых детей. — Ярославль, 1913.

Димова И. Русские благотворительницы//Учительская газета. — 1992. — №9.

Максимов Е.Д, Начало государственного призрения в России//Трудо-вая помощь. — 1900. — № 1.

Нещеретный П.И. Исторические корни развития социальной работы в России//Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. — М.(1992.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. — М., 1973.

Ольман С, Детская помощь в России//Всстник благотворительности. 1993.

Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. — М, 1995.

Яблоков Н.В. Призрение детей в воспитатсльныхдомах. — СПб., 1901.

Тема 7. Государственная политика защиты детства в XIX - начале XX в.

Ведомство императрицы Марии, воспитательные дома. Статья В.Я.Стоюнина о работе воспитателей в Московском воспитательном доме. Воспитание детей-сирот в крестьянских семьях.

Сиротский институт Е.О.Гугеля. Детские приюты, увеличение числа приютов за счет благотворительности.

В.Ф.Одоевский об особенностях разговора воспитательниц с детьми, его статья «Наказ лицам, непосредственно заведующим детским приютом».

Виды благотворительности в российском обществе в XIX в. Государственная, приходская и частная благотворительность. Приюты для детей-сирот и приходящих детей. Ясли-приюты для крестьянских детей.

Вопросы и задания

1. Государственная политика защиты детей. Ведомство императрицы

Марии.

2. В.Ф.Одоевский о воспитании детей в приютах, его статья: лицам,

непосредственно работающим в приютах.

3. Статья В.Я.Стоюнина «Воспитательницам групп малолетнего отде

ления Московского воспитательного дома».

4. Благотворительность в истории России XIX — начала XX в.

Литература к теме

Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М, 1987.

Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. — М., 1993.

Боцяновский В. Исторический очерк деятельности Российского Красного Креста//Антология социальной работы. Т. I. — М., 1994.

Благотворительная Россия. — СПб., 1902.

Благотворительные учреждения России. — СПб., 1912.

Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. — М., 1993.

Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. — СПб., 1984.

Нещеретньш П.И. Исторические корни и традиции благотворительности в России. — М., 1993.

Об общественном призрении в России — СПб,, 1818.

Общественная и частная благотворительность в России. — СПб., 1912.

Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детским приютом//Избр. пед. соч. — М, 1955. — С.61-68.

Максимов Е. Очерк земской деятельности в области общественного призрен и я//Антология социальной работы. Т. I. — М., 1994. — С. 31.

Розенфельд Б.Р. Первые учреждения для детей народа в царской Рос-си и//С о ветс кое государство и право. — 1991. — № 6. — С. 216.

Стоюнин В.Я. Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома//Избр. пед. соч. — М., 1991. — С. 104—110

Тема 8. Семейное воспитание и домашнее образование в XIX — начале XX в.

М.М.Манасеина о развитии человека от рождения до университетского возраста. Ее исследования о воспитании у детей настроения, особенности воспитания ума.

Ученые-педагоги о воспитании ребенка в семье, издание «Энциклопедии по семейному воспитанию».

Исследование П.Ф.Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение», «школьные типы».

Воспоминание П.А.Флоренского о воспитании в семье.

Программа М.С.Лунина домашнего обучения Миши Волконского, сопоставление этой программы с существовавшей в то время программой Царскосельского лицея.

Крестьянская культура XIX в., воспитание детей в крестьянских семьях.

Вопросы и задания

1. Исследования М.М.Манасеиной о развитии ребенка от рождения

до университетского возраста.

2. П.Ф.Лесгафт о воспитании ребенка в семье, его «школьные типы».

3. Что означало «прекрасное домашнее образование» по программе

М.С.Лунина.

4. Каким было воспитание в крестьянской семье.

Литература к теме

Антология педагогической мысли в России первой половины XIX в. — М, 1987.

Антология педагогической мысли в России второй половины XIX — XX в. -М„ 1990.

Громыко М. Честь и достоинство//Родина. — 1995. — № 1.

Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей//Избр. пед. соч. — М., 1982. — С. 232—258; Основные начала семейного обучения. Дидактика семьи/Дам же.

Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М., 1990.

Монасеина М.М. Основы воспитания с первых лет жизнь идо полного окончания университетского образования: В 5 т. — СПб., 1894—1899.

