Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностные качества медицинского работника. Внешняя и внутренняя культура медицинского работника.






Авторитет – имеет значение при налаживании общения с больным. В это понятие входят: глубокие познания в своей области, умение быстро, спокойно и правильно понять больного, избирать наиболее оптимальную тактику общения. Авторитету способствуют: личное обаяние, доброжелательность, искренность.

Скромность – подразумевает не останавливаться на достигнутом, не «почивать на лаврах»; медицина не стоит на месте и нет пределов изучения её медиком, каких бы признаний он не достиг – он должен знать, что не всемогущ.

Правдивость – необходимость в определённых случаях сообщать правду, как бы горька она не была. Умение найти верный подход и слова, в каждом случае свои, исходя из личностных свойств пациента и его родственников. Не утаивая истину, прибегнуть к таким объяснениям, которые максимально бы щадили психику больного. Медик не всегда должен говорить то, что для него совершенно ясно в судьбе пациента, но он не может сообщать и то, что не соответствует его убеждениям как специалиста и как гражданина.

Самоотверженность – не как показной героизм, а как будничная работа, направленная, прежде всего, на благо больного, а не на своё личное. Умение пойти на оправданный риск во имя помощи другим.

Слово – владение речью, использование слова как саногенного средства, дополняющего лечебные мероприятия, но не вредящее. Слово лечит, но слово и калечит.

Гуманизм – профессия медика относится к самым гуманитарным профессиям (человечным) профессиям, где все действия соотносятся с пользой для человека, нуждающегося в помощи. Этим понятием пронизана не только профессиональная деятельность медицинского работника, но и его личная жизнь.

Внешняя культура медицинского работника включает не только опрятный вид, чему способствует «форменная» одежда, как атрибут профессиональной принадлежности, но и сдержанная манера поведения, доброжелательность в отношениях. Внутреннюю культуру составляют: активная гражданская позиция, широкая образованность (поскольку приходится общаться с людьми разных профессий и взглядов), высоконравственная внутренняя основа побуждений в профессиональной деятельности и быту.

8. Составляющие благоприятного психологического климата лечебно – профилактического учреждения.

Социально – психологический климат (СПК) – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями совместной деятельности. Это состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального – установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы (элементы СПК). Факторы формирования психологического климата:

- характер производственных отношений того общества, частью которого является данная группа;

- содержание, организация и условия трудовой деятельности;

- характер руководства;

- степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы;

- социально – демографические и психологические особенности группы;

- численность группы.

СПК формируется за счёт множества разнообразных воздействий, разделённых на факторы микро- и макросреды. Под макросредой подразумевается большое социальное пространство, в пределах которого находится и осуществляет свою жизнедеятельность группа. Это особенности общественно – экономического устройства страны, степень демократизации общества, особенности государственного регулирования экономики, уровень безработицы, вероятность банкротства, уровень развития материального и духовного производства и культуры общества в целом – всё то, что может грозить группе в определённых условиях на данной территории, в данное время из вне. Макросреда характеризуется определённым общественным сознанием, отражающим данное общественное бытие во всей его противоречивости. Микросреда группы – это «поле» повседневной деятельности людей, те конкретные материальные и духовные условия, в которых они работают. Выделяют ряд воздействий микросреды: характер выполняемых людьми операций, состояние оборудования и помещений, сменность, ритмичность труда, степень взаимозаменяемости работников, уровень оперативно – хозяйственной самостоятельности, санитарно – гигиенические условия. Фактор материально – вещной среды. Первейшее направление совершенствования СПК состоит в оптимизации комплекса указанных выше факторов микросреды. На СПК сказывается влияние неофициальных контактов «группировок» внутри коллектива; взаимовлияние неофициальных лидеров, их установки. Стиль руководства и сложившиеся межличностные взаимоотношения внутри коллектива – также являются важными факторами микросреды группы.

9. Профессиональная адаптация. Профессиональная деформация медицинского работника: причины, типы.

