Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Параметры изменений






В том, что продвижение в терапевтическом процессе действительно имеет место, можно убедиться, тщатель- но отмечая случаи такого поведения, какое, по мнению терапевта, в его отношениях с ребенком случались впер­вые. Например, может случиться так, что впервые за пять сеансов Джейсон стал играть возле терапевта, а может быть, Джейсон всегда играл очень близко от терапевта, а сейчас он впервые осмелился играть в другой части комнаты, вдалеке от взрослого. Возможно, Китти на каждом приеме рисовала картинки на этюд­нике, а сегодня рисовать не стала. Терапевту следует отдавать себе отчет в том, что должна существовать какая-то причина, по которой Китти не рисует. Что-то сейчас по-другому. Произошла перемена. Это, возмож­но, первый сеанс, когда терапевту пришлось ограничить поведение Келли, или первый прием, когда такие огра­ничения не понадобились. Такие перемены сигнализиру­ют о переменах в ребенке.

ПРОСТОЕ ПРАВИЛО Ищите то, что случается впервые

Драматическое событие, случившееся впервые в ра­боте с пятилетним Скоттом, чрезвычайно закрытым, за­стенчивым ребенком, произошло во время четвертого приема, когда он вручил мне игрушечного крокодила, чтобы я подержал его, пока он искал какую-то другую игрушку. Для постороннего наблюдателя значение это­го поступка могло бы пройти незамеченным. Но для Скотта обратиться ко мне таким образом означало пе­ремену в восприятии наших отношений. Казалось, что этот поступок свидетельствовал о том, что в установив­шейся системе отношений он чувствовал себя более ком­фортно и достаточно безопасно, чтобы открыто прибли­зиться ко мне. Кроме того, это был его способ впервые включить меня в игру. Для того чтобы приблизиться ко мне таким образом, ему потребовалось немалое мужест­во и уверенность в том, что он может самостоятельно выбирать направление игры. Возможно, это было нача­лом превращения в самостоятельного человека — человека, способного позаботиться о себе? Для детей изме­нения начинаются именно с таких крошечных перемен, а не с неких волшебных озарений, вербализованных заяв­лений о решении отныне и навсегда стать самостоятель­ными и независимыми. Возможно, такая исполненная смысла перемена начинается с того, что в течение всего шестого сеанса Кэрол ни разу не обратилась к тера­певту за помощью и не попыталась заставить его при­нять за себя решение, как она это делала на предыду­щих пяти сеансах. Роберт разыгрывает подробные сце­ны приготовления пищи и на каждом сеансе кормит каждую куклу, а сейчас ничего не приготовил и не на­кормил ни одной куклы. Можно ли этому придавать серьезное значение? Думаю, что да, точно так же, как исполнен значения тот факт, что сегодня впервые за шесть сеансов Томми играл в песочнице. Тщательное рассмотрение таких впервые случающихся событий мо­жет помочь терапевту увидеть существенные продвиже­ния в терапевтическом процессе.

Вторая характеристика, позволяющая понять внутреннюю эмоциональную динамику ребенка — это разви­тие сюжетов, которые возникают в его игре. Эмоцио­нальные переживания и эпизоды, которые важны для детей и оказывают серьезное влияние на их поведение, часто принимают в игре характер повторяющихся пат­тернов поведения. Сюжет игры — это последовательность определенных событий или тем, повторяющихся в игре ребенка в течение сеанса или нескольких сеансов. Ключе­вым моментом здесь становится повторное возникнове­ние сюжета после того, как некоторое время он отсут­ствовал в игре ребенка, или возникновение такого пе­риода времени, когда этот сюжет перестает разыгры­ваться. Игра Шона с резиновой змейкой в течение 20 ми­нут не будет считаться сюжетом, даже если это время покажется необычно долгим для игры четырехлетнего» ребенка. Хотя игра может быть важным шагом в раз­витии отношений, но для того, чтобы считаться сюжетом, определенный акт поведения должен возникать в игре ребенка не один и не два раза.

Когда Шон пришел в игровую комнату на второй прием и опять стал разыгрывать сценку с резиновой змеей, ползущей по кукольному столу, домику, загляды­вая в каждое окно и каждую дверь, а потом медленно и осторожно извивающейся на крыше, терапевт усмотрел в этом некоторый сюжет. Подозрение подтвердилось, когда Шон стал играть в ту же игру и на третьем прие­ме. К этому моменту терапевт узнал, что дом Шона был дважды ограблен всего за несколько недель до того, как мальчик пришел на первый прием.

Сюжет не всегда легко распознать, потому что ра­зыгрываемые сцены, деятельность ребенка или те игрушки, в которые он играет, могут быть каждый раз различны, но сюжет игры или внутренний смысл игры остается тем же самым. Так было в случае с Полом, описанным в предыдущей главе. Тема ухода из безопас­ной атмосферы дома, была очевидна в сюжетах с пу­тешествием на самолете, в котором люди не улетали, с путешествием в автомобиле, когда Пол все время оста­вался очень близко к кукольному домику, и с погрузкой всей мебели из кукольного домика на грузовик, а потом ее поспешной разгрузкой и возвращением мебели в ку­кольный домик.

Такие повторяющиеся в игре акты поведения могут указывать на эмоциональные проблемы, которые отыгрывает ребенок. Если сюжет больше не повторяется, это может быть сигналом о том, что ребенок сумел эмоцио­нально переключиться на что-то другое.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.