Маслова И.Ф. Социальная педагогика в контексте культуры//Рабочая книга социального педагога. Ч. II. — Орел, 1995. — С. 8.

Иещеретный П.И, Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. — М., 1993.

Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значе-ние//Избр. пед. соч. - М., 1995. — С. 272—305.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII — первая половина XIX в. — М., 1973.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. — М., 1976г

Панков В. Механика земная и небесная//Родина. — 1994. — № 6.

Стоюнин В.Я. Наша семья и ее исторические судьбы//Избр. пед. соч. — М, 1991.-С. 292-296.

Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. — М., 1995.

Тема 9. Православие и социальное воспитание в истории России

Православие в истории образования России. Роль церкви, приходского священника в социальной жизни человека от рождения до смерти.

И.Ильин, Л.Толстой о воспитательной роли христианских заповедей.

Практика религиозного образования в России в XIX в. «Правила о церковно-приходских школах». Татевская школа С.А.Рачинского.

Религиозное воспитание в семье, роль крестных родителей.

К.Д.Ушинский о религиозном воспитании и о народности в воспитании.

«Беседы священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого» о причинах дурного воспитания, о воспитании правдивости, воспитании чувства стыдливости. Социальное значение церковной проповеди.

Вопросы и задания

1. Роль православия в образовании и воспитании человека.

2. К.Д.Ушинский о религиозном и народном воспитании.

3. Воспитательная роль проповеди. Оценка проповедей митрополита

Киевского и Галицкого Владимира.

Литература к теме

Антология социальной работы. Т. I. — М., 1994.

Андреев М.И. О православно-христианском нравственном воспитании (етей дошкольного возраста. — М., 1991.

Георгиевский В.Т. С А.Рачинский. — СПб, 1912

Забелин И.Е. История города Москвы. — М., 1990.

Ильин И. За национальную Россию//Слово. 1991. — IV.

Меньшиков В.М. Православная вера в педагогическом учении К.Д.Ушин-кого//К, Д.Ушинский и русская школа. — М., 1994.

Рачинский С.А. Сельская школа. — М., 1991.

О религиозном воспитании детей. — М., 1993.

Нефедов Т.Н. Таинства и обряды православной церкви. — М., 1992.

Христианское воспитание детей. — М., 1993.

Царевский А.Л. Значение православия в жизни и исторической судьбе оссии. -Л., 1991.

Церковная музыка в России в конце XIX — начале XX в.//Право-чавная жизнь. — 1962. — № 8—10.

Таяьберг Н. История русской церкви: В 2 т. — М., 1994.

Тема 10. Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания

Понятие ненасилия в различных философских течениях. Н.К.Ре-их о ненасилии.

Теория свободного воспитания в истории отечественной пе-1гогики. Практика свободного обучения в Яснополянской шко-; Л.Н.Толстого: ненасильственный порядок, новые отношения 1еников и учителей, воспитание у учеников стремления к заня-1ям, к творчеству.

«Дом свободного ребенка» К.Н.Вентцеля — попытка экспе-шента свободного воспитания, сотрудничества детей, родители и воспитателей. Попытка организовать педагогический про-: сс с учетом задатков и способностей каждого ребенка. Детское моуправление, обучения без программ и учебников, без пла-1рования уроков и давления педагога на ребенка. Развитие дет-: их талантов.

Вопросы и задания

1. Теория свободного воспитания в начале XX в.

2. Яснополянская школа Л.Н.Толстого Л.Н.Толстой о свободном вос-

тании.

3. Что положительного и в чем неудача эксперимента свободного вое-

тания КН.Вентцеля?

О

 

Литература к теме

Антология ненасилия. — Москва—Бостон, 1991.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей//Положение детей в мире. — ЮНИСЕР, 1991.

Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществле-ния//Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. — М., 1974.

Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. — М., 1923.

Вентцель К.Н. Дом свободного ребенка//Как создать свободную школу. - М, 1923.

Вентцель К.Н. Отделение школы от государства и Декларация прав ребенка. — М., 1918.

Кабатченко М.В. Педагогика мира: история, теория, практика. Вып. 1. — М., 1992.

Киреев Г.Н. Сущность ненасилия. — М., 1990.