Профессиональная адаптация включает в себя этапы становления профессионала (по Климову) начиная со стадии подготовки к выбору профессии (выпускные классы), обучения в профессиональном образовательном учреждении, прохождения производственных практик, выпуска и этапа привыкания к условиям работы (адаптант). Переход на этап работающего стабильно (интернал) знаменует собой успешное завершение профессиональной адаптации, при условии безболезненного минования кризиса, который характеризуется противоречием между требованиями новой социальной ситуации (коллектив ЛПУ) и уровнем профессиональной подготовки (квалификации) работника. Кризисы (возрастные, личностные, профессиональные, жизненные и невротические), тяжёлые условия работы (несоблюдения безопасности больничной среды), психологическая неподготовленность к требованиям профессии, синдром «профессионального выгорания» могут привести к профессиональной деформации (деструкции). Деформация – это профессионально нежелательные качества медицинского работника, которые начинают мешать эффективности деятельности. Для мед. сестры характерны следующие проявления профессиональной деформации: чёрствость, цинизма, грубость, равнодушие, «чёрный юмор» (отмечают пациенты). Сам медицинский работник и его близкие могут отмечать: раздражительность, сокращение время приёма пациентов, некачественное выполнение должностных обязанностей, использование в речи штампов, употребление слов, связанных с понятием усталости и демонстрация её своим поведением, замедленное мышление, снижение памяти, потеря интереса к работе. Пути избегания деформации: повышение социально – психологической компетентности, своевременная диагностика начинающейся деформации, личностный и профессиональный рост, планирование профессиональной деятельности.

10. Психологические типы медицинских сестёр по И. Харди: сестра – рутинёр, сестра артистического типа, нервная сестра. Дайте характеристику типов и их взаимоотношений с пациентами.

В зависимости от характера и отношения к работе И. Харди выделяет следующие типы медицинской сестры:

1. Сестра – рутинёр (практический тип) – отличается точностью и строгостью, строго придерживается своих должностных обязанностей, но к пациентам (и коллегам) относится без душевной теплоты; придерживается чисто делового тона в отношениях, порой игнорируя личностные особенности партнёра по общению. Пациенты жалуются на чёрствость, даже высокомерие такой мед. сестры.

2. Артистический тип – отличается вычурным, демонстративным (даже аффективным) поведением; без чувства меры стремится произвести впечатление на пациентов и коллег как своим профессионализмом, так и «незаурядными» личностными особенностями. Выставляет свою «нужность», незаменимость, самоотверженность. Пациенты к такому типу относятся настороженно, несерьёзно.

3. Нервный тип – такой медсестре характерно астеничное поведение; она постоянно утомлена, без причины раздражительна. Демонстрирует обиженность на коллег и пациентов за то, что те заставляют её перетруждаться, «ездят на ней», не видят, что она «на пределе». В манере общения – резкие смены настроения, эмоциональные перепады, которые усложняют восприятие, делают взаимоотношения неровными. Больные стараются избегать такого мед. работника.

11. Психологические типы медицинских сестёр по И. Харди: сестра мужского типа, сестра материнского типа, сестра – специалист. Дайте характеристику типов и их взаимоотношений с пациентами.

В зависимости от характера и отношения к работе И. Харди выделяет следующие типы медицинской сестры:

1. Мужской тип – крупного телосложения; решительная, энергичная, самоуверенная, последовательная. Характерен авторитарный стиль общения. При благоприятных обстоятельствах – хороший руководитель, наставник начинающих медиков. При неблагоприятных – проявляются тиранические наклонности, педантизм, придирчивость.

2. Материнский тип («милая сестричка») – проявляет понимание, излучает доброжелательность, для каждого находит доброе слово, охотно помогает коллегам, к пациентам относится с сочувствием и даже сопереживанием. Главное для неё – работа, атмосфера ЛПУ, но иногда в ущерб семье, дому.

3. Специалист – обычно это узкие специалисты, обслуживающие диагностическую и лечебную аппаратуру, часто демонстрируют превосходство перед коллегами, в общении подчёркивают свою «избранность», что способствует установлению напряжённости в отношениях. Сестра – специалист часто пренебрегает обязанностью повышать свой общемедицинский уровень, т. к. свою специальность считает чуть ли не самой главной в системе здравоохранения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.