Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность в коллективе






 

Дети, школьники, учащиеся являются обязательно членами какого-нибудь коллектива. Иногда в коллективе бывает, что ребенок одновременно находится не в одном детском коллективе. Эту проблему следует рассматривать отдельно.

Ребенок член группы, класса, школы, кружка, секции. Это положительно, так как он в коллективе включается в общественную жизнь. Личность развивается под влиянием общего коллектива или ячейки, которая создается внутри коллектива

Отношения личности школьника, в коллективе (личность и коллектив) занимают и педагогов и психологов. Соответствия или несоответствия личности и коллектива, характер этих отношений, их зависимость от коллектива или от личности, подчинится ли личность коллективу или не подчинится, будет независима или будет протестовать, или подчинится только внешне — решение этих вопросов очень важно для формирования общественной сути личности и развития индивидуальности

В коллективных отношениях отражается то, в какой коллектив попала личность, и степень ее влияния на окружающих. В одном коллективе школьник — вожак, в другом — исполнитель, в одном — он пример для других, в другом — он подражатель.

Цель советской педагогики воспитание всесторонне развитой личности, нового человека (в первую очередь коллективиста), строителя нового социалистического общества, строителя коммунизма — была новой в педагогике Но практика показала, что нового человека не получилось, точно так же, как 200 лет тому назад Екатериной II и И.И.Бецким была сделана попытка в закрытых учебно-воспитательных заведениях создать новую породу людей. Хорошая идея была доведена до абсурда. От воспитания отодвигалась семья, материнская школа, которая является первостепенной в воспитании ребенка. Учитель не мог охватить огромные классные коллективы. Отбрасывался факт, что коллектив подавляет личность, оставался в стороне фактор самовоспитания и самоорганизации личности1.

Однако не следует отказываться от того, что накоплено в практике отечественной школы коллективистского воспитания в советский период. Следует обратиться к практике и теории коллектива А.С.Макаренко. Сегодня наследию этого замечательного педагога даются диаметрально противоречивые оценки Ряд ученых считают, что педагогика Макаренко себя изжила, так как она подавляла личность и, создав догму о всесилии детского коллектива, направляла практиков-воспитателей от индивидуальной работы с личностью (Ю.А.Азаров)

Для социального педагога представляет интерес практика А.С.Макаренко с той категорией ребят, с которыми сегодня работает социальный педагог. Его организация детского коллектива, опыт создания детского самоуправления, важность воспитательной роли участия детей в производительном труде

Представляют интерес обозначенные Макаренко этапы развития детского коллектива2. На начальной (главную роль в создании коллектива играет воспитатель) идет процесс создания социальной и психологической общности воспитанников На второй стадии появляется актив, который выражает мнение коллектива, появляется единство, и задача педагога воспользоваться этим единством. Здесь часто возникают противоречия между коллективом и личностью На третьей стадии коллектив достигает высокой требовательности друг к другу, к членам коллектива, где преобладают нравственные отношения, и на фоне общих требований коллектива ребенок приучается предъявлять требования к самому себе, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания1.

Макаренко писал о важности в формировании коллектива традиций, которые помогают создать в коллективе новые нормы поведения

Его теория перспективных целей, средних и близких целей опиралась на вовлечение личности в общественную деятельность.

Социальный педагог, занимаясь воспитанием личности, должен обращаться к этой проблеме коллектива, так как он дает возможность оказывать одновременно влияние на всех детей вместе и на каждого в отдельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.