Кистяковский Ы.В., Горбунова-Посадова Е.Е. Первый опыт свободной трудовой школы//Дом свободного ребенка. — М.; Пг., 1923.

Михайлова М.В. Дом свободного ребенка//Советская педагогика. — 1984. - № 4.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. - М., 1991.

Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика ненасилия. — М., 1994,

Стеклов М. Четыре портрета. — М., 1995.

Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы//Пед. соч. — М, 1989.

Толстой Л.Н. О народном образовании//Пед. соч. — М, 1989.

Тема 11. Практика социального воспитания

в начале XX в. Педагогика среды С.Т.Шацкого

Решение социальной проблемы общества — проблемы занятости детей и подростков рабочих городских окраин.

Опыт организации детских летних колоний, московский кружок устроителей детских летних колоний, содержание воспитательной работы в организованных колониях.

Классы для отстающих детей, Ольгинско-Пятницкое училище Е.С.Петуховой, методика работы с отстающими детьми.

Детские объединения, скаутское движение в России.

Летняя детская трудовая колония «Бодрая жизнь» С.Т.Шацкого, его Опытная станция — эксперимент социального воспитания.

Исследование проблем детского коллектива, детского самоуправления, организация детского труда, воспитательное значение совместного участия в производительном труде детей и взрослых.

Статьи С.Т.Шацкого «Задачи общества», «Детский труд и отдых», «Что такое клуб?», их актуальность в современных условиях.

Вопросы и задания

1. Практика социального воспитания в начале XX в., детские объеди

нения, скаутское движение, детские летние колонии.

2. Детская колония «Бодрая жизнь» С.Т.Шацкого.

3. Статьи С.Т.Шацкого «Задачи общества», «Детский труд и отдых»,

«Что такое клуб?». Как может использовать опыт Шацкого современный

педагог?

Литература к теме

Вспомогательная школа при московском Ольгинском-Пятницком училище. — М-, 1914.

Малинин В.И. К истории московского общества «Сетлемент»//Сов. педагогика. — 1985. — № 4.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX». - М., 1989.

Шацкий С. Т. «Бодрая жизнь»//Избр. пед. соч.: В 2 т. — Т. I. — М., 1980. -С. 127-134.

Шацкий СТ. Мой педагогический путь//Указ соч. — С. 25—41.

Шацкий СТ. Задачи общества «Детский труд и отдых»//Указ. соч. — С. 121-127.

Шацкий СТ. Наше педагогическое течение//Указ. соч. — С. 112—121.

Тема 12. Государственная политика защиты детей в годы советской власти

Защита детей-сирот в первые годы советской власти. Детские дома, школы-коммуны, детские трудовые колонии, усыновление и опекунство.

Забота о детях-сиротах в годы Отечественной войны. Детские дома.

Организация детского досуга как социальная проблема. Государственная политика й организации детского досуга, обществен-

ное движение привлечения населения к воспитанию детей и подростков.

Роль пионерской и комсомольской организаций в социальном воспитании детей и подростков.

Защита детей-сирот в современных условиях. Детские дома, приюты и школы-интернаты.

Вопросы и задания

1. Политика Советского правительства защиты детей в первые годы.

2. Забота о детях в годы Отечественной войны.

3. Современная государственная система защиты детей-сирот.

 

Литература к теме

Самара, 1928. 1945//Воспитание

Архангельский П.В. Организация детской жизни. -

Беликов В.В. Забота о детях в годы войны. 1941 школьника. — 1988. — № 1.

Директивы ВКПб и постановления Советского правительства о народном образовании. Сб. документов за 1917—1947 гг. — М.; Л., 1947.

Детская беспризорность. — М., 1923.

Детская беспризорность и детский дом. — М., 1926.

Дюшен В. Пять лет детского городка им. III Интернационала. — М, 1924.

Иорданский И.Н. Основы социального воспитания в народной школе. - М., 1919.

Куманев В.А. Революция и просвещение масс. — М., 1973.

Кондаков A.M. Школа-коммуна: опыт учебно-воспитательной работы Знаменской школы-коммуны Вятской губернии. 1918—1925. — М., 1961.

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сборник документов. — М., 1974.

