Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! ПРИЛОЖЕНИЕ. Раздел 1 Теория социальной педагогики⇐ ПредыдущаяСтр 103 из 103
ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» Раздел 1 Теория социальной педагогики Тема 1. Социальная педагогика: предмет, задачи, функции Педагогика как наука о передаче опыта одного поколения другому, о процессе воспитания и обучения детей и взрослых, о про-дессе просвещения народа и самовоспитания личности. Ключевые понятия педагогики: просвещение, образование, обучение и воспитание, система воспитания и система обучения, развитие, воспитание и формирование личности, педагогический процесс. Социальная педагогика как часть педагогики. Предмет и методы социальной педагогики. Термины социальной педагогики: социализация личности, социальное воспитание, социальная работа. Функции социальной педагогики: воспитательная, социально-правовая, социально-реабилитационная. Изучение ребенка и самоорганизация личности. Прикладные задачи социальной педагогики. Вопросы и задания 1. Проанализировать ключевые понятия педагогики: воспитание, обу чение, образование, система образования и т.д. 2. Предмет социальной педагогики. 3. Термины социальной педагогики: социализация.личности, соци альное воспитание, социальная работа и т.д. 1 Программа рассчитана на слушателей курса обшей педагогики. Для слушателей, которые начинают изучение педагогики, дается вводная тема: «Педагогика: предмет, задачи, функции» (4 ч). 4 Функции социальной педагогики воспитательная, социально-правовая, социально-реабилитационная 5. Прикладные задачи социальной педагогики. Литература к теме Бочарова В.Г. Социальная педагогика. — М., 1994. Бочарова В Г. Социальное воспитание учащихся. — М., 1991. Бочарова В.Г. Педагогика отношений а социуме: перспективная альтернатива. — М., 1992. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Гражданскому обществу институт социальной педагогики//Педагогика. — 1992. — № 5, 6. Бутии Ю. Нужна единая социально-педагогическая система//Воспи-тание школьника. — 1994. — № 2. Григорьева Г. Жизнь, движение и мы в социальной педагогикс//Пе-дагогический поиск. — 1993. — № 2. Мудри/с А.В. Введение в социальную педагогику. — Пенза, 1994. Наторп П. Социальная педагогика. — СПб., 1911. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. — М., 1986. Семенов В.Д. О проблемах социальной педагогики//Магистр. — 1991. — №11. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. — Свердловск, 1989. Социальная психология: История, Теория, Эмпирические исследования. - Л., 1993. Теория и методика социальной работы. Часть I. / Под ред. П.Д.Пав-ленок. — М, 1993. Теория и методика социальной работы. Вып. I, / Под. ред. И.Г.Зайпы-шева. — М., 1996. Филиппов В.Р. Социология образования. — М, 1980. Филонов Г.Н Социальная педагогика научный статус и прикладные функции//Педагогика. — 1994. — № 6 Яицева Г. Наш путь к социальной педагогике. — М., 1996. Тема 2. Социальная педагогика как часть социальной философии Социальная философия — наука о проблемах человека и общества. Человек в социальной среде, проблемы социальной справедливости, защита личности в современном обществе. Новое осмысление положения и воспитания личности в современном обществе: личность и общество, личность и среда, личность и семья. Духовная культура личности и подготовка подрастающего поколения к труду, личность и природа, человек и вера. Детство как социальная проблема, кризис образования и проблемы воспитания и всеобщего образования в новых социальных и экономических условиях, новые отношения. Положение детей и семьи, возможности образования. Социализация личности как социальная проблема, проблемы самообразования, самовоспитания, самоорганизации. Задачи и цели социальной педагогики в период кризисного состояния общества. Вопросы и задания 1. Социальная философия, ее основная проблема: личность и общество. 2. Социальная педагогика как часть социальной философии. 3. Детство как социальная проблема. Литература к теме Социальная работа и социальная философия. — М., 1996. Основы современной философии. — СПб., 1997. Филонов Т.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции//Педагогика. — 1994. — № 6. Василькова Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании. -М, 1991. МудрикА.В. Введение в социальную педагогику — М., 1997. Тема 3. Личность ребенка, его развитие, зависимость от среды Становление личности, ее развитие как закономерный рост, изменение биологических, психических и социальных свойств человека. Развитие задатков и способностей личности. Социализация, социальный становление личности как процесс воспитания, обучения и самовоспитания, познание окружающей среды. Процесс социализации, фазы социализации по С.И.Гессену. Социальное воспитание как процесс социализации личности. Формирование личности как процесс воспитания и особый процесс для воспитателя. Возрастные этапы Изучение ребенка и окружающей среды: семьи, его поведения в школе, с друзьями, его отношения во дворе и т.д. Изучение задатков и способностей личности. :.- Вопросы и задания 1. Личность ребенка, его характеристика, возрастные особенности. 2. Что значит социализация личности. 3. Важность самовоспитания в развитии личности. 4. В.П.Кащенко о талантливых детях. 5. Статья П.П.Блонского «Очерки детской сексуальности». Литература к теме Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. — М., 1991. Донцов И.А. Самовоспитание личности. — М., 1984. Кан-Калик В.А. Учителю о психологии общения. — М., 1988. Корчак Я. Как любить ребенка. — М., 1990. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. — Минск, 1991. Кони И. Ребенок и общество. — М., 1968. МудрикА.В. Общение как фактор воспитания школьников — М., 1984. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М., 1987. Рожков М.И. и др. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций. — М., 1991. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. — М., 1986. Поташник ММ. Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. — М., 1983. Петровский А.В. Личность, Деятельность, Коллектив. — М., 1982. Права ребенка. Основные международные документы. — М, 1992. Положение детей в России. 1992 г. — М., 1993. Яковлев Ю. Ваши права, дети. — М., 1992. Тема 4. Социальный педагог, его профессионализм Особенности работы социального педагога, его назначение в социальной работе. Профессиональные знания социальным педагогом педагогики, психологии, физиологии ребенка и методики воспитательной работы. Педагогическая технология социального педагога: мастерство, знание воспитательного процесса, важность овладения умениями работы с детским коллективом и с каждым ребенком в отдельности. Методы изучения ребенка. Умение понять ребенка, знание педагогической психологии, психологии общения, психологии отношений. Речевые умения социального педагога, культура и техника речи. Умение контролировать и сдерживать себя, владение элементами (театральной педагогики) актерского мастерства. Проявление организаторских способностей социального педагога, его способность организовать защиту и помощь ребенку, попавшему в беду. Правовая работа социального педагога, особенности его работы в летний период, в центрах, в летних трудовых лагерях и лагерях отдыха. Вопросы и задания 1. Что значит профессионализм социального педагога. 2. Охарактеризуйте деятельность социального педагога в современных условиях. 3. Организация социального педагога в реабилитационных центрах. Литература к теме Болотов В., Должность социального педагога скоро станет привыч-ной//Учительская газета. — 1994. — № 9. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Воспитание школьника. — 1994, — № 2. Вульфов Б.З, Социальный педагог в системе общественного воспита-ния//Педагогика. — 1992. — № 5, 6. Газмап О.С, Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. — М., 1992. Гончарова Т.Н., Гончаров И.Ф. Когда учитель властитель дум. — М., 1991. Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения//Учителю о педагогической технике — М,, 1987. — С. 17—19 Маспова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть I. — Орел, 1994 Основыпедагогического мастерства. — М., 1989. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. — М, 1994. Турчанинова Ю.И. Педагогическая техника и мастерство учителям/Учителю о педагогической техники. — М., 1989. Рабочая книга социального педагога/Под ред. Н.Ф.Масловой. — Орел, 1995. Теория и методика социальной работы. Выпуск 1. М., 1994. Теория и методика социальной работы. Часть I. — М., 1993. Малышева В.Л, Работа с родителями. — М., 1982. Тема 5. Современная система образования, ее социальные функции Существующие учебно-воспитательные учреждения в России: общеобразовательная школа, профессиональные учебные заведения, школы-интернаты, лесные и санаторные школы. Учебные заведения, дающие дополнительное образование: центры творчества, спортивные, музыкальные, художественные, коррекционно-развивающие центры, центры для одаренных детей. Частные учебные заведения общего и коррекционного типа для особо одаренных детей, религиозные учебные заведения, воскресные школы и епархиальные гимназии. Задачи современной системы образования: дать знания, умения и навыки, подготовить поколение к общественной и трудовой жизни. Вопросы и задания 1. Существующая система учебно-воспитательных учреждений. 2. Школа, учитель, ученик. Формы и методы обучения и воспитания. 3 В чем кризис современного образования. Литература к теме Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. — М., 1991. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. — М., 1994. Инновационное обучение: стратегия и практика. — М., 1994. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1993. Павпюченко Е.М., Крыжко В.В. Рабочая книга руководителя школы. — Запорожье, 1994. Педагогика/Под ред. Ю.К.Бабаиского и Г.Нойнера. — М., 1984. Очерки истории школы и педагогики народов СССР. 1961-1981. — М., 1987. Россия в цифрах. — М., 1995. Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей. Ч. I. — М., 1993. Миронов В.Б. Век образования. — М., 1990. Воспитательная система школу. Проблемы, поиски. — М., 1989. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., 1982. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1991. Хроменков НА. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. — М., 1989. Раздел II Защита детства и социальная педагогика в истории России Тема 6. Защита детства и социальное воспитание в истории России с древнейших времен до конца XVIII в. Забота о детях сиротах и вдовах у славян, скудельницы. «Русская Правда» о защите семьи и опекунстве. Христианские заповеди об укреплении семьи. Владимир Мономах в «Поучении» о воспитании детей, об отношениях между людьми, о заботе о старых и сирых. Сиротские дома при Иване Грозном, Стоглавый Собор (1551) о «наставлении детей грамоте». Указ царя Федора Алексеевича (1661) об устройстве за счет казны благотворительных заведений для больных, нищих и сирот. Заповеди семейного воспитания в «Домострое». Государственная благотворительная политика социальной защиты в начале XVIII в. Указы Петра I. Записка Ф.С.Салтыкова о воспитании, обучении и подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот. Воспитательные дома, созданные во второй половине XVIII в., роль императрицы Екатерины II и И.И.Бецкого в их создании. Содержание воспитательной работы по «Генеральному плану Императорского воспитательного дома». Вопросы и задания 1. Забота о детях в истории России (исторические документы). 2. Литературные памятники о воспитании детей в семье («Поучение» Владимира Мономаха, «Домострой»). 3. Государственная политика защиты детей в XVIII в 4. Содержание воспитательной работы в воспитательных домах по «Ге неральному плану императорского воспитательного дома». Литература к теме Антология педагогической мысли России с древнейших времен до XVIII в. Антология педагогической мысли России XVIII в. — М, 1985. