Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Размер группы






Терапия детско-родительских отношений представля­ет собой сочетание дидактических элементов с исследованием чувств и эмоциональных реакций в группе по мере того, как родители делятся возникающими у них чувствами по отношению к себе и своим детям. Таким образом, специалисту, намеревающемуся использовать игровую терапию в группе, необходимо иметь навыки и опыт работы с группами, а также профессионально владеть методами игровой терапии. У терапевтов часто наблюдается тенденция погружаться в исследование чувств, отказываясь от дидактического материала. Здесь очень важно сохранять тонкое равновесие. В повестке дня групповой терапии не принадлежит исключительная роль. Родителям необходимо также овладевать новыми навыками общения с детьми.

Учебная группа для родителей обычно состоит из шести-восьми родителей или супружеских пар. Десять родителей в группе — это слишком много для того, чтобы вести наблюдение за их работой, а также для эф­фективного взаимодействия внутри группы. Возможно, наилучшим вариантом является такой, при котором в группу входят только отдельные родители или только супружеские пары. Однако мой опыт свидетельствует о том, что за помощью чаще обращаются не супружеские пары, а матери, и если в предварительном списке вдруг оказалась супружеская пара, то вряд ли разумно ожи­дать, когда наберутся еще две-три пары — это привело бы к слишком долгим ненужным проволочкам. Иногда могут пройти месяцы, прежде чем в листе предваритель­ной записи появится еще одна пара. Следует сделать только одно предостережение: когда в учебную группу включается пара, в процессе обмена чувствами могут возникнуть стойкие проблемы отношения, и руководителю, возможно, придется приложить дополнительные уси­лия к тому, чтобы удерживать обсуждение на том уров­не, который соответствовал бы учебным целям.

Терапию детско-родительских отношений можно ис­пользовать также в работе с отдельными родителями или отдельными супружескими парами. Такой способ работы часто может стать необходимым для специали­стов, занимающихся частной практикой, в том случае, когда нет возможности собрать группу. Я предпочитаю работать с группой, поскольку в этом случае имеет ме­сто групповая динамика, и родители получают возмож­ность учиться на опыте других. Однако одним из самых впечатляющих событий в моей практике была интенсив­ная однодневная работа с супругами, которые жили за сотни миль и не могли приезжать на занятия еженедельно. Супруги привезли с собой ребенка, и это позволило мне продемонстрировать основные моменты теории в работе с их ребенком, а затем проанализировать работу каждого родителя с ребенком в игровой комнате. После сеанса каждый из родителей получал обратную связь, и обучение продолжалось в течение всего дня.

Родительская терапия обеспечивает позитивную структуру межличностной групповой поддержки, улуч­шающей самовосприятие родителей: они начинают осоз­навать собственную значимость и верить в свои возмож­ности. Возникающее чувство группы и групповой спло­ченности— важные характеристики процесса родитель­ской терапии. Поэтому после второй сессии группа за­крывается, и новые участники к ней не присоединяются. Родители встречаются на два часа каждую неделю в течение десяти недель; для такого вида обучения этот срок является минимальным, и, разумеется, для тех ро­дителей, дети которых имеют сложные эмоциональные проблемы, срок обучения, практики и поддержки должен быть увеличен. В ситуации частной практики из-за фи­нансовых трудностей зачастую нелегко добиться, чтобы все члены группы посещали занятия в течение более продолжительного периода. В некоторых агентствах, где оплата за консультации снижена или вообще отсутству­ет, в университетах, в начальных школах добиться того, чтобы родители посетили пятнадцать-двадцать сессий, довольно просто. Родители в группах Луизы Гуэрни (L. Guerney, 1976) занимались от шести месяцев до года.

Структура и содержание тренинга

Основной формой занятий является живая дискуссия в группе, состоящей из шести-восьми родителей и терапевта, расположившихся по кругу. Продолжительных лекций следует избегать, и внимание, как правило, сосредоточено на родителях. В процессе беседы вводится постепенно необходимая учебная информация в связи со спонтанными высказываниями родителей или инфор­мацией об их детях. Такое переплетение учебной инфор­мации с проблемами, волнующими родителей, приводит к тому, что знания воспринимаются и усваиваются ро­дителями более осмысленно. В группе родители часто находят решение проблем и новые способы общения с детьми. После каждого занятия родители получают домашние задания, которые позволяют им сохранять ощущение сопричастности к группе в период между встречами. Во время занятий родителям рекомендуется вести записи. Ниже приводится примерная схема каждого десяти еженедельных двухчасовых занятий.

