Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа социального педагога с родителями






 

В США в период 40—70-х гг. подготовка к семейной жизни включала три различных

- типа программ: разовые лекции перед больщими группами слушателей с последующими ответами на вопросы; семинары по вопросам, представляющим взаимный интерес. Основное внимание при этом уделялось воспитанию детей, аудитория была по преимуществу женской, хотя бывали занятия и с участием юношей-правонарушителей или будущих отцов. Первыми руководителями программ подготовки к семейной жизни в Ассоциации проблем детства стали добровольцы — выпускники колледжей. Руководили подобными программами главным образом социальные работники, имеющие опыт общения с неблагополучными семьями.

В современных условиях подготовка взрослых к семейной жизни осуществляется в учебных группах, где даются необходимые знания, навыки " и анализируется их поведение, чтобы помочь им адаптироваться к возможным жизненным изменениям. Такая помощь полезна и людям, столкнувшимся с неожиданными ситуациями: временные кризисы, ухудшение здоровья или хронические заболевания.

В состав групп подготовки к семейной жизни обычно входит 6—12 человек, хотя их количество может достигать 100 человек. Группы собираются для занятий один раз в неделю. Продолжительность занятий — 1, 5—2 часа. Как правило, курс состоит из шести—восьми занятий. Наряду с этим распространены разовые группы, группы, рассчитанные на длительный срок обучения и постоянно действующие iруппы. Их возглавляет профессионал,

 

имеющий степень магистра социальной работы, получивший специальную подготовку по составлению учебной программы, процессу проведения групповых занятий и ситуационным методам обучения. В состав групп входят участники, различающиеся по социальному происхождению, религиозной принадлежности и уровню образования. Различны также их жизненные ситуации. Это — родители, недавно расставшиеся» или разделенные супруги, родственники людей, страдающих хроническими заболеваниями, и т.д.

Цель большинства групп подготовки к семейной жизни — углубление знаний, развитие навыков и помощь в адаптации личности к жизненным изменениям. Обучение как главная цель подготовки к семейной жизни, включает также и задачи лечебных групп. Однако в лечебных группах главная цель — определить причины неадекватного поведения и посредством группового обучения способствовать корректировке эмоционального восприятия действительности. Лечебные группы и группы подготовки к семейной жизни имеют рад общих черт, одна из которых — обмен опытом. В группах подготовки к семейной жизни чрезмерный обмен опытом не поощряется и нуждающиеся в нем направляются в психотерапевтические службы. Эмоциональная поддержка имеет важное значение для создания в группах подготовки к семейной жизни атмосферы сплоченности, которая способствует успешному проведению занятий. В лечебных группах подобная поддержка направлена на корректировку эмоционального восприятия.

Группы подготовки к семейной жизни можно разделить на четыре категории.

Группы нормального развития предназначены для всех категорий населения. Они дают знания и умения, помогающие человеку преодолеть предсказуемые жизненные изменения. Это группы для родителей, дошкольников, подростков, людей, намеревающихся вступить в брак, и пенсионеров.

Кризисные группы предназначены для тех, на чью долю выпали суровые жизненные испытания. Люди обычно недостаточно ориентированы в чрезвычайной ситуации: какова продолжительность реакции, как преодолеть кризис и вернуться к привычному образу жизни. В группы этого типа входят недавно расставшиеся и разведенные супруги, вдовы, вдовцы и безработные. Руководители групп помимо обучения оказывают эмоциональную поддержку и поощряют коллективную помощь. Большинство обучаемых успешно преодолевают кризисы и возвращаются к нормальной жизни.

Группы индивидуального развития нацелены на обучение людей, хотя и не переживающих кризис или серьезные жизненные испытания, но тем не менее нуждающихся в корректировке поведения и развитии жизненных навыков, которые способствуют повышению их самооценки и коммуникабельности. Участники групп этого типа хотят улучшить качество своей жизни. На занятиях не исследуются причины, объясняющие тот или иной тип поведения, а посредством специальных методов обучения формируются стремления изменить его. В результате обучаемые обре-гают уверенность в себе, повышается их самооценка, возрастает контроль над стрессовой ситуацией, развиваются навыки общения.

В группах адаптации занимаются лица, которые постоянно под-эергаются воздействию отрицательных факторов, связанных с эолезнью или отклонениями в развитии, не поддающимися улучшению, или же они живут с людьми, которые находятся в подоб-ком состоянии. Особенность таких групп в том, что состояние эбучаемых требует длительного периода адаптации. Эффективность занятий в значительной степени зависит от руководителя и от соллективной поддержки участников группы. Обучение преду-; матривает получение специальной медицинской информации, направлено на индивидуальное развитие и повышение качества кизни. Это группы для родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии, для родственников лиц, страдающих хроническими заболеваниями.