На пороге второго десятилетия: Практика социального воспитания. — М.; Л., 1927.

От школы учебы к школе общественно-полезного труда: Год работы по социальному воспитанию па Трехгорной малуфактурс в Москве. — М., 1927.

Попова Н.И. Школа жизни. — М., 1925.

Ривес СМ., Шульман И.М. Опыт коммунистического воспитания. От школы-коммуны к детскому городку им. Октябрьской революции. — М., 1924.

Тостов А.С. 25-я образцовая школа. — М., 1935.

Школа-коммуна Наркомпроса. — М., 1924.

Шульгин В.И. Общественная работа школы и программа ГУСА. — М., 929.

Крупская Я.К. Педагогические сочинения: В 6 т. — М., 1978 — 1980. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. — М., 1976.

-

Тема 13. Опыт социального воспитания личности

в коллективе

Опыт социального воспитания личности в коллективе в прак-ике воспитательных учреждений 20—30-х гг. Внедрение и апроба-щя новых методов обучения и воспитания в опытных школах и.танциях Наркопроса.

Первая опытная станция Наркомпроса на базе детской колоши «Бодрая жизнь» в Калужской губернии под руководством 1Т.Шацкого.

Опытная школа-коммуна Наркомпроса П.Н.Лепешинского в Москве, статья «Школьный день» из книги «Школа-коммуна 1аркомпроса» (М., 1990).

В.Н.Сорока-Росинский и его школа им. Ф.М.Достоевского ля трудновоспитуемых, «Республика ШКИД» Г.Белых и Л.Пан-елеева.

Педагогическое наследие А.С.Макаренко, его статьи «О моем пыте» и «Конституция страны ФЭД».

Вопросы и задания

1. Педагогика среды. Опытные станции Наркомпроса.

2. Опыт воспитания личности в коллективе В.Н.Сороки-Росинского в

тколе для трудновоспитуемых. «Республика ШКИД» Г.Белых и Л.Пан-

глеев а.

3. Педагогическое наследие А.С.Макаренко, его статьи «О моем опы-

г» и «Конституция страны ФЭД».

Литература к теме

Виноградова М.Д., Гордин Л. 10., Фролов А.А. О педагогическом насле-ии А.С.Макаренко. Т. 8. - М., 1986.— С. 187-210. Блонский П.П. Избр. пед. и психолог, соч.: В. 2т. — М., 1979. Сорока-Росинский В.И. Пед. соч. — М., 1991. Макаренко А. С. Педагогические сочинения.: В 8 т. — М., 1983—1986.

Шацкий СТ. Избр. пед. соч.: В 2 т. — М., 1980 Школа-коммуна Наркомпроса. — М., 1990.

Фрадкин Ф.А., Шохова М.Г., Осоеский E.F. Лекции по истории отечественной педагогики. — М., 1995.

Тема 14. Педагогика сотрудничества в практике педагогоб-новаторов 80—90-х гг.

Понятие сотрудничества в педагогике М.П.Щетинина, В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина, Т.И.Гончаровой.

Уроки творчества для младших школьников учителя рисования и черчения реутовской школы № 2 И.П.Волкова.

Уроки творчества и поиска истины, уроки нравственного воспитания в практике ленинградской учительницы истории Т.И.Гончаровой.

Воплощение воспитывающего обучения на уроках Е.Н.Ильина.

Индивидуальный подход в работе народного учителя, директора школы г. Владивостока Н.Н.Дубинина.

Работа педагогического коллектива под руководством директора Азовской школы Краснодарского края М.П.Щетинина, направленная на развитие задатков и способностей ребенка.

Вопросы и задания

1. Какие проблемы социальной педагогики решали в своей практике

педагоги-новаторы.

2. И.П.Волков и его опыт «учить творчеству».

3. Как может использовать социальный педагог в своей работе опыт

педагогов новаторов?

Литература к теме

Занков Л.В. Беседы с учителями: Работаем по системе Л.В.Занкова. — М., 1991-

Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. — М., 1982.

Дубинин Н.Н. ЕСЛИ не я, то кто же? //Учительская газета. — 1987. — 10 октября.

Инновационное обучение, стратегия и практика. — М., 1994.

Ильин Е.И. Искусство общения. — М., 1980.