Занятие 1. Родители представляются, рассказывают о своей семье и описывают ребенка, с которым они будут проводить занятия. Для большей эффективности родители проводят игровую терапию только с одним ребенком. В это время для других детей в семье организуется какое-то специальное занятие (например, им можно поручить печь печенье в кухне и т. п.). Как правило, поначалу родители хотят проводить терапию cо всеми своими детьми, и когда им это разрешают, они очень скоро обнаруживают, что у них оказывается слишком напряженный распорядок дня, и они не в состоянии эффективно проводить занятия с детьми. Все занятия проводятся одним и тем же родителем. Чередование занятий между родителями мешает установлению дове­рия и последовательной проработке той или иной темы.

Определяются цели и задачи обучения. Основной целью является развитие сензитивности по отношению к детям и эмпатического реагирования. На этом этапе терапевт использует ролевую игру. Домашнее задание состоит в том, чтобы распознать у ребенка эмоции страха, счастья, печали, удивления и отреагировать на них. Способы реа­гирования следует записать, чтобы впоследствии обсу­дить их в группе.

Занятие 2. Обсуждаются домашние задания, разра­батываются способы эмпатического реагирования, тера­певт с помощью добровольца демонстрирует способы эмпатнческих реакций, а затем родители смотрят ви­деозапись работы терапевта с ребенком на приеме. Ро­дителей приводят в игровую комнату, где они разбива­ются на пары и работают, изображая по очереди ребен­ка и родителя. Родители получают список игрушек (пла­стилин, карандаши, бумага, тупые ножницы, бутылочка с соской, резиновый нож, ружье с дротиками, кукольная семья, солдатики, машинка, маска Одинокого Рыцаря, докторский чемоданчик, перевязочный материал, игру­шечные деньги, веревка, прозрачная лента, Бобо, коль­ца типа «серсо», небольшая картонная коробка с проре­занными в боковых стенках окном и дверью, совмещаю­щая функции емкости для игрушек и кукольного домика). Терапевт показывает каждую игрушку. Не обяза­тельно, чтобы все игрушки были новыми. Для того что­бы подчеркнуть важность игровых занятий, этими иг­рушками разрешают играть только в специально отве­денное для этого время. Это правило помогает детям научиться тормозить потребность в удовольствии и дает родителям возможность поупражняться в твердости и последовательности. Домашнее задание состоит в том, чтобы составить необходимый набор игрушек, выделить время и подыскать уединенное место в доме, подходя­щее для занятий игровой терапией. Комната ребенка для этого едва ли подходит, поскольку там много других игрушек. Занятие нельзя прерывать для того, чтобы от­крыть дверь или ответить на телефонный звонок. Таким образом мы подчеркиваем значение этих занятий и даем ребенку понять, что он —совершенно особенный.

Занятие 3. Родители рассказывают о том, что они предприняли для организации занятий. Проводится обу­чение приемам игровой терапии, используется ролевая игра в игровой комнате, демонстрируется вторая видео­запись работы терапевта с ребенком. Иногда, когда есть кто-то, кто может присмотреть за детьми, терапевт мо­жет показать реальную работу с ребенком одного из присутствующих родителей. Домашнее задание состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать табличку: «Игро­вое занятие — просьба не беспокоить», которую надо будет вешать на дверь, и провести первое игровое за­нятие с ребенком. Во время занятий родители должны придерживаться следующих правил:

НЕ СЛЕДУЕТ:

1. Критиковать ребенка.

2. Хвалить ребенка.

3. Задавать наводящие вопросы.

4. Разрешать прерывать занятие.

5. Нагружать ребенка информацией и учить его.

6. Читать нотации.

7. Предлагать какую-либо другую деятельность. (Эти первые семь принципов заимствованы у Гуэрни (Guer-пеу, 1972).

8. Быть равнодушным или пассивным.

СЛЕДУЕТ:

1. Оформить интерьер.

2. Позволить ребенку вести вас за собой.

3. Отслеживать поведение..

4. Отражать чувства ребенка.

5. Устанавливать ограничения.

6. Поощрять энергию и усилия ребенка.:

7. Принимать участие в игре, предоставляя инициа­тиву ребенку.