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. — М., 1993. Василькова Ю.В. Страницы отечественного образования. — М., 1996. Книга 1. Об общественном призрении в России. 4. П. — СПб., 1813. Ошанин М.О. О призрении покинутых детей. — Ярославль, 1913. Димова И. Русские благотворительницы//Учительская газета. — 1992. — №9. Максимов Е.Д, Начало государственного призрения в России//Трудо-вая помощь. — 1900. — № 1. Нещеретный П.И. Исторические корни развития социальной работы в России//Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. — М.(1992. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. — М., 1973. Ольман С, Детская помощь в России//Всстник благотворительности. 1993. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. — М, 1995. Яблоков Н.В. Призрение детей в воспитатсльныхдомах. — СПб., 1901. Тема 7. Государственная политика защиты детства в XIX - начале XX в. Ведомство императрицы Марии, воспитательные дома. Статья В.Я.Стоюнина о работе воспитателей в Московском воспитательном доме. Воспитание детей-сирот в крестьянских семьях. Сиротский институт Е.О.Гугеля. Детские приюты, увеличение числа приютов за счет благотворительности. В.Ф.Одоевский об особенностях разговора воспитательниц с детьми, его статья «Наказ лицам, непосредственно заведующим детским приютом». Виды благотворительности в российском обществе в XIX в. Государственная, приходская и частная благотворительность. Приюты для детей-сирот и приходящих детей. Ясли-приюты для крестьянских детей. Вопросы и задания 1. Государственная политика защиты детей. Ведомство императрицы Марии. 2. В.Ф.Одоевский о воспитании детей в приютах, его статья: лицам, непосредственно работающим в приютах. 3. Статья В.Я.Стоюнина «Воспитательницам групп малолетнего отде ления Московского воспитательного дома». 4. Благотворительность в истории России XIX — начала XX в. Литература к теме Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М, 1987. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. — М., 1993. Боцяновский В. Исторический очерк деятельности Российского Красного Креста//Антология социальной работы. Т. I. — М., 1994. Благотворительная Россия. — СПб., 1902. Благотворительные учреждения России. — СПб., 1912. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. — М., 1993. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. — СПб., 1984. Нещеретньш П.И. Исторические корни и традиции благотворительности в России. — М., 1993. Об общественном призрении в России — СПб,, 1818. Общественная и частная благотворительность в России. — СПб., 1912. Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детским приютом//Избр. пед. соч. — М, 1955. — С.61-68. Максимов Е. Очерк земской деятельности в области общественного призрен и я//Антология социальной работы. Т. I. — М., 1994. — С. 31. Розенфельд Б.Р. Первые учреждения для детей народа в царской Рос-си и//С о ветс кое государство и право. — 1991. — № 6. — С. 216. Стоюнин В.Я. Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома//Избр. пед. соч. — М., 1991. — С. 104—110 Тема 8. Семейное воспитание и домашнее образование в XIX — начале XX в. М.М.Манасеина о развитии человека от рождения до университетского возраста. Ее исследования о воспитании у детей настроения, особенности воспитания ума. Ученые-педагоги о воспитании ребенка в семье, издание «Энциклопедии по семейному воспитанию». Исследование П.Ф.Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение», «школьные типы». Воспоминание П.А.Флоренского о воспитании в семье. Программа М.С.Лунина домашнего обучения Миши Волконского, сопоставление этой программы с существовавшей в то время программой Царскосельского лицея. Крестьянская культура XIX в., воспитание детей в крестьянских семьях. Вопросы и задания 1. Исследования М.М.Манасеиной о развитии ребенка от рождения до университетского возраста. 2. П.Ф.Лесгафт о воспитании ребенка в семье, его «школьные типы». 3. Что означало «прекрасное домашнее образование» по программе М.С.Лунина. 4. Каким было воспитание в крестьянской семье. Литература к теме Антология педагогической мысли в России первой половины XIX в. — М, 1987. Антология педагогической мысли в России второй половины XIX — XX в. -М„ 1990. Громыко М. Честь и достоинство//Родина. — 1995. — № 1. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей//Избр. пед. соч. — М., 1982. — С. 232—258; Основные начала семейного обучения. Дидактика семьи/Дам же. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М., 1990. Монасеина М.М. Основы воспитания с первых лет жизнь идо полного окончания университетского образования: В 5 т. — СПб., 1894—1899. Маслова И.Ф. Социальная педагогика в контексте культуры//Рабочая книга социального педагога. Ч. II. — Орел, 1995. — С. 8. Иещеретный П.И, Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. — М., 1993. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значе-ние//Избр. пед. соч. - М., 1995. — С. 272—305. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII — первая половина XIX в. — М., 1973. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. — М., 1976г Панков В. Механика земная и небесная//Родина. — 1994. — № 6. Стоюнин В.Я. Наша семья и ее исторические судьбы//Избр. пед. соч. — М, 1991.-С. 292-296. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. — М., 1995. Тема 9. Православие и социальное воспитание в истории России Православие в истории образования России. Роль церкви, приходского священника в социальной жизни человека от рождения до смерти. И.Ильин, Л.Толстой о воспитательной роли христианских заповедей. Практика религиозного образования в России в XIX в. «Правила о церковно-приходских школах». Татевская школа С.А.Рачинского. Религиозное воспитание в семье, роль крестных родителей. К.Д.Ушинский о религиозном воспитании и о народности в воспитании. «Беседы священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого» о причинах дурного воспитания, о воспитании правдивости, воспитании чувства стыдливости. Социальное значение церковной проповеди. Вопросы и задания 1. Роль православия в образовании и воспитании человека. 