Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа социального педагога в Германии, Великобритании и США. Работа с трудновоспитуемыми, больными, взрослыми-безработными, родителями.






 

Материал об опыте социального воспитания в европейских странах может быть отдельным курсом лекций, где предполагается рассмотрение особенностей социального воспитания в каждой стране. Эти особенности представляют интерес для социального педагога, так как в разных странах создана своя система социальной работы с семьей и детьми, накоплен интересный опыт работы с больными детьми и семьями «риска», работы социального педагога в школе и микрорайоне.

В этой лекции предпринят краткий обзор ряда публикаций, с тем чтобы частично составить представление о рассматриваемой проблеме.

Социальная работа в европейских развитых странах направлена на оказании помощи нуждающимся.

Так, в Швеции в учреждениях здравоохранения оказывают больному помощь в выполнении режима лечения, в подготовке к операции, его душевного состояния, помогают родственникам умерших, решают судьбу детей, которые остались без родителей.

В психиатрических больницах Швеции социальный работник продолжает работать с пациентом и после прохождения курса лечения.

В Великобритании социальный работник работает в роддомах, психиатрических больницах. Социальный педагог входит в состав социальной службы, где помогают преподавателям школы в работе с трудными подростками. Помогают родителям и ученикам налаживать отношения в семье, отношения родителей и учеников с преподавателями, которые мешают в образовании. Выявляют семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, где ребенок отстает в развитии. Социальный педагог занимается с детьми, которые временно исключены из школы или временно ее не посещают по болезни, организовывая занятия с ребенком дома, Оказывают помощь в пользовании социальными привилегиями, в процессе адаптации детей национальных меньшинств, поддерживают детей, которые получают образование вне школы.

В Германии социальный педагог включается в штат школы, работает с трудными подростками, занимается организацией их свободного времени, консультирует родителей. В судах и тюрьмах он работает с малолетними преступниками и до возбуждения уголовного дела, и после решения суда. Занимается предупреждением детской преступности, привлекает детей и подростков к работе с престарелыми одинокими людьми в доме инвалидов, с больными в больницах.

В тюрьме социальный педагог составляет план обучения и работы осужденного на весь срок, помогает организовывать отдых, регулировать финансы, а после выхода из тюрьмы — устроиться на работу.

На ряде предприятий Германии социальный педагог занимается проблемами непрерывного обучения и повышения квалификации взрослых рабочих.

В Северной Ирландии существует специальная служба, так называемая коллегия пробации, где офицер с командой в 4—5 человек анализируют перед судом положение несовершеннолетнего, надзирает за ним во время отбывания срока наказания, помогает после выхода на волю с тем, чтобы подросток не встал на прежний преступный путь.

Об опыте работы социального педагога пишет в своей книге «Социальная работа с семьями в Англии» Джил Горелл Барис1. Наряду с широким сектором семейных проблем и различных подходов к их решению, автор выделил особенности работы с детьми в семьях, переживающих внутренний кризис.

Семейный кризис — состояние семьи, когда, она не может справиться с навалившимися трудностями. Чаще, всего при повторном браке ребенок не принимает отчима или мачеху. Автор показывает, что если дети маленькие, то конфликта не бывает, раскрывает, почему родители теряют контакт с детьми. На помощь приходит социальный педагог, который, проанализировав ситуацию всемье, моделирует изменение отношений между ее членами. Он останавливается подробно на особенностях поведения детей, которые раньше не жили в семье, отношения к родителям, взявших их на воспитание. Автор дает советы родителям, как найти правильный подход к ребенку. Это наблюдение за его поведением, разговоры с ним, чтобы помочь ему адаптироваться, чувствовать комфортно в новой обстановке.

Важным является приобретение родителями навыков самоконтроля, умение ставить перед собой и ребенком ближайшие и долговременные задачи, о вреде физических наказаний. Важно изучение обстановки в семье, где воспитывается ребенок.

Анализируя работу социального работника с подростком автор обращает внимание на кризисные в этом возрасте ситуации: попытки самоубийства подростков, которые «переросли» своих родителей — остались одни после их смерти. Кризис в семье, неудавшееся опекунство приводят к уходу ребенка из такой семьи.

