Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическое просвещение родителей






 

Общество предъявляет все более высокие требования к родителям в отношении воспитания детей, хотя оно и не ориентировано преимущественно на удовлетворение нужд детей. Большоезначение придается тому, чтобы отцы и матери создали оптимальные условия для роста и развития младшего поколения. Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения процесса воспитания детей, но нет разногласий относительно необходимости помощи родителям.

Специалисты характеризуют воспитание в семье как, возможно, самую трудную в мире работу и выражают убеждение в том, что необходимы широкомасштабные мероприятия для обучения родителей.

Педагоги перешли от попыток преодолеть родительское влияние на детей к оказанию помощи семье. Они объясняют это изменение тем, что появилось множество исследований, которые в 60-х гг. подтвердили воздействие родителей на самосознание и языковое развитие детей. Из этого признания родительского влияния логично вытекает необходимость создания широких учебных программ для родителей. В течение последних двух десятилетий социальные работники за рубежом включили этот вид помощи в число услуг первостепенной важности. Такие учреждения, как школы, психиатрические заведения, агентства и департаменты социальных услуг и больницы, в своей практической и исследовательскои деятельности стали уделять первостепенное внимание работе с родителями.

Наибольшее распространение получили программы, в которых делается акцент на помощь в установлении правильных взаимоотношений с ребенком и разрешение возникающих проблем. Практическая направленность социальной работы оказывается весьма полезной при составлении программ и выработке методики обучения. Социальные работники во всех учреждениях с большой пользой участвуют во всех типах родительской учебы.

В курсы родительских знаний заложена идея оценки проблемы, позволяющая родителям понять разницу между допустимым и недопустимым поведением. Эта разница определяет выбор приемов для разрешения возникающих трудностей.

Когда дело касается проблем самих детей, то здесь искусство заключается в том, чтобы участливо выслушать ребенка и этим поощрить его готовность поделиться своими чувствами и заботами в атмосфере благожелательных, ненавязчивых отношений с родителями. Этот метод позволяет точно сформулировать проблему и стимулирует самостоятельные усилия ребенка по ее разрешению. Родителей обучают расшифровывать исходящую от детей информацию и сообщать о своем понимании мыслей и чувств ребенка. Ожидается, что в результате ребенок станет более самостоятельно анализировать причины своих поступков. Это создаст условия для самомотивированного разрешения им возникших проблем.

Родителям советуют отвечать на неправильное поведение ребенка, сообщая ему о своих чувствах в связи с его поступками и разъясняя последствия этих поступков. Т.Гордон называет этот способ общения методом «Я», поскольку в нем делается упор скорее на ощущения родителей («Я»), чем ребенка («ТЫ»). Но при этом инициатива изменения поведения остается за детьми. Родители же должны внимательно анализировать их реакцию в ходе конфликта. Действия по методу «Я» считаются эффективными, когда нужно поощрить хорошее поведение ребенка.

На курсах родительских знаний даются рекомендации на изменение внешней среды в качестве способа разрешения конфликтов, на отказ от принятия авторитарных решений в случае расхождения во взглядах. Преподаваемые на курсах методы основаны на достижении согласия и выгоды для обеих сторон.

Социальные работники, использующие модели курсов родительских знаний, прибегают к различным формам и методам обучения, включая магнитофонные записи, короткие лекции, инсценировки, дискуссии, моделирование ситуаций руководителемгруппы, тетради с упражнениями для проработки дома и непосредственное применение полученных знаний в реальных ситуациях.

Во-первых, родителям предлагается рассматривать своих детей (и всех людей) как изначально хороших в своей сущности; во-вторых, программа указывает на две основные потребности детей — любовь и уважение — в качестве мотивов их поведения, и, наконец, предполагается, что дети действуют в соответствии с тем образом самих себя, какой они рисуют,

Рассмотрим поэтапно процесс родительской помощи детям в удовлетворении их потребностей. 1) Родители путем личного участия создают позитивную атмосферу отношений с ребенком.

2) Родителям предлагается обратить внимание ребенка на его поведение и помочь ему осознать тот выбор, который он делает.

3) Родители помогают ребенку вынести ценностное суждение о своем поступке, задав ему вопрос: «То, что ты делаешь, полезно для тебя в данный момент?»

4) Ребенок составляет план выправления ситуации.

5) Родители принимают меры к тому, чтобыребенок привлек их к выполнению своего плана.

6) Родителямрекомендуется не принимать извинений, а сосредоточиться натом, что должно быть практически сделано.

7) Родители должны стараться, насколько это возможно, избегать наказаний и настойчиво вести дело к личному соучастию в интересах утверждения своего авторитета.

Установка на проведение встреч в семейном кругу рассчитана на создание атмосферы взаимной любви и сердечности. Обучение по этой программе носит в основном дидактический характер с использованием преимущественно письменных материалов, фильмов и групповых дискуссий.

Все три популярные программы, упомянутые выше, в теоретическом плане исходят из предположения, что изменения в позициях и поведении родителей косвенно вызывают изменения в позиции и поведении ребенка. Эти пр01раммы ассоциируются также с теоретической и практической деятельностью определенных авторов, которые на коммерческой основе передают свои работы учреждениям социальных услуг, участвуя в обучении и материальном оснащении.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.