2. К.Д.Ушинский о религиозном и народном воспитании. 3. Воспитательная роль проповеди. Оценка проповедей митрополита Киевского и Галицкого Владимира. Литература к теме Антология социальной работы. Т. I. — М., 1994. Андреев М.И. О православно-христианском нравственном воспитании (етей дошкольного возраста. — М., 1991. Георгиевский В.Т. С А.Рачинский. — СПб, 1912 Забелин И.Е. История города Москвы. — М., 1990. Ильин И. За национальную Россию//Слово. 1991. — IV. Меньшиков В.М. Православная вера в педагогическом учении К.Д.Ушин-кого//К, Д.Ушинский и русская школа. — М., 1994. Рачинский С.А. Сельская школа. — М., 1991. О религиозном воспитании детей. — М., 1993. Нефедов Т.Н. Таинства и обряды православной церкви. — М., 1992. Христианское воспитание детей. — М., 1993. Царевский А.Л. Значение православия в жизни и исторической судьбе оссии. -Л., 1991. Церковная музыка в России в конце XIX — начале XX в.//Право-чавная жизнь. — 1962. — № 8—10. Таяьберг Н. История русской церкви: В 2 т. — М., 1994. Тема 10. Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания Понятие ненасилия в различных философских течениях. Н.К.Ре-их о ненасилии. Теория свободного воспитания в истории отечественной пе-1гогики. Практика свободного обучения в Яснополянской шко-; Л.Н.Толстого: ненасильственный порядок, новые отношения 1еников и учителей, воспитание у учеников стремления к заня-1ям, к творчеству. «Дом свободного ребенка» К.Н.Вентцеля — попытка экспе-шента свободного воспитания, сотрудничества детей, родители и воспитателей. Попытка организовать педагогический про-: сс с учетом задатков и способностей каждого ребенка. Детское моуправление, обучения без программ и учебников, без пла-1рования уроков и давления педагога на ребенка. Развитие дет-: их талантов. Вопросы и задания 1. Теория свободного воспитания в начале XX в. 2. Яснополянская школа Л.Н.Толстого Л.Н.Толстой о свободном вос- тании. 3. Что положительного и в чем неудача эксперимента свободного вое- тания КН.Вентцеля? О
Литература к теме Антология ненасилия. — Москва—Бостон, 1991. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей//Положение детей в мире. — ЮНИСЕР, 1991. Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществле-ния//Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. — М., 1974. Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. — М., 1923. Вентцель К.Н. Дом свободного ребенка//Как создать свободную школу. - М, 1923. Вентцель К.Н. Отделение школы от государства и Декларация прав ребенка. — М., 1918. Кабатченко М.В. Педагогика мира: история, теория, практика. Вып. 1. — М., 1992. Киреев Г.Н. Сущность ненасилия. — М., 1990. Кистяковский Ы.В., Горбунова-Посадова Е.Е. Первый опыт свободной трудовой школы//Дом свободного ребенка. — М.; Пг., 1923. Михайлова М.В. Дом свободного ребенка//Советская педагогика. — 1984. - № 4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. - М., 1991. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика ненасилия. — М., 1994, Стеклов М. Четыре портрета. — М., 1995. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы//Пед. соч. — М, 1989. Толстой Л.Н. О народном образовании//Пед. соч. — М, 1989. Тема 11. Практика социального воспитания в начале XX в. Педагогика среды С.Т.Шацкого Решение социальной проблемы общества — проблемы занятости детей и подростков рабочих городских окраин. Опыт организации детских летних колоний, московский кружок устроителей детских летних колоний, содержание воспитательной работы в организованных колониях. Классы для отстающих детей, Ольгинско-Пятницкое училище Е.С.Петуховой, методика работы с отстающими детьми. Детские объединения, скаутское движение в России. Летняя детская трудовая колония «Бодрая жизнь» С.Т.Шацкого, его Опытная станция — эксперимент социального воспитания. Исследование проблем детского коллектива, детского самоуправления, организация детского труда, воспитательное значение совместного участия в производительном труде детей и взрослых. Статьи С.Т.Шацкого «Задачи общества», «Детский труд и отдых», «Что такое клуб?», их актуальность в современных условиях. Вопросы и задания 1. Практика социального воспитания в начале XX в., детские объеди нения, скаутское движение, детские летние колонии. 2. Детская колония «Бодрая жизнь» С.Т.Шацкого. 3. Статьи С.Т.Шацкого «Задачи общества», «Детский труд и отдых», «Что такое клуб?». Как может использовать опыт Шацкого современный педагог? Литература к теме Вспомогательная школа при московском Ольгинском-Пятницком училище. — М-, 1914. Малинин В.И. К истории московского общества «Сетлемент»//Сов. педагогика. — 1985. — № 4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX». - М., 1989. Шацкий С. Т. «Бодрая жизнь»//Избр. пед. соч.: В 2 т. — Т. I. — М., 1980. -С. 127-134. Шацкий СТ. Мой педагогический путь//Указ соч. — С. 25—41. Шацкий СТ. Задачи общества «Детский труд и отдых»//Указ. соч. — С. 121-127. Шацкий СТ. Наше педагогическое течение//Указ. соч. — С. 112—121. Тема 12. Государственная политика защиты детей в годы советской власти Защита детей-сирот в первые годы советской власти. Детские дома, школы-коммуны, детские трудовые колонии, усыновление и опекунство. Забота о детях-сиротах в годы Отечественной войны. Детские дома. Организация детского досуга как социальная проблема. Государственная политика й организации детского досуга, обществен- ное движение привлечения населения к воспитанию детей и подростков. Роль пионерской и комсомольской организаций в социальном воспитании детей и подростков. Защита детей-сирот в современных условиях. Детские дома, приюты и школы-интернаты. Вопросы и задания 1. Политика Советского правительства защиты детей в первые годы. 2. Забота о детях в годы Отечественной войны. 3. Современная государственная система защиты детей-сирот.
