Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ипохондрическое отношение пациента к болезни и нозофобия. Психологические особенности сестринского подхода и общения с такими пациентами.






Ипохондрическое отношение к болезни проявляется в догадках (даже убеждении) пациента в том, что он болен, страдает тяжёлым заболеванием (которое может не иметь места) или в переоценки тяжести имеющихся симптомов. О своих опасениях они говорят не всегда, так как не хотят показаться смешными или бояться услышать подтверждение своим самым страшным догадкам. Нозофобное отношение характеризуется несоразмерным страхом перед болезнью. Такой больной может понимать, что его опасения преувеличены (не имеют места), но ничего с собой поделать не может, мысли о недуге вытесняют все стальные, становятся навязчивыми, в крайних случаях перерастают в фобии (канцерофобия, лиссофобия, кардиофобия). Он неоднократно обследуется, обращается к разным специалистам, даже не имеющим медицинского образования; вся жизнь становится подчиненной этой навязчивой идеи.

23. Синдром «профессионального выгорания» и нервное истощение.

Это психологическое состояние людей, находящихся в интенсивном профессиональном общении с пациентами в эмоционально – насыщенной атмосфере. Его приобретают профессионалы, изначально обладающие большим творческим потенциалом, преданные своему делу мастера. Проявляется синдром как умственное, духовное и физическое истощение, характеризующееся утратой идеалов, целей, усиливающейся потерей энергии. «Профессиональное выгорание» не наступает внезапно, ему предшествует длительное, сильнодействующее стрессовое напряжение, возникающего в межличностных отношениях, с постепенным накоплением нервного истощения. Отмечено, что «выгорание» проявляется как очень специфический вид эмоционального истощения и характеризуется: утратой позитивных чувств, сочувствия и уважения к пациентам. Далее синдром переходит в циничное и антигуманное восприятие пациента, что негативно сказывается на качестве всей работы и приводит к профессиональной деформации. Стадии формирования синдрома сопоставимы со стадиями стресса. Наиболее опасные стрессоры (факторы, вызывающие стресс) – дефицит времени (при большой рабочей нагрузке); работа в атмосфере, перегруженной сенсорными (чувствительными) стимулами; необходимость принимать ответственные решения; проблемы во взаимоотношениях с коллегами (руководством) – всё, что характеризует специфику деятельности мед. персонала.

Нервное истощение как специфический вид профессиональной усталости, прежде всего, характерен для профессий типа «Человек – Человек». Динамика симптомов нервного истощения: исчезновение мотивации и энтузиазма в работе; неудовлетворённость достижениями; ощущение собственной несостоятельности; потеря самостоятельности в принимаемых решениях. Нервное истощение характеризуется через симптомы, которые имеют место при астении: нарушение сна (бессонница, прерывистый сон), хроническое переутомление, общая слабость (при незначительных нагрузках), пониженное настроение (вплоть до депрессии) и чувство беспомощности, снижается уровень привычных контактов с людьми (даже с близкими) и, как следствие, негативное отношение к работе, близким, к себе.

24. Основные психологические характеристики современного пациента. «Идеальный пациент».

Портрет современного пациента слагается из его психологических особенностей: возросшая за последние годы образованность пациента, сопровождающаяся широким доступом к медицинской литературе; переоценка своего понимания проблем медицины; знания о важности профилактики «на словах» при полном её игнорировании на деле; склонность к самолечению; заострённый интерес к парамедицине.

В отличие от медика пациент, как одна из сторон лечебно – диагностического взаимодействия, руководствуется в своей оценке личности и профессионализма врача личным опытом общения, личными пристрастиями и имеет больший диапазон выбора, т. е. имеет возможность выбора ЛПУ, выбора к кому обратиться. Другой же участник взаимодействия – медик ограничен в своём выборе пациента и должен быть подготовлен к общению с любым человеком. Но медик также имеет своё представление о том, как должен выглядеть больной, с кем ему придётся работать, т. е. «идеальный пациент». «Идеальный пациент» имеет следующие характеристики: малая осведомлённость в медицинских вопросах; вера и отсутствие сомнений в силах и умении персонала ЛПУ; готовность беспрекословно выполнять все назначения; умение кратко и чётко излагать проблему и жалобы; отсутствие ипохондрии.

25. Ятрогении: понятие, типичные причины возникновения. Эгогения, эгротогения: профилактика подобных явлений.

Ятрогения (вид профессиональной психогении) есть неблагоприятные изменения психики больного, развивающиеся в результате ошибочного использования медиком психологических, словесных форм общения с больным. Более узким понятием ятрогении является ятропатия – отрицательные последствия для больного неправильных действий, назначений, необоснованного использования инструментально – лабораторных исследований в ущерб здоровью. Причина – психологическая неграмотность, душевная чёрствость, негативные личностные особенности медика как профессионала; нежелание применять деонтологические, этические принципы в своей профессиональной деятельности. И. Харди предлагал использовать термин соррогения (от лат. Sorror – «сестра»), мотивируя частотой влияния среднего медицинского персонала на самочувствие больных. Следует отличать от эгогении – негативного самовлияния и эгротогении – пагубного влияния на психику других пациентов, ближайшего окружения. Ятропатии бывают: инфекционные, травматические, организационные и интоксикационные.

26. Эмпатия, эмоциональная идентификация, сочувствие: понятие, целесообразность использования в процессе общения с пациентами.

К числу повышенно значимых для эффективного проведения лечебно – диагностического процесса относится такое свойство личности как эмпатия – способность человека точно распознать эмоциональное состояние другого человека, идентифицировать себя ему. Эмпатия - внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей. Проявляется эмпатия в сопереживании (эмоциональная идентификация), когда эмпатирующий испытывает те же чувства, что и его партнёр по общению и в сочувствии, которая характеризуется внешней демонстрацией соответствующих ситуации эмоций, демонстрация понимания состояния партнёра. Различают: 1) практическую эмпатию, как обязательное условие для профессионального исполнения некоторых видов деятельности (особенно профессий типа «Человек – Человек»); 2) эстетическую эмпатию – вчувствование в художественный объект, сопереживание вымышленному персонажу. Эмпатия начинает развиваться к концу первого года жизни человека и её форма и качество зависят от особенностей воспитания, социализации человека. Эмпатия выступает одним из механизмов регуляции межличностного взаимодействия человека с другими людьми наряду с рефлексией. Последняя помогает личности взглянуть на себя из вне, «чужими глазами».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.