Ильин Е.И. Рождение урока. — М., 1986.

Кан-Калик В.А. Педагогическое общение в работе учителей-новато-ров//Учителю о педагогической технике. — М., 1987.

Педагогический поиск. — М., 1987.

Гончарова Т.Н. Уроки истории — уроки жизни. — М., 1986.

Вульфов Б.З., Поташник М.М. Педагогические ситуации. — М., 1983.

Соловейчик С.Л. Вечная радость; Очерки жизни и школа. — М., 1986.

Шаталов В.Ф. Точка опоры. — М., 1987.

Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. — М. 1980.

Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. — М, 1989,

Шаталов В, Ф. Объять необъятное: записки педагога. — М, 1986.

Селевко Г.К., Тихомиров Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. — Ярославль, 1990.

Раздел III Социальное воспитание в современных условиях

Тема 15. Современная семья, ее проблемы, кризис семьи

Семья как социальная ячейка общества. Типы современных семей. Социальная функция семьи, отношения в семье, отцовство и материнство.

В семье конфликт, семейная жестокость.

Кризис семьи. ПА Сорокин о кризисе семьи. Возрождение государства Через возрождение семьи. Что угрожает современной семье.

Современная помощь семье. Опыт центра социальной помощи «Семья» г. Клин.

Вопросы и задания

1. Семья как социальная ячейка общества, кризис современной се

мьи.

2. Типы семей.

3. Современная государственная политика помощи семье.

Литература к теме

Антология социальной работы: В 3 т. — М., 1995. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. - М, 1992.

Везлепкина Л.Ф. Семья в социуме: стратегия жизнедеятельности//Ве-стник социальной работы. — 1993. — № 3.

Кривцова Л.Н. Работа учреждений социального обслуживания населения в Клинском районе Московской области. — М., 1996.

Малыхин В.П. Из опыта организации комплексной социальной работы семейной направленности в муниципальном районе «Раменки». — М., 1996.

Правовые гарантии социальнрй защиты семьи, женщин, детей. Нормативные акты. — М., 1993.

Панов A.M. Социальная работа в России. — М., 1995.

Государственная система социальной помощи семье и детям. Официальные документы и материалы. Вып. I. — М., 1991.

Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. — М., 1995.

Тема 16. Детство. Защита детей в современных условиях

Как следует рассматривать детство. Статья Ш.А.Амонашвили «Что такое детство» из книги «В школу с шести лет».

Социальное сиротство, дети-беглецы, дети, страдающие от плохого обращения. Родительская жестокость.

Дети-инвалиды. Дети из семей алкоголиков. Особенности развития детей, которые воспитываются в детских домах, школах-интернатах.

Современная защита детей. Конвенция ООН «О правах ребенка». Охрана здоровья детей.

Сложившийся современный опыт защиты детей. Президентская программа «Дети России», Российский Детский фонд, его программы. Опыт создания приютов. П.П.Блонский о детской сексуальности.

Вопросы и задания

1. Что такое современное детство. Ш.А.Амоношвили о детстве.

2. Государственная социальная политика защиты детей.

3. Сложившийся современный опыт защиты.

Литература к теме

Амонашвили Щ.А. В школу — с шести лет. Что такое детство//Педаго-гический поиск. — М., 1997.

Тапшин Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в совре--юй России//Актуальные проблемы современного детства. — М., 1993. иауальные проблемы современного детства. — М., 1993. Тихонов АЛ. Возвысим голос и дела//Актуальные проблемы совре-ного детства. М, 1993.

Сонвенция о правах ребенка//Советская педагогика. — 1991. — № 10.)сновные направления государственной социальной политики по улуч-ию положения детей в Российской Федерации до 2000 г. — М., 1995. Троблсмы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подков в современных условиях. — М., 1994.

Ъсударственная система социальной помощи семье и детям. Офици-ые документы и материалы. Вып. 1. — М., 1991. Ыовлев Ю. Ваши права, дети. — М., 1992.

Тема 17. Работа социального педагога с семьей

{зучение социальным педагогом семьи, составление «картыьи».ебенок в семье. Методы работы социального педагога с семь-создание в семье новых отношений, создание клубов, группювья, различных объединений, советов, делового сотрудни-ва и т.п.

