Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реализованная эсхатология






Иоанн Креститель и Иисус говорили, что до Царства «рукой подать»59 (59 В Синод, переводе — «приблизилось Царство». — Прим. перев) и люди должны приготовиться к нему, покаявшись (Мф. 3: 2; 4: 17; Мк. 1: 14-15). В ходе Своего служения Иисус говорил, что Царство уже пришло: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царст­вие Божие» (Мф. 12: 28; параллельное Лк. 11: 20; ср. Мф. 11: 12-13; параллельное Лк. 16: 16; 17: 20-21). Другими сло­вами, правление Бога вошло в мир через личность и деяния Иисуса. Следовательно, в Царство можно войти верою в Него (Ин. 3: 3). Акцент на пришествии Царства через явление и служение Иисуса называется «реализованной эсхатологи­ей», это выражение из работ Ч.Г.Додда.

Учредительная эсхатология

С другой стороны, Иисус также говорил, что Царство при­дет, когда окончится нынешний злой век: «...до того дня, ко­гда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мк. 14: 25); «многие придут... и возлягут... в Царстве Небесном» (Мф. 8: 11; параллельное — Лк. 13: 28-29). Иисус учит Своих уче­ников призывать в молитве «Отче наш»: «Да приидет Царст­вие Твое», и это тоже подразумевает, что Царство еще только грядет. Акцент на пришествие Царства в будущем, в частно­сти в ближайшем будущем, называется «учредительной эс­хатологией», это выражение Альберта Швейцера. Сам он, конечно же, не верил в учредительную эсхатологию; но он считал, что в нее верил Иисус.

Загадка Царства

Как реализованная, так и учредительная эсхатология находят себе солидное обоснование в цитатах, подобных толь­ко что приведенным. Таким образом, существуют убедитель­ные свидетельства того, что Иисус провозглашал и нынеш­ний, и грядущий аспекты Царства. «Загадка» Царства со­стоит, следовательно, в том, что прежде, чем Бог полностью установит Свое правление на земле при возвращении Иису­са, верующим дарованы в предвосхищение его грядущие благословения.

Своей проповедью Иисус принес евреям Божие правле­ние, но на основе покаяния и веры, а не на основе военно-по­литической силы. Отвергнув Иисуса, большинство евреев, особенно их официальные руководители, отвергли тем са­мым и правление Бога. В итоге Бог передал его Церкви (Мф. 21: 42-43; ср. Деян. 8: 12; 28: 23, 28-31; Рим. 14: 17; Кол. 1: 13) до времени возрождения Израиля (Мф. 19: 28; параллель­ное — Лк. 22: 28-30)60.

Притчи

Значительную часть Своего учения о Царстве Иисус изложил в притчах. Они представляют собой более или менее раз­вернутые фигуры речи, зачастую в виде рассказов. Толкователям свойственно было отыскивать аллегорический смысл в каждой детали этих притч. Затем научный мир склонился в сторону утверждения Адольфа Юлихера о том, что каждая притча содержит только одно зерно поучения, а все осталь­ные детали приведены единственно для реализма61. В насто­ящее время все чаще признается, что не существует опреде­ленного и устойчивого различия между притчей с одним смыслом и притчей многогранной. Таким образом, следует допускать наличие развернутых аллегорий в притчах, осо­бенно в длинных.

Чудеса

Чудеса Иисуса порождают вопрос о существовании сверхъестественного, против чего люди, называющие свой подход естественнонаучным, зачастую возражают. Но коль скоро существует Бог, Который действует в истории, особен­но в Своем откровении через Иисуса Христа, каких еще дей­ствий мы можем ожидать от Него, если не сверхъестествен­ных? Иначе мы могли бы указать на отсутствие историчес­ких свидетельств о том, что это в самом деле было деяние Бо­га. Сам тот факт, что другие религии нередко претендуют на сверхъестественность, показывает, что люди действительно ждут, чтобы божественное проявлялось такими способами, которые невозможно объяснить естественными причинами.

Истинно научный подход должен допускать возможность существования сверхъестественного и проверять утвержде­ния о сверхъестественных событиях, произошедших в про­шлом, исследуя вопрос: были ли очевидцы? Если да, было ли их число достаточным, а их характеристики и умственное состояние — заслуживающими доверия? Насколько твердо они придерживались своих показаний при давлении на них? Существуют ли ранние письменные свидетельства, или толь­ко поздние, записанные лишь много времени спустя, когда мифотворчество уже могло исказить устное предание? По­добные вопросы выставляют претензии других религий на сверхъестественные события в невыгодном свете, а христи­анской религии — в благоприятном. Существовало множе­ство очевидцев жизненного пути Иисуса. Те, кто следовал за Ним, подвергались гонениям, мукам и даже казням за то, что они провозглашали о Нем, — и они испытывали потреб­ность провозглашать эту истину даже такой ценой. Они мог­ли бы спасти себя, признав ложность своего свидетельства или просто прекратив свидетельствовать.

Более того, свидетельство о служении Иисуса начало фиксироваться в письменной форме, когда не прошло еще и полстолетия со времени Его жизни. Сама необычность этих рассказов с естественнонаучной точки зрения делает малове­роятным, чтобы они были вымышлены, но при этом при­знаны истинными в тот период, когда очевидцы были еще живы62. (Сходным образом, в отношении чудес апостолов — Павел вряд ли осмелил­ся бы говорить о чудесах, совершенных им среди галатов, если бы они ничего подобного не видели (см. Гал. 3: 5).) Таким образом, претензии других религий на чуде­са отнюдь не сравнимы с заявлениями христиан, коль скоро подобные притязания проверяются непредвзято и с помо­щью инструментов исторического исследования63.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.