Литература к теме Самара, 1928. 1945//Воспитание Архангельский П.В. Организация детской жизни. - Беликов В.В. Забота о детях в годы войны. 1941 школьника. — 1988. — № 1. Директивы ВКПб и постановления Советского правительства о народном образовании. Сб. документов за 1917—1947 гг. — М.; Л., 1947. Детская беспризорность. — М., 1923. Детская беспризорность и детский дом. — М., 1926. Дюшен В. Пять лет детского городка им. III Интернационала. — М, 1924. Иорданский И.Н. Основы социального воспитания в народной школе. - М., 1919. Куманев В.А. Революция и просвещение масс. — М., 1973. Кондаков A.M. Школа-коммуна: опыт учебно-воспитательной работы Знаменской школы-коммуны Вятской губернии. 1918—1925. — М., 1961. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сборник документов. — М., 1974. На пороге второго десятилетия: Практика социального воспитания. — М.; Л., 1927. От школы учебы к школе общественно-полезного труда: Год работы по социальному воспитанию па Трехгорной малуфактурс в Москве. — М., 1927. Попова Н.И. Школа жизни. — М., 1925. Ривес СМ., Шульман И.М. Опыт коммунистического воспитания. От школы-коммуны к детскому городку им. Октябрьской революции. — М., 1924. Тостов А.С. 25-я образцовая школа. — М., 1935. Школа-коммуна Наркомпроса. — М., 1924. Шульгин В.И. Общественная работа школы и программа ГУСА. — М., 929. Крупская Я.К. Педагогические сочинения: В 6 т. — М., 1978 — 1980. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. — М., 1976. - Тема 13. Опыт социального воспитания личности в коллективе Опыт социального воспитания личности в коллективе в прак-ике воспитательных учреждений 20—30-х гг. Внедрение и апроба-щя новых методов обучения и воспитания в опытных школах и.танциях Наркопроса. Первая опытная станция Наркомпроса на базе детской колоши «Бодрая жизнь» в Калужской губернии под руководством 1Т.Шацкого. Опытная школа-коммуна Наркомпроса П.Н.Лепешинского в Москве, статья «Школьный день» из книги «Школа-коммуна 1аркомпроса» (М., 1990). В.Н.Сорока-Росинский и его школа им. Ф.М.Достоевского ля трудновоспитуемых, «Республика ШКИД» Г.Белых и Л.Пан-елеева. Педагогическое наследие А.С.Макаренко, его статьи «О моем пыте» и «Конституция страны ФЭД». Вопросы и задания 1. Педагогика среды. Опытные станции Наркомпроса. 2. Опыт воспитания личности в коллективе В.Н.Сороки-Росинского в тколе для трудновоспитуемых. «Республика ШКИД» Г.Белых и Л.Пан- глеев а. 3. Педагогическое наследие А.С.Макаренко, его статьи «О моем опы- г» и «Конституция страны ФЭД». Литература к теме Виноградова М.Д., Гордин Л. 10., Фролов А.А. О педагогическом насле-ии А.С.Макаренко. Т. 8. - М., 1986.— С. 187-210. Блонский П.П. Избр. пед. и психолог, соч.: В. 2т. — М., 1979. Сорока-Росинский В.И. Пед. соч. — М., 1991. Макаренко А. С. Педагогические сочинения.: В 8 т. — М., 1983—1986. Шацкий СТ. Избр. пед. соч.: В 2 т. — М., 1980 Школа-коммуна Наркомпроса. — М., 1990. Фрадкин Ф.А., Шохова М.Г., Осоеский E.F. Лекции по истории отечественной педагогики. — М., 1995. Тема 14. Педагогика сотрудничества в практике педагогоб-новаторов 80—90-х гг. Понятие сотрудничества в педагогике М.П.Щетинина, В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина, Т.И.Гончаровой. Уроки творчества для младших школьников учителя рисования и черчения реутовской школы № 2 И.П.Волкова. Уроки творчества и поиска истины, уроки нравственного воспитания в практике ленинградской учительницы истории Т.И.Гончаровой. Воплощение воспитывающего обучения на уроках Е.Н.Ильина. Индивидуальный подход в работе народного учителя, директора школы г. Владивостока Н.Н.Дубинина. Работа педагогического коллектива под руководством директора Азовской школы Краснодарского края М.П.Щетинина, направленная на развитие задатков и способностей ребенка. Вопросы и задания 1. Какие проблемы социальной педагогики решали в своей практике педагоги-новаторы. 2. И.П.Волков и его опыт «учить творчеству». 3. Как может использовать социальный педагог в своей работе опыт педагогов новаторов? Литература к теме Занков Л.В. Беседы с учителями: Работаем по системе Л.В.Занкова. — М., 1991- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. — М., 1982. Дубинин Н.Н. ЕСЛИ не я, то кто же? //Учительская газета. — 1987. — 10 октября. Инновационное обучение, стратегия и практика. — М., 1994. Ильин Е.И. Искусство общения. — М., 1980. Ильин Е.И. Рождение урока. — М., 1986. Кан-Калик В.А. Педагогическое общение в работе учителей-новато-ров//Учителю о педагогической технике. — М., 1987. Педагогический поиск. — М., 1987. Гончарова Т.