абота социального педагога с семьей, где есть дети-инвалиды.гбная педагогика А.А.Дубровского, его основные принципыты с больными детьми.

)пыт социально-психологической помощи семье в центре «До-te» в г. Клин.

1опросы и задания

. Особенности современной семьи. П.Сорокин о кризисе семьи.

. Работа социального педагога в семье с детьми и взрослыми

. Лечебная педагогика А.А.Дубровского.

. Как может социальный педагог использовать опыт работы центров

«рие» и «Радуга».

итература к теме

заров Ю Семейная педагогика. — М, 1993.

им-Бад Б.М. Мудрость воспитания: Хрестоматия для родителей. —

1988.

 

Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме, перспективная альтернатива. — М, 1991.

Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа — Ставрополь, 1993.

Кон И С Ребенок и общество. — М., 1988.

Mud М. Культура и мир детства. — М., 1988.

Карклин С.Э. Проблемы семейного воспитания. — М, 1983.

Малышева В.А. Работа с родителями. — М., 1982.

Петровский Л.В. Дети и тактика семейного воспитания. — М., 1981.

Прихожан A.M., Толстых И.И. Дети без семьи. — М., 1990.

Ковалев СВ. Психология современной семьи. — М., 1987.

Ковалев СВ. Подготовка старшеклассника к семейной жизни. — М., 1991.

Гребенников И.В. Основы семейной жизни. — М., 1991.

Сенько В.Г. Учителя и родители. — Минск, 1988.

Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. — М, 1988.

Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. — М., 1987.

Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. — М., 1986.

Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. — М., 1988.

Макаренко А.С. Книга для родителей. — Киев, 1987.

Дубровский А.А Жемчужина России//Педагогический поиск. — М, 1987.-С. 501-540.

Дубровский А.А. Учителю Кубани о лечебной педагогике. — Краснодар, 1989.

Тема 18. Работа социального педагога в школе и микрорайоне

Работа социального педагога в школе, особенности его работы.

Помощь детям, нуждающимся в социальной защите, организация досуга, координация социальной работы педагогического коллектива.

Социальные задачи школы, социальные функции директора школы, классных руководителей, заместителей директора, службы здоровья.

Работа социального педагога в микрорайоне. Опыт создания социально-педагогических комплексов в 60-х гг. в г. Свердловске. Структура социально-педагогических комплексов.

Эксперимент по Организации социально-педагогического комплекса в школе № 59 в г. Ярославле, учебно-воспитательный ком-

плекс микрорайона «Марьина роща» в Москве, школы № 26 г. Ставрополя.

Вопросы и задания

1. Социальные задачи школы в современных условиях.

2. Школа — центр воспитательной работы в микрорайоне.

3. Работа социального педагога в социльно-педагогическои комплексе

4. Эксперимент социально-педагогического комплекса и школы № 59

г. Ярославля.

Литература к теме

Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе//Воспитание школьника. — 1994. — № 2.

Бочарова В.Г., Плоткин ММ. Школьник в микрорайоне. — М., 1986.

Воспитание учащихся по месту жительства. — М, 1987.

Ерзунов В.И. и др. Клуб для подростка. — М., 1986.

Гуров В., Шинкаренко Н. Открытая школа и социально-педагогическая работа с детьми//Воспитание школьника. — 1994. — № 2.

Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М., 1990.

Закатов И.И. Социальная педагогика в школе. — М., 1996.

Проблемы эстетического воспитания подростков. — М., 1994.

Развитие творческой активности школьников. — М., 1991.

Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. — М., 1986.

Тихомирова Н.К. Система воспитательной работы в школе на основе программы. — М., 1996.

Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьника. — М, 1990.

Вулъфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспита-ния//Педагогика. — 1992. — № 5, 6.

Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы// Педагогика. — 1993. N° 3.

Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интереса детей. - М., 1996.

Маанди И. Школа моей мечты//Народное образование. — 1995. — № 5, 6.

Тема 19. Работа социального педагога с трудными

подростками

Трудные подростки, их физические и психические особенности Их положение в современном кризисном состоянии общества.

 

Особенности отклонения в поведении подростков. Типы подростков с различными отклонениями в поведении.