О специфике такой работы с детьми, о традициях социальной помощи детям в Америке пишет в книге «Социальная работа и социальные программы в США» С.И.Чорбинский1.

Еще в 1921 г. в США была создана Американская ассоциация социальных работников. Но одной из старейших организаций, точнее, объединений социальных работников является Американская лига помощи детям, созданная в 1920 г. В современных условиях Лига разрабатывает различные программы помощи детям.

Одной из основных является Программа нуждающимся семьям с детьми на иждивении. Программа была создана в 1935 г. и главным было оказание помощи вдовам с детьми. Так, в 90-х гг. помощь по ее каналам получили 11 млн человек, 90% из них были матери-одиночки2.

Выделяется материальная помощь детям и семьям, в которых небольшой доход, несовершеннолетние матери, матерям-одиночкам, с тем чтобы они смогли окончить школу. Отцы, даже если брак не зарегистрирован, обязаны содержать ребенка. В некоторых штатах за уклонение содержать детей полагается уголовная ответственность, вплоть до тюремного заключения.

В ряде штатов функционирует программа «Хелп», по которой матерям до 20 лет предоставляется место в специальных приютах, где детям обеспечен присмотр и уход, а мать может учиться и работать. Приюты содержат частные лица и некоммерческие организации, их финансирует Федерально-штатная программа детской помощи (АФДС).

Социальная помощь оказывается детским учреждениям: детским садам (дневным и круглосуточным), группам продленного дня, приютам для трудных детей и подростков, школам для детей-инвалидов и умственно отсталых, различным исправительным учреждениям.

Федеральное законодательство перед учебно-воспитательными учреждениями ставит задачи: дать полноценное обучение в соответствии с возрастом, способностями и интересами; полноценное питание; медицинское обслуживание; социальное и эмоциональное развитие детей; просвещать родителей в педагогических знаниях; оказывать социальные услуги детям и родителям1.

Существуют дошкольные учреждения, в большинстве коммерческие, в которых для детей из бедных семей выделяются деньги из федерального бюджета. По нормам в детском садике один воспитатель приходится на пять ребят 4—5 лет.

Детям из бедных семей программа школьных завтраков обеспечивает ежедневное питание.

С 1996 г. осуществляется программа «Хендстарт» по воспитанию и развитию детей с замедленным развитием из бедных семей. Программа охватывает в среднем до 450 человек в год2.

Функции реабилитационных центров выполняют приюты на 8—10 ребят, где с ребенка снимают стресс. Для умственно отсталых детей созданы специальные школы, 80—90% детских домов и больниц содержатся за счет частных пожертвований.

В специальных колониях для малолетних преступников и в тюрьмах работают социальные педагоги.

Систематические учебные занятия для родителей (СУЗР) — популярная программа, созданная Д.Динкмейером и Г.Маккеем (1976), предлагала модель учебы на основе взаимного уважения между родителями и детьми.

СУЗР выделяет четыре цели, которых ребенок хочет достичь своим неправильным поведением: привлечь внимание, получить власть, отомстить и подчеркнуть неадекватность ситуации. Причинами неправильного поведения могут быть также возбуждение, стремление стать вровень с окружающими и чувство превосходства Программа СУЗР учила отцов и матерей уяснять для себя мотивы поведения детей и выбирать наиболее подходящие методы исправления ситуации. Так же как и на курсах родительских знаний, предполагалось участливое выслушивание ребенка и демократическое принятие решений. В соответствии с этим родители должны делать выбор из широкого круга возможных решений, когда им приходится иметь дело с проблемами поведения детей. СУЗР рекомендовал опираться на естественные и логические последствия поступков детей, требуя от них изменить свое поведение.

Другой отличительной чертой программы СУЗР являлось использование встреч в кругу семьи в воспитательных целях для профилактики и урегулирования трудностей. Родителям предлагался план подобных встреч с тем, чтобы они способсчиивали общению между членами семьи и разрешению семейных проблем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.