Н. Уроки истории — уроки жизни. — М., 1986. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Педагогические ситуации. — М., 1983. Соловейчик С.Л. Вечная радость; Очерки жизни и школа. — М., 1986. Шаталов В.Ф. Точка опоры. — М., 1987. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. — М. 1980. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. — М, 1989, Шаталов В, Ф. Объять необъятное: записки педагога. — М, 1986. Селевко Г.К., Тихомиров Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. — Ярославль, 1990. Раздел III Социальное воспитание в современных условиях Тема 15. Современная семья, ее проблемы, кризис семьи Семья как социальная ячейка общества. Типы современных семей. Социальная функция семьи, отношения в семье, отцовство и материнство. В семье конфликт, семейная жестокость. Кризис семьи. ПА Сорокин о кризисе семьи. Возрождение государства Через возрождение семьи. Что угрожает современной семье. Современная помощь семье. Опыт центра социальной помощи «Семья» г. Клин. Вопросы и задания 1. Семья как социальная ячейка общества, кризис современной се мьи. 2. Типы семей. 3. Современная государственная политика помощи семье. Литература к теме Антология социальной работы: В 3 т. — М., 1995. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. - М, 1992. Везлепкина Л.Ф. Семья в социуме: стратегия жизнедеятельности//Ве-стник социальной работы. — 1993. — № 3. Кривцова Л.Н. Работа учреждений социального обслуживания населения в Клинском районе Московской области. — М., 1996. Малыхин В.П. Из опыта организации комплексной социальной работы семейной направленности в муниципальном районе «Раменки». — М., 1996. Правовые гарантии социальнрй защиты семьи, женщин, детей. Нормативные акты. — М., 1993. Панов A.M. Социальная работа в России. — М., 1995. Государственная система социальной помощи семье и детям. Официальные документы и материалы. Вып. I. — М., 1991. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. — М., 1995. Тема 16. Детство. Защита детей в современных условиях Как следует рассматривать детство. Статья Ш.А.Амонашвили «Что такое детство» из книги «В школу с шести лет». Социальное сиротство, дети-беглецы, дети, страдающие от плохого обращения. Родительская жестокость. Дети-инвалиды. Дети из семей алкоголиков. Особенности развития детей, которые воспитываются в детских домах, школах-интернатах. Современная защита детей. Конвенция ООН «О правах ребенка». Охрана здоровья детей. Сложившийся современный опыт защиты детей. Президентская программа «Дети России», Российский Детский фонд, его программы. Опыт создания приютов. П.П.Блонский о детской сексуальности. Вопросы и задания 1. Что такое современное детство. Ш.А.Амоношвили о детстве. 2. Государственная социальная политика защиты детей. 3. Сложившийся современный опыт защиты. Литература к теме Амонашвили Щ.А. В школу — с шести лет. Что такое детство//Педаго-гический поиск. — М., 1997. Тапшин Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в совре--юй России//Актуальные проблемы современного детства. — М., 1993. иауальные проблемы современного детства. — М., 1993. Тихонов АЛ. Возвысим голос и дела//Актуальные проблемы совре-ного детства. М, 1993. Сонвенция о правах ребенка//Советская педагогика. — 1991. — № 10.)сновные направления государственной социальной политики по улуч-ию положения детей в Российской Федерации до 2000 г. — М., 1995. Троблсмы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подков в современных условиях. — М., 1994. Ъсударственная система социальной помощи семье и детям. Офици-ые документы и материалы. Вып. 1. — М., 1991. Ыовлев Ю. Ваши права, дети. — М., 1992. Тема 17. Работа социального педагога с семьей {зучение социальным педагогом семьи, составление «картыьи».ебенок в семье. Методы работы социального педагога с семь-создание в семье новых отношений, создание клубов, группювья, различных объединений, советов, делового сотрудни-ва и т.п. абота социального педагога с семьей, где есть дети-инвалиды.гбная педагогика А.А.Дубровского, его основные принципыты с больными детьми. )пыт социально-психологической помощи семье в центре «До-te» в г. Клин. 1опросы и задания . Особенности современной семьи. П.Сорокин о кризисе семьи. . Работа социального педагога в семье с детьми и взрослыми . Лечебная педагогика А.А.Дубровского. . Как может социальный педагог использовать опыт работы центров «рие» и «Радуга». итература к теме заров Ю Семейная педагогика. — М, 1993. им-Бад Б.М. Мудрость воспитания: Хрестоматия для родителей. — 1988.
Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме, перспективная альтернатива. — М, 1991. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа — Ставрополь, 1993. Кон И С Ребенок и общество. — М., 1988. Mud М. Культура и мир детства. — М., 1988. Карклин С.Э. Проблемы семейного воспитания. — М, 1983. Малышева В.А. Работа с родителями. — М., 1982. Петровский Л.В. Дети и тактика семейного воспитания. — М., 1981. Прихожан A.M., Толстых И.И. Дети без семьи. — М., 1990. Ковалев СВ. Психология современной семьи. — М., 1987. Ковалев СВ. Подготовка старшеклассника к семейной жизни. — М., 1991. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. — М., 1991. Сенько В.Г. Учителя и родители. — Минск, 1988. Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. — М, 1988. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. — М., 1987. Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. — М., 1986. Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. — М., 1988. Макаренко А.С. Книга для родителей. — Киев, 1987. Дубровский А.А Жемчужина России//Педагогический поиск. — М, 1987.-С. 501-540. Дубровский А.А. Учителю Кубани о лечебной педагогике. — Краснодар, 1989. Тема 18. Работа социального педагога в школе и микрорайоне Работа социального педагога в школе, особенности его работы. Помощь детям, нуждающимся в социальной защите, организация досуга, координация социальной работы педагогического коллектива. Социальные задачи школы, социальные функции директора школы, классных руководителей, заместителей директора, службы здоровья. Работа социального педагога в микрорайоне. Опыт создания социально-педагогических комплексов в 60-х гг. в г. Свердловске. Структура социально-педагогических комплексов. Эксперимент по Организации социально-педагогического комплекса в школе № 59 в г. Ярославле, учебно-воспитательный ком- плекс микрорайона «Марьина роща» в Москве, школы № 26 г. Ставрополя. Вопросы и задания 1. Социальные задачи школы в современных условиях. 2. Школа — центр воспитательной работы в микрорайоне. 3. Работа социального педагога в социльно-педагогическои комплексе 4. Эксперимент социально-педагогического комплекса и школы № 59 г. Ярославля. Литература к теме Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе//Воспитание школьника. — 1994. — № 2. Бочарова В.Г., Плоткин ММ. Школьник в микрорайоне. — М., 1986. Воспитание учащихся по месту жительства. — М, 1987. Ерзунов В.И. и др. Клуб для подростка. — М., 1986. Гуров В., Шинкаренко Н. Открытая школа и социально-педагогическая работа с детьми//Воспитание школьника. — 1994. — № 2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М., 1990. Закатов И.И. Социальная педагогика в школе. — М., 1996. Проблемы эстетического воспитания подростков. — М., 1994. Развитие творческой активности школьников. — М., 1991. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. — М., 1986. Тихомирова Н.К. Система воспитательной работы в школе на основе программы. — М., 1996. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьника. — М, 1990. Вулъфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспита-ния//Педагогика. — 1992. — № 5, 6. Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы// Педагогика. — 1993. N° 3. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интереса детей. - М., 1996. Маанди И. Школа моей мечты//Народное образование. — 1995. — № 5, 6. Тема 19. Работа социального педагога с трудными подростками Трудные подростки, их физические и психические особенности Их положение в современном кризисном состоянии общества.
Особенности отклонения в поведении подростков. Типы подростков с различными отклонениями в поведении. Перевоспитание как педагогический процесс. Изучение подростка. Подготовка психологической готовности изменить поведение, накопление подростком положительных качеств, процесс самовоспитания. Опыт работы с трудными подростками в центре реабилитации «Надежда» (г. Клин). Статьи В.Н.Сороки-Росинского «Трудновоспитуемые» и П.П.Блонского «О так называемой моральной дефективности». Вопросы и задания 1. Характеристика трудных детей и подростков. 2. Методы перевоспитания трудных подростков. 3. Опыт работы социального педагога в центрах «Надежда» и «Ра дость». Литература к теме Бра туе ь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. — Ставрополь, 1993. Кочетов A.M., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. — М., 1986. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. — М., 1994. Прихожан А.И., Толстых Н.Н. Дети без семьи. — М., 1990. Социальная помощь семье и детям. —М., 1994. Ллоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков. — М., 1994. Раттер М. Помощь трудным дегям. — М., 1987. Социальная защита молодежи. Вопросы теории и практики. — М, 1994. Торхова Л. Мальчик, мужчина, отец. — М., 1992., Теория и практика социальной заботы отечественный и зарубежный опыт. — Москва—Тула, 1993. Учителям и родителям о психологии подростка. — М., 1990. Филонов Л.Б. Технология установления контакта с дезадаптированным подростком в процессе реабилитации//Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации в современных условиях. — М., 1994. Хрипкова А.Г., КолесовД.В. Девочка Подросток Девушка. — М., 1981. Тема 20. Работа социального педагога с одаренными детьми Что такое одаренный ребенок. Особенности детской одаренно-ти: лидерская, художественная, психомоторная, академическая, (нтеллектуальная, творческая. Общие качества личности для всех одаренных детей, скрытая, даренность. Талантливый ребенок в семье. Отношения родителей: одаренному ребенку, отношения воспитателя и талантливого ебенка. Статья В.П.Кащенко «Нужно ли выделять даровитых детей из (бщей массы школьников». Вопросы и задания 1. Что такое одаренный ребенок. Типы одаренности. 2. Одаренный ребенок в семье. 3. В.П.