Перевоспитание как педагогический процесс. Изучение подростка. Подготовка психологической готовности изменить поведение, накопление подростком положительных качеств, процесс самовоспитания.

Опыт работы с трудными подростками в центре реабилитации «Надежда» (г. Клин).

Статьи В.Н.Сороки-Росинского «Трудновоспитуемые» и П.П.Блонского «О так называемой моральной дефективности».

Вопросы и задания

1. Характеристика трудных детей и подростков.

2. Методы перевоспитания трудных подростков.

3. Опыт работы социального педагога в центрах «Надежда» и «Ра

дость».

Литература к теме

Бра туе ь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988.

Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. — Ставрополь, 1993.

Кочетов A.M., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. — М., 1986.

Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. — М., 1994.

Прихожан А.И., Толстых Н.Н. Дети без семьи. — М., 1990.

Социальная помощь семье и детям. —М., 1994.

Ллоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков. — М., 1994.

Раттер М. Помощь трудным дегям. — М., 1987.

Социальная защита молодежи. Вопросы теории и практики. — М, 1994.

Торхова Л. Мальчик, мужчина, отец. — М., 1992.,

Теория и практика социальной заботы отечественный и зарубежный опыт. — Москва—Тула, 1993.

Учителям и родителям о психологии подростка. — М., 1990.

Филонов Л.Б. Технология установления контакта с дезадаптированным подростком в процессе реабилитации//Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации в современных условиях. — М., 1994.

Хрипкова А.Г., КолесовД.В. Девочка Подросток Девушка. — М., 1981.

Тема 20. Работа социального педагога с одаренными детьми

Что такое одаренный ребенок. Особенности детской одаренно-ти: лидерская, художественная, психомоторная, академическая, (нтеллектуальная, творческая.

Общие качества личности для всех одаренных детей, скрытая, даренность. Талантливый ребенок в семье. Отношения родителей: одаренному ребенку, отношения воспитателя и талантливого ебенка.

Статья В.П.Кащенко «Нужно ли выделять даровитых детей из (бщей массы школьников».

Вопросы и задания

1. Что такое одаренный ребенок. Типы одаренности.

2. Одаренный ребенок в семье.

3. В.П.Кащенко о «даровитых детях».

Литература к теме

Одаренные дети. — М., 1991.

Как подготовить вашего ребенка к жизни. — М., 1991.

Сухомлинский В, Л. О воспитании. — М., 1973.

Семейное воспитание/Краткий словарь. — М, 1990.

Кащенко В.П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы, кольников//Антология педагогической мысли России. Второй пол. XIX— ачало XX в. - М., 1990.

Хромова Т. Одаренные дети//В ос питание школьника. — 1997. — N° 4.

Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. — М., 1996.

Освальд В. Великие люди. — СПб., 1910.

Фримен Джоан. Ваш умный ребенок. — М., 1996.

Зфроимстор В П. Биосоциальные факторы повышенной умственной сгивности ВИНИТИ. - М„ 1982.

Эйнштейн А. Физика и реальность — М., 1965,

Тема 21. Опыт социального воспитания в странах Европы и США

Опыт работы социального педагога в Англии излагает Джил орелл Барис в книге «Социальная работа с семьями в Англии»,

в которой анализируются особенности подхода к детям из различных семей, а также к детям-сиротам. Рассказывается об особенностях работы с подростками-сиротами, ставшими рано самостоятельными.

О социальной работе с детьми, о традициях социальной помощи семье и детям в США пишет в своей книге С.И.Чорбинский «Социальная работа и социальные программы в США». Он рассказывает об опыте программ «Хелп» и «Хедстарт», о работе социального педагога в приютах, с детьми-инвалидами и умственно отсталыми детьми, а также о работе в исправительных воспитательных учреждениях. Анализируются задачи учебно-воспитательных учреждений, социальная политика Федерального правительства, практика существующих реабилитационных центров, а также социальная политика в отношении многодетных и малообеспеченных семей.

Вопросы и задания

1. Особенности социальной политики, защиты семьи и детей в Ан

глии.

2. Опыт социальной защиты детей в США

3. Особенности работы со взрослыми в европейских странах.

4. Работа с родителями

Литература к теме

Джил Горедл Борис. Социальная работа с семьями в Англии. — М., 1993.

