Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применительно к способам исследования юридическая психология располагает следующими методами.






Метод наблюдения. Основная ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. При этом для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий: заранее определить, какие закономерности наблюдения нас интересуют, составить программу наблюдения, правильно фиксировать результаты и, главное, определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц. Соблюдение этих требований очень важно для ситуаций, которые изучаются в судебной психологии. Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь запись речи наблюдаемого на пленку. В некоторых случаях полезно применить фотосъемку и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические средства могут быть применены только в рамках процессуального закона. Полученные и зафиксированные таким образом результаты следственного действия могут рассматриваться одновременно как способ закрепления доказательств и как фиксированный результат наблюдения за поведением лица в определенных условиях. Например, прослушивая магнитофонную запись допроса обвиняемого, мы одновременно получаем сведения о его эмоциональном состоянии.

Включенное наблюдение используется при изучении закрытых «социальных групп», когда исследователь входит в социальную ситуацию в качестве ее участника, скрывая истинные мотивы своего поведения. Достоинством этого метода является изучение и различных аспектов жизнедеятельности закрытых социальных групп. Но у этого метода есть и свои опасные стороны (внедрение в преступную группу, в тюремную камеру).

 

Анкетный метод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. В области судебной психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла (проводилось анкетирование большого количества расхитителей государственной собственности, хулиганов). Анкетный метод довольно широко применялся при исследовании профессиограммы следователя, профессиональной пригодности и профессиональной деформации следователя. В настоящее время анкетный метод начал применяться практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

 

Метод интервью (беседы). Этот вспомогательный метод, может быть использован в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Такое его применение характерно, в частности, при исследовании личности на предварительном следствии. Свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа очень часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели — получению объективной и полной информации о событии преступления. В ходе нее уточняются особенности поведения посягателя в интересующий период. Прицельно выясняются его отношение к тем или иным сторонам жизни, моментам криминального события, ощущения, оценки, детализируются биографические сведения. Беседа может стать и своеобразным приемом прояснения уровня психического развития, осведомленности о разных сторонах жизни, способом выявления некоторых характерологических и личностных свойств.

В рамках проводимых в судебной и криминальной психологии используют биографический метод изучения личности подозреваемого, обвиняемого, осужденного, хотя эта схема изучения личности может относиться к любому объекту психологического исследования.

Изучение личности биографическим методом включает:

1. Социально-демографические данные;

2. Уголовно-правовые данные;

3. Медицинские данные: состояние физического и психического здоровья;

4. Внешние (физические) данные: лицо; рост; вес и телосложение; голос;

5. Жизненный путь: родители, детство, школа, учебные заведения;

6. Образ жизни: семья, профессия, специальность;

7. Нравственно-правовое поведение в кризисных ситуациях;

8. Способности: интеллектуальные (склонность к фантазированию, реалистичность, бедность воображения); специальные способности;

Опрос несовершеннолетних лиц с отклоняющимся поведением и малолетних преступников необходимо проводить по следующей схеме (А.Е. Личко):

1. Учеба – причина неуспеха, отношение с учителями и соучениками; нарушения дисциплины и чем они вызваны;

2. Планы на будущее, соотносить желаемое и возможное;

3. Отношения со сверстниками – наличие близкого друга или компании приятеля, положение среди товарищей;

4. Увеличение в настоящем и прошлом;

5. Отношение с родителями и внутрисемейные отношения – состав семьи, кто из ее членов занимает воспитанием и с кем в семье подросток наиболее близок;

6. Нарушения поведения в прошлом – прогулы, мелкое хулиганство, побеги из дома, состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и почему;

7. Наиболее тяжелые события в прошлой жизни и реакция подростка на них;

8. Перенесенные соматические заболевания, возможные черепно-мозговые травмы, особенно легкие, которые могли остаться неизвестными родителям (драки, занятия спортом и т.п.)

9. Сексуальные проблемы.

Исследование заканчивается составлением психологической характеристики личности. Составление характеристики помогает ориентироваться в собранном материале, способствует выявлению и устранению имеющихся противоречий.

Метод эксперимента. При использовании данного метода эксперимент изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в первую очередь в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешней ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс.

Имеются три основные разновидности эксперимента: естественный, ассоциативный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психические явления в условиях, более отдаленных или приближенных к действительности.