Кащенко о «даровитых детях». Литература к теме Одаренные дети. — М., 1991. Как подготовить вашего ребенка к жизни. — М., 1991. Сухомлинский В, Л. О воспитании. — М., 1973. Семейное воспитание/Краткий словарь. — М, 1990. Кащенко В.П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы, кольников//Антология педагогической мысли России. Второй пол. XIX— ачало XX в. - М., 1990. Хромова Т. Одаренные дети//В ос питание школьника. — 1997. — N° 4. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. — М., 1996. Освальд В. Великие люди. — СПб., 1910. Фримен Джоан. Ваш умный ребенок. — М., 1996. Зфроимстор В П. Биосоциальные факторы повышенной умственной сгивности ВИНИТИ. - М„ 1982. Эйнштейн А. Физика и реальность — М., 1965, Тема 21. Опыт социального воспитания в странах Европы и США Опыт работы социального педагога в Англии излагает Джил орелл Барис в книге «Социальная работа с семьями в Англии», в которой анализируются особенности подхода к детям из различных семей, а также к детям-сиротам. Рассказывается об особенностях работы с подростками-сиротами, ставшими рано самостоятельными. О социальной работе с детьми, о традициях социальной помощи семье и детям в США пишет в своей книге С.И.Чорбинский «Социальная работа и социальные программы в США». Он рассказывает об опыте программ «Хелп» и «Хедстарт», о работе социального педагога в приютах, с детьми-инвалидами и умственно отсталыми детьми, а также о работе в исправительных воспитательных учреждениях. Анализируются задачи учебно-воспитательных учреждений, социальная политика Федерального правительства, практика существующих реабилитационных центров, а также социальная политика в отношении многодетных и малообеспеченных семей. Вопросы и задания 1. Особенности социальной политики, защиты семьи и детей в Ан глии. 2. Опыт социальной защиты детей в США 3. Особенности работы со взрослыми в европейских странах. 4. Работа с родителями Литература к теме Джил Горедл Борис. Социальная работа с семьями в Англии. — М., 1993. Чорбинский СИ. Социальная работа и социальная программа в США — М., 1992. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. — М., 1996
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Для студентов дневного отделения, курс на 40 лекционных часов, самостоятельная работа предполагает подготовку студентом рефератов и их защиту на экзаменах или зачете. Тема п/п Количество часов I 1 Социальная педагогика, предмет, задачи, функции 2 2 Социальная педагогика как часть социальной фило- 2 софии 3 Личность ребенка, развитие, формирование, зави- 2 симость от среды 4 Социальный педагог, его профессионализм 2 5 Современная система образования, ее социальные 2 функции II 6 Зашита детства и социальная педагогика в истории 2 образования России с древнейших времен до конца XVIII в. 7 Государственная политика защиты детей-сирот в 2 XIX - начале XX в. 8 Семейное воспитание и домашнее образование в 2 XIX - начале XX в. 9 Православие и социальное воспитание в истории 2 России 10 Педагогика ненасилия Теория и эксперимент сво- 2 бедного воспитания 11 Практика социального воспитания в начале XX в. 2 Педагогика среды С.Т.Шацкого 12 Государственная политика защиты детей в годы со- 2 ветской власти J3 Опыт воспитания социальной личности в коллективе 2 14 Педагогика сотрудничества в практике педагогов-но- 2 ваторов 80—90-х гг. III 15 Современная семья, ее проблемы, кризис семьи 2 16 Детство. Защита детей в современных условиях 2 17 Работа социального педагога с семьей 2 18 Социальный педагог в школе и микрорайоне 2 19 Социальная проблема — трудные подростки 2 20 Работа социального педагога с одаренными детьми 2 21 Работа социального педагога со взрослыми 2 Всего 40 часов 434
Учебно-тематический план для заочного отделения рассчитан на 18—20 лекционных часов, при самостоятельной работе студента над рефератом с его защитой на экзамене или зачете.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» 1. Социальная педагогика: предмет, задачи, функции. 2. Забота о детях-сиротах у древних славян. 3. О социальном воспитании в памятниках Киевской Руси «Рус ская Правда», «Поучение Владимира Мономаха» и др. 4. Реформы Петра I и «Пропозиции» Ф.Салтыкова о воспита нии и обучении детей-сирот. 5. «Ведомство императрицы Марии», его деятельность в XIX в. 6. Приюты в России в XIX в. В Ф.Одоевский о воспитании де тей в приютах. 7. Личность ребенка. М.М.Монасеина о развитии ребенка от рождения до университетского возраста. 8. Воспитание ребенка в дворянской и крестьянской семьях по литературным и историческим памятникам. 9. П.Ф.Лесгафт о воспитании ребенка в семье.
10. Педагогика ненасилия. Эксперимент свободного воспита ния К.Н.Вентцеля. 11. Практика социального воспитания в начале XX в. С.Т.Шац кого. 12. Детские летние колонии, детские объединения в начале XX в. Скауты. 13. Государственная политика защиты детей в первые годы со ветской власти (детские дома, коммуны, колонии и т.д.). 14. Забота о детях-сиротах в годы Отечественной войны. 15. Опыт социального воспитания личности в коллективе. Опыт А С.Макаренко, В.И.Сорока-Росинский, его «Республика ШКИД». 16. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов. 17. Социальные функции современной системы образования. 18. Современная государственная социальная политика защиты семьи и детства. 19. Личность ребенка, зависимость от среды. 20. Социальный педагог, его профессия. 21. Работа социального педагога в школе, микрорайоне, совре менный опыт. 22. Работа социального педагога с семьей.
23. Работа социального педагога с трудными детьми. 24. Работа социального педагога в летний период. 25. Кризис современной системы образования. 26. Детство как социальная проблема. 27. Неформальные объединения подростков. 28. Работа с талантливыми детьми. 29. Современная семья, типы семей. 30. Работа социального педагога с «семьей риска». 31. Воспитание в семье верующих (воспитание христианина). 32. Кризис современной семьи. 33. Работа социального педагога с детьми-олигофренами.
|