Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реакция детей на последнюю сессию






Предсказать, как ребенок будет вести себя на последнем приеме, практически невозможно. Некоторые

дети воспринимают последний прием, как нечто само собой разумеющееся. Они могут вообще никак не прокомментировать тот факт, что это их последнее появ­ление в игровой комнате. Терапевту следует подавить собственное желание сделать из последнего приема большое событие — этого не нужно делать ни в разго­воре, ни в прощальных объятиях. Это приемлемо толь­ко в том случае, если инициатором такого прощания становится ребенок. В любой другой ситуации следует признать, что такое поведение направлено на удовлетво­рение потребности терапевта — и требует соответствую­щего анализа. Даже последняя минута все еще остается временем ребенка: временем, когда ребенок может вы­разить свои потребности и найти отклик у терапевта. У некоторых детей нежелание прекращения отношений может проявиться в том, что они мешкают у двери перед тем, как покинуть комнату, делая какие-то замечания по поводу игрушек, или раздумывая о том многом, что им хотелось бы сказать терапевту.

Некоторых детей необходимость прекращения отно­шений может рассердить, как это было в случае с семи­летним Брэдом. У нас было двенадцать замечательных встреч, во время которых Брэд никогда не был ни слиш­ком неряшливым, ни слишком агрессивным. Он играл всегда активно, но аккуратно. Войдя на последний при­ем, Брэд заметил: «Вот, это у нас последний», — и на­чал скидывать игрушки с полок и сваливать их посере­дине комнаты. Хотя за это время он не сказал ни еди­ного слова, было совершенно очевидно, что он рассер­жен. Он не успокоился, пока не опустошил все полки. Ужасный беспорядок! Едва взглянув на то, что он на­творил, Брэд снова стал ставить игрушки на полки и не останавливался до тех пор, пока не закончил работу. Это было действительно трудной задачей, и заняло поч­ти все оставшееся время для приема. В оставшиеся де­сять минут он стал готовить для нас двоих изысканней­шие и искуснейшее блюдо, подробно комментируя про­цесс приготовления пищи и рассказывая о блюдах, ко­торые он любит. Затем наше время истекло, и он вышел из комнаты, не попрощавшись и не сказав ни слова о том, что мы были здесь вместе в последний раз. Так красноречиво Брэд выразил смешанные чувства, кото­рые он испытывал в связи с прекращением наших от­ношений.

Некоторые дети делятся своими чувствами очень открыто, как это было в случае с семилетним Лори, который очень четко выразил, в последнем разговоре, происходящем в игровой комнате, как важны для него отношения с терапевтом.

Лори: (наполняя ведра и сковородки песком). У меня много друзей. Они будут моими друзьями всю жизнь! (глядя исподлобья на психолога). Ты —один из моих друзей.

Терапевт: Похоже, ты думаешь, что мы всегда будем друзьями.

Лори: (энергично кивая головой). Ага, ага! Да­же когда тебя здесь нет.

Терапевт: То есть мы все равно будем друзьями, даже когда меня не будет рядом.

Лори: Ты можешь обо мне с Богом поговорить.

Терапевт: Кажется, для меня действительно важ­но всегда о тебе помнить.

Лори: У нас будет секретный шифр (записыва­ет на листочке бумаги номер телефона, и рисует четыре палочки на другом ли­сточке). Вот. Это мой номер, если тебе срочно потребуется. И ты можешь по­смотреть на эти картинки и сказать: «Иисусе», или «Боже», когда тебе захо­чется, и мы вступим в контакт.

Терапевт: Значит, ты придумал для нас способ всег­да быть в контакте — и друзьями.

Лори: Угу (утвердительно кивает), всегда в контакте.

ЛИТЕРАТУРА

Allеn, F. (1942). Psychotherapy with children. New York: Norton.

Haworth, M. (1964). Child psychotherapy: Practice and theory. New York: Basic Books.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.