Чорбинский СИ. Социальная работа и социальная программа в США — М., 1992.

Энциклопедия социальной работы. В 3 т. — М., 1996

 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для студентов дневного отделения, курс на 40 лекционных часов, самостоятельная работа предполагает подготовку студентом рефератов и их защиту на экзаменах или зачете.

Тема

п/п

Количество часов

I

1 Социальная педагогика, предмет, задачи, функции 2

2 Социальная педагогика как часть социальной фило- 2

софии

3 Личность ребенка, развитие, формирование, зави- 2

симость от среды

4 Социальный педагог, его профессионализм 2

5 Современная система образования, ее социальные 2

функции

II

6 Зашита детства и социальная педагогика в истории 2

образования России с древнейших времен до конца

XVIII в.

7 Государственная политика защиты детей-сирот в 2

XIX - начале XX в.

8 Семейное воспитание и домашнее образование в 2

XIX - начале XX в.

9 Православие и социальное воспитание в истории 2

России

10 Педагогика ненасилия Теория и эксперимент сво- 2

бедного воспитания

11 Практика социального воспитания в начале XX в. 2

Педагогика среды С.Т.Шацкого

12 Государственная политика защиты детей в годы со- 2

ветской власти

J3 Опыт воспитания социальной личности в коллективе 2

14 Педагогика сотрудничества в практике педагогов-но- 2

ваторов 80—90-х гг.

III

15 Современная семья, ее проблемы, кризис семьи 2

16 Детство. Защита детей в современных условиях 2

17 Работа социального педагога с семьей 2

18 Социальный педагог в школе и микрорайоне 2

19 Социальная проблема — трудные подростки 2

20 Работа социального педагога с одаренными детьми 2

21 Работа социального педагога со взрослыми 2

Всего 40 часов 434

 

Учебно-тематический план для заочного отделения рассчитан на 18—20 лекционных часов, при самостоятельной работе студента над рефератом с его защитой на экзамене или зачете.

 


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

1. Социальная педагогика: предмет, задачи, функции.

2. Забота о детях-сиротах у древних славян.

3. О социальном воспитании в памятниках Киевской Руси «Рус

ская Правда», «Поучение Владимира Мономаха» и др.

4. Реформы Петра I и «Пропозиции» Ф.Салтыкова о воспита

нии и обучении детей-сирот.

5. «Ведомство императрицы Марии», его деятельность в XIX в.

6. Приюты в России в XIX в. В Ф.Одоевский о воспитании де

тей в приютах.

7. Личность ребенка. М.М.Монасеина о развитии ребенка от

рождения до университетского возраста.

8. Воспитание ребенка в дворянской и крестьянской семьях по

литературным и историческим памятникам.

9. П.Ф.Лесгафт о воспитании ребенка в семье.

 

10. Педагогика ненасилия. Эксперимент свободного воспита

ния К.Н.Вентцеля.

11. Практика социального воспитания в начале XX в. С.Т.Шац

кого.

12. Детские летние колонии, детские объединения в начале

XX в. Скауты.

13. Государственная политика защиты детей в первые годы со

ветской власти (детские дома, коммуны, колонии и т.д.).

14. Забота о детях-сиротах в годы Отечественной войны.

15. Опыт социального воспитания личности в коллективе. Опыт

А С.Макаренко, В.И.Сорока-Росинский, его «Республика ШКИД».

16. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов.

17. Социальные функции современной системы образования.

18. Современная государственная социальная политика защиты

семьи и детства.

19. Личность ребенка, зависимость от среды.

20. Социальный педагог, его профессия.

21. Работа социального педагога в школе, микрорайоне, совре

менный опыт.

22. Работа социального педагога с семьей.

 

23. Работа социального педагога с трудными детьми.

24. Работа социального педагога в летний период.

25. Кризис современной системы образования.

26. Детство как социальная проблема.

27. Неформальные объединения подростков.

28. Работа с талантливыми детьми.

29. Современная семья, типы семей.

30. Работа социального педагога с «семьей риска».

31. Воспитание в семье верующих (воспитание христианина).

32. Кризис современной семьи.

33. Работа социального педагога с детьми-олигофренами.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.