Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффективность родителей




То, как родители оценивают себя, их ощущение собственной адекватности как личности и как родителя су­щественным образом влияет на их взаимодействие с детьми и, тем самым, на развитие детей. Быть родите­лем— занятие трудное, напряженное, часто фрустрирующее даже для наиболее умелых и преданных людей. Когда в детско-родительских отношениях возникают трудности и дела идут плохо, родители часто склонны винить себя и сомневаться в собственных способностях к выполнению родительской функции. Исследования показали, что ощущение собственной эффективности у родителей может оказывать сильное влияние на различ­ные аспекты детского развития. Шефер (Schaefer, 1981) обнаружил, что родители, получившие высокий балл при исследовании локуса контроля (внутренний локус контроля), имеют детей, у которых хорошо развита по­знавательная и речевая деятельность. Свик и Грэйвз-(Swick, Graves, 1986) пришли к заключению, что когда родители имеют высокий внутренний локус контроля и хорошо развитую межличностную поддержку, они, по-видимому, оказывают положительное влияние на разви­тие детей.

Свик (Swick, 1987) в своих исследованиях приходит к выводу, что глубина и способ участия родителей в жизни семьи положительно связаны с формированием Я-образа у ребенка, с его оптимизмом и позитивными социальными отношениями. Спивак и Чанчи (Spivack, Cianci, 1987) обнаружили, что участие родителей при­водит к развитию у детей самоконтроля и способности управлять собственным поведением. Ронер (Rohner, 1986) сообщает, что у тех родителей, которые относятся к своим детям тепло, принимают их и уделяют много внимания их воспитанию, дети обладают хорошо разви­тыми социальными навыками. У детей, испытывающих затруднения в социальном взаимодействии, родители жесткие, авторитарные и холодные. Глэдстоун, Свик и Хэйс (Swick, Gladstone, Hayes, 1988) отмечают, что спе­циально разработанные планы родительского вмеша­тельства приводят к увеличению чувства контроля у ро­дителей и улучшению поведения ребенка.

Несомненно, динамика отношений между родителя­ми и ребенком влияет на детское развитие и главным фактором в этих отношениях является установка роди­телей по отношению к самим себе, их самовыражение и самовосприятие в связи с родительским локусом контро­ля. То, как родители воспринимают самих себя, оказы­вает влияние на их локус контроля, что, в свою очередь, обусловливает направление и степень вовлеченности ро­дителей в жизнь своих детей, их стремление руководить ребенком. Обычно, когда у ребенка возникают те или иные трудности развития или у родителей появляются затяжные трудности в отношениях с детьми, родители чувствуют, что они теряют контакт, контроль над ситуа­цией, им кажется, что они ничего не могут сделать, и у них возникает ощущение собственной неадекватности. Поэтому, когда родители обращаются с просьбой о по­мощи или об обучении, чуткий терапевт постарается все­лить в них веру в то, что они способны расти, научиться понимать и принимать своего ребенка и оказывать поло­жительное влияние на его развитие. Родители нужда­ются в помощи: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных дет­ско-родительских отношений. Предположение о том, что большинству родителей известны и сами эти навыки, и способы их использования, ошибочно, поскольку в нашем обществе прилагается довольно мало усилий для того, чтобы обучить родителей эффективному взаимодействию со своими детьми.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.