8. Проявлять речевую активность.

Убирать комнату после занятий — задача родителей. Дети могут помочь им, если захотят, однако играть после окончания занятий они не должны. Не разрешается использовать для контроля времени разного рода хро­нометры, поскольку при этом мы снимаем с себя ответ­ственность. Родители отвечают за то, чтобы занятие кончилось вовремя, даже если ребенку захочется поиг­рать еще. Тем самым ребенок приучается к тому, что родитель может быть твердым и последовательным. Ро­дителям напоминают, что то, что произошло во время занятия, следует сразу же по его окончании записать. Родителей просят рассказать детям, что они ходят на специальные занятия, чтобы научиться играть с ними. Кто-то из родителей соглашается записать свое занятие с ребенком на видеопленку (это можно сделать дома или приехать для этого в наш Центр). Если есть кто-то, кто может присмотреть за ребенком, и в распоряжении группы имеется зеркало Гезелла, то лучше сделать жи­вую демонстрацию занятия. Если это недоступно, демон­страции можно проводить в уголке комнаты, предоставив остальным членам группы наблюдать за занятием из-за книжного шкафа или из-за стола — важно, чтобы на­блюдателей отделял от ребенка какой-то барьер.

Занятие 4. Каждый родитель отчитывается о первом занятии и рассказывает о тех трудностях, с которыми он столкнулся. Терапевт предлагает способы их реше­ния. Особое внимание уделяется тем чувствам, которые испытывает родитель. Просматривается видеозапись за­нятия одного из родителей; при этом остальные родители в группе дают обратную связь. Преимущество видеоза­писи состоит в том, что родители получают возможность увидеть себя со стороны — это производит на них силь­ное впечатление. Такой просмотр обычно вызывает беспокойство, однако остальные члены группы настроены очень сочувственно, и беспокойство быстро исчезает. Одна из задач терапевта в процессе просмотра состоит в том, чтобы выделить реакции и типы поведения, за­служивающие поддержки. Поправки сводятся к мини­муму. Просмотр сопровождается рассказом родителей о занятии. Поскольку это была первая возможность ис­пользовать на практике новые умения, приобретенные в процессе обучения, каждому родителю хочется столько рассказать о своих переживаниях, что времени для обу­чения новым приемам остается очень мало. Выбирается другой доброволец из числа родителей, который готов к следующему разу предоставить видеозапись своего за­нятия или привести ребенка для демонстрации в группе.

Занятия 5—9. Эти занятия проходят по той же об­щей схеме. Короткий отчет родителей об игровых заня­тиях перемежается предложениями и указаниями тера­певта; наряду с этим происходит обмен мнениями в группе по общим проблемам, в процессе которого осо­бое внимание уделяется чувствам родителей. Просмат­ривается видеозапись или ведется наблюдение (с после­дующим обсуждением) за реальным занятием одного из родителей. В зависимости от размеров группы, иног­да можно проанализировать занятия двух родителей. Разбираются домашние задания, в которых регистриру­ются типичные ситуации, встречающиеся на игровых за­нятиях. На каждом занятии проводится тренинг и роле­вая игра, имитирующие игровое занятие. Для того чтобы помочь родителям почувствовать себя сильными, специ­альное внимание обращается на появление у них новых навыков, помогающих справляться с ситуацией. Как правило, происходит генерализация навыков на пове­дение вне игрового занятия; этому помогает, например то, что родители получают задание продумать три реак­ции по установлению терапевтических ограничений для типичных ситуаций, возникающих на игровом занятии. Разбираются возникающие у родителей тревоги по по­воду других проблем ребенка, проявляющихся вне иг­рового занятия. Следует избегать уводящих в сторону разговоров о проблемах, не связанных с ребенком.

Занятие 10. Родители рассказывают о своих игровых занятиях, просматривают видеозаписи, а последний час отводится на то, чтобы родители поделились своими со­ображениями о том, как изменились они сами и их дети. Родители рассказывают о тех изменениях, которые они подметили в других членах группы. Терапевт зачитывает сочинения, написанные родителями о своих детях в самом начале обучения с тем, чтобы родители могли оценить пройденный путь. На этом занятии все члены группы, как правило, испытывают большое удовлетворение. Родителей и/или детей, которым требуется дополнительная помощь, записывают на следующий прием.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.