Естественный научный эксперимент организуется и проводится в жизненных условиях, где экспериментатор создав необходимые условия практически не вмешиваются в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.

Лабораторный эксперимент распространен в основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. Для него характерно применение довольно сложного лабораторного оборудования. С помощью лабораторного эксперимента исследовались, в частности, такие профессиональные качества следователей, как внимание, наблюдательность и др. К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использования техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях.

Третья разновидность эксперимента – ассоциативный эксперимент. Раньше он назывался именно так. А сегодня чаще его называют детектором лжи. Суть его состоит в том, что испытуемому предлагается на каждое предъявленное слово ответить первым словом, которое придет в голову. Образовывающиеся при этом ассоциации анализировались психологами и с известной долей вероятности могли указывать на причастность лица в совершенному правонарушению. В 30-х годах ХХ века наш соотечественник А.Р. Лурия усовершенствовал этот эксперимент, введя с называнием слова-ассоциации и необходимость исследования соответствующей мышечной реакции, даже минимального движения, которое фиксировалось на экране. Позже сюда подключился анализ изменения частоты и глубины дыхания, частоты сердечных сокращений - пульса, изменении влажности кожных покровов. В итоге этот усовершенствованный метод явился прообразом современного детектора лжи, полиграфа, нашедшего самое широкое применение в следственной и судебной практике.

Анализ материалов уголовного дела. Под понятием «документальный источник» понимаются материалы уголовного дела, дневники, фотографии, записи на кинопленке, материалы средств массовой информации. Психологический анализ документов уголовного дела помогает определить психические закономерности, принятые во внимание при производстве ряда следственных действий, мотивацию решения судьи, вынесшего то или другое постановление. С помощью анализа материалов уголовного дела получают сведения о поведении лица в ситуации преступления, до и после его совершения, о динамике развития ситуации. Уголовное дело может содержать информацию о содержательной и структурной стороне ведущих личностных мотивов, проследить процесс формирования мотивационной сферы, ретроспективно восстановить эмоциональное состояние преступника, понять его отношение к происходящему.

Метод обобщения независимых характеристик. Данный метод позволяет увидеть личность во всех ее проявлениях, оценивать человека объективно, с разных сторон, исключив субъективное к нему отношение. Например, чтобы наиболее полно охарактеризовать субъекта, совершившего преступление, следует взять характеристики с места работы, учебы, мнение о нем родных, близких, знакомых, соседей.

Анализ результатов деятельности. Данный метод особенно широко применяется при изучении личности разыскиваемых преступников, причин совершения ими противоправных действий. Например, по результатам преступной деятельности судят не только о степени общественной опасности содеянного, но и об определенных особенностях характера, об интеллекте, психическом состоянии, в котором мог находиться подозреваемый в момент совершения преступления, о мотивах, побудивших его к этому. Анализ результатов противоправной деятельности в значительной мере помогает составить психологический портрет преступника, более целенаправленно проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Метод составления психологического портрета преступника. С его помощью составляется психолого-криминалистическая характеристика разыскиваемого преступника, включающая в себя не только его психологические, но и социально-демографические, поведенческие признаки, сведения об образе жизни, необходимые для установления этого лица, особенно когда в этих признаках есть какие-либо отклонения.

Этапы составления психологического портрета преступника:

- криминалистический этап: изучение наиболее полного объема следовой информации, сохранившейся на месте происшествия, свидетельствующей о механизме совершенного преступления и расположения самого места происшествия;

- этап изучения особенностей, признаков поведения предполагаемого преступника, выбора им жертвы и ситуации нападения на нее;

- виктимологический этап, относящийся к углубленному изучению жертвы преступного посягательства (образ жизни, работа, увлечения, круг знакомых, характерологические особенности личности, стиль общения, поведения, внешний вид, употребление алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ и др.);

- этап, связанный со сбором сведений, относящихся к внешности предполагаемого преступника, манеры его поведения, особенностей речи и т. д., включающий сюда же и определенные фрагменты словесного портрета;

- аналитический этап, позволяющий выдвигать версии о возможном типе личности преступника, составлять окончательный психологический портрет конкретного разыскиваемого лица.

В последние годы в рамках психологии интенсивно развивается психодиагностика, которая определяется как область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.Основным методом в психодиагностике является тест (от англ. TEST – опыт, проба), использующий стандартизованные вопросы и задачи (тесты) имеющие определенную шкалу значений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.