Современная практика подготовки к семейной жизни значи-гельно изменилась с начала 70-х гг. Можно выделить ряд харак-герных тенденций. Программы занятий претерпели значительные «менения. Увеличилось преподавание дисциплин в самой разно-)бразной обстановке. Практика охватывает не только вопросы вос-титания детей, но и проблемы всех членов семьи в целом. Если анее в группы для родителей включались преимущественно ма-ери, то современная практика принимает во внимание обоих юдителей, причем значительно возросло участие отцов. Ведь от-}етственность за воспитание детей несут оба родителя, и они оба логут извлечь пользу из учебных программ. Мужчин, посещаю-цих группы подготовки к семейной жизни, интересуют проблемы отцовства, контроль над стрессами, повышение самооценки и -.д. Растет число групп и для детей, в том числе групп по разви-ию навыков общения и уверенности в себе, групп для подрост-сов и подготовки к браку.

Первоначально группы были ориентированы на различные ста-1ии жизненного развития и не выходили за рамки ответов на юпросы, касающиеся определенной тематики. Их участники дей-твительно получали определенные знания. Наметившаяся тенденция — расширить подготовку к семейной жизни от простого обучения к развитию навыков и анализа поведения -— повлекла за собой изменение методологии. Огромное воздействие оказали на этот процесс теория обучения взрослых М.Ноулза (1973, 1975) и ее практические приложения. Наряду с этим публиковались учебные программы, учитывающие различные типы переходных периодов в жизни человека. Серии публикаций по программам подготовки к семейной, жизни оказали огромное воздействие на изменяющуюся практику, давая возможность руководителям групп ставить перед собой более широкие задачи. В большинстве групп проводятся лекции, практические занятия и работа с учебными материалами.

Если ранее занятия по работе с семьей проводились в библиотеках и общественных центрах, то теперь группы действуют также на промышленных предприятиях и в строительных организациях, школах и в государственных учреждениях. На промышленных предприятиях и в строительных организациях популярны такие темы, как контроль над стрессам, тренировка уверенности в себе, сбалансированность работы и семейной жизни, проблемы работающих супругов. Службы подготовки к семейной жизни стали главным компонентом популярных программ по оказанию помощи рабочим и служащим. Были разработаны и опубликованы учебные программы для этой аудитории. Приоритетными считаются группы повышения самооценки, тренировки и уверенности в себе и укрепления дружеских отношений, подготовки к браку для старшеклассников. Интерес местных властей привлекают программы для рабочих и служащих всех возрастов, в частности для готовящихся к выходу на пенсию. В государственных школах занятия часто проводятся в рабочее или учебное время, на промышленных предприятиях и в строительных организациях — в обеденный перерыв. Занятия имеют цели — образовательную и психотерапевтическую. Обучение предусматривает краткие и полные курсы по развитию навыков общения, тренировке уверенности в себе и самооценке. В дальнейшем ожидается усиление этой тенденции и превращение ее в общепринятую модель социальной работы.

В последнее время в практике подготовки к семейной жизни концентрируется внимание на работе с группами населения, стоящими в стороне от общества и ранее пренебрегавшими социальными службами. Разработаны программы для проституток по вопросам воспитания детей; для заключенных — по проблемам воспитания, общения и самооценки; для матерей, оставивших своих детей, по подготовке к возвращению им родительских прав. Существуют также службы для иммигрантов, знакомящие со стра ной, помогающие приобщиться к ее культуре. Особенно для иммигрантов из Юго-Восточной Азии и России.

Практика подготовки к семейной жизни мало исследована и нуждается в дальнейшем изучении. Эффективность работы групп подготовки к семейной жизни, главной целью которых является профилактика, с трудом поддается анализу, так как оценка результатов профилактики требует времени. Кроме того, существует тенденция относить положительные результаты к влиянию других факторов. Результаты научных исследований деятельности групп второго и третьего типов более доступны для анализа и для использования в опыте работы.

Благодаря развитию учебной программы подготовки к семейной жизни занятия проводят и другие специалисты — психологи, медсестры, врачи, учителя. Эта программа стала составной частью ряда социальных и медицинских профессий. С момента своего возникновения службы подготовки к семейной жизни получили широкое признание. В настоящее время они переживают период популярности и интенсивного развития.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.