Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема определения и классификация методов воспитания в педагогике






Метод воспитания является решающим

фактором морально-духовного становления

личности.

И.Д.Бех(р.в 1940), украинский ученый-психолог

В педагогике до настоящего времени отсутствует единый подход к трактовке методов воспитания. Так, Ю.К.Бабанский под методом воспитания понимает „способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых”, направленной на решение различных задач воспитания” (Педагогика: Учебн.пособие для студентов пед.ин-тов / Под ред. Ю.К.Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – С.321). И.Ф.Харламов считает, что под „методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования” (Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие: 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш.шк.1990.- С.320).

Т.А.Ильина в учебном пособии для студентов педагогических институтов отмечает, что под методами воспитания „подразумеваются способы воздействия воспитателя на сознание, волю и чувства учащихся в целях формирования у них убеждений”, навыков поведения (Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – С.391).

Подчеркивая значимость факта активности самого ребенка в процессе воспитания, для его развития считаем, что с этой точки зрения определение метода воспитания, данное Ю.К.Бабанским, наиболее удачно. Вместе с тем в определении И.Ф.Харламова подчеркивается роль методов воспитания для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания личности, что характеризует воспитание как источник развития человека. На наш взгляд, целесообразно отразить в определении метода два этих момента, то есть говорить о методе воспитания как совместной деятельности педагога и ребенка, ориентированной на совместное решение узковоспитательных задач и задач развития. Формирование убеждений и навыков поведения, о которых идет речь в определении Ильиной Т.А. – одна из чисто узковоспитательных задач.



Все исследователи этой проблемы называют прием воспитания составляющим элементом метода, а под средствами воспитания понимают прежде всего совокупность произведений и предметов материальной и духовной культуры, которые используются в педагогической работе, а также различные виды деятельности – познавательную, игровую, трудовую и т.д.

В педагогике известны различные классификации методов воспитания, в которых за основу берется какая-то одна или несколько различных сторон процесса воспитания.

Среди них наиболее известны классификации: Н.И.Болдырева, Н.К.Гончарова, Ф.Ф.Королёва (по этой классификации методами воспитания являются убеждение, упражнение, наказание и поощрение); И.С.Марьенко, в которой выделены также группы методов: объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, приучения и упражнения, стимулирования и руководства самовоспитанием; Т.А.Ильиной и И.Т.Огородникова, включающая методы: убеждения, организации деятельности и стимулирования поведения учащихся.

Наиболее удачной считается классификация методов воспитания, предложенная Г.И.Щукиной („Педагогика школы”. – М., Просвещение, 1977): методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности.

Наша позиция заключается в том, что проектировать методы воспитания важно с учетом раскрытия его возможностей для развития ребенка на основе решений проблемы целей воспитания путем гармонизации общественно значимого и личностно-значимого подхода к ней.

В основе отмеченных выше классификаций методов воспитания лежат принципы единства сознания и поведения, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в воспитательном процессе и другие.

Определение направленности целей воспитания различного уровня и в различных аспектах на развитие личности ребенка предполагает проектирование целей с позиции целостного подхода на основе не только указанных принципов, но и принципов природосообразности, гуманизации, индивидуализации воспитания, сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью детей. Содержание и методы воспитания должны быть адекватны поставленным целям развивающего характера, целям, учитывающим возможности воспитания для развития личности. Особое место среди этих возможностей занимают: а) возможности создания воспитателем условий для самовоспитания детей, важнейшее среди которых – необходимый уровень развития самосознания личности; б) возможности включения каждого ребенка в деятельность созидательного характера: известно, что именно такая деятельность стимулирует развитие воображения, памяти, мышления и творческих способностей личности.

И самое главное − в методах важно отражать психологический механизм воспитания.

В свете сказанного уместно расширить классификацию методов воспитания, содержащуюся в учебном пособии „Педагогика школы” под редакцией Г.И.Щукиной и в современных учебниках, в которых она берется за основу. На это нацеливает прежде всего наличие у личности не только сознания, но и самосознания.

Группу методов формирования сознания личности (беседы, лекции, диспуты, метод примера) важно дополнить подгруппой методов самопознания, среди которых следует различать методы включения детей в самопознавательную деятельность и собственно методы самопознания, такие, как самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, сопоставление самооценки и оценки личностных умений и качеств, данной окружающими людьми.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций), предложенные в классификациях Г.И.Щукиной и Ю.К.Бабанского, с нашей точки зрения, отражают (не в полной мере) только воздействие воспитателей на развитие ребёнка и в должной степени не „учитывают” огромную значимость его самоактивности в этом процессе.

Личностно ориентированный подход к воспитанию требует пополнить данную группу, по меньшей мере, двумя подгруппами методов: а) методами включения детей в работу созидательного характера; б) методами организации самовоспитания как источника развития человека.

Первую подгруппу составляют методы формирования и стимулирования интереса к творчеству, метод упражнения в деятельности творческого характера, метод приглашения к сотворчеству, метод завышения стратегических задач творческого характера, метод приобщения ребенка к образцам творчества и другие.

Во вторую подгруппу входят: методы формирования потребности в самовоспитании (формирования нравственных образцов и идеалов, постановки близких и далеких перспектив развития личности и т.п.); методы «вооружения» технологией составления и выполнения личных планов самовоспитания; и методы собственно самовоспитательной деятельности (метод самостоятельного принятия задач-самобязательств; методы самоорганизации самоконтроля и самоотчета в деятельности по самовоспитанию и другие).

Общепринятая группа методов стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение и наказание) также расширяются за счет методов стимулирования самовоспитательной работы и методов стимулирования работы творческого характера.

По нашему мнению, принцип гуманизации воспитания не допускает применение наказания в качестве метода его стимулирования. Тем более, наказание не может стимулировать ни самовоспитательную деятельность, ни творческую работу детей. Наоборот, как показывает практика, даже использованное в качестве метода один раз, оно навсегда „отбивает” у них охоту заниматься самовоспитанием и творчеством, является причиной возникновения „стены” непонимания между воспитателем и воспитуемыми.

Литература для самостоятельной работы

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя.− М.: Просвещение, 1985. − 448 с.

2. 1.Бех І.Д. Виховання особистості: Підручник.− К.: Либідь, 2008. − С.181− 193, 292− 297, 376− 377, 710− 711.

3. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед.соч.: В 8 т.− М.: Педагогика, 1983.− Т.1.− С.267− 329.

4. Сухомлинський В.О. Методика виховання колективу // Сухомлинський В.О. Вибрані твори: В 5 т.− Т.1.− К.: Рад. школа, 1976.− С.403− 637.

5. Сухомлинський В.О. Як виховати справжню людину // Сухомлинський В.О. Вибрані твори: В 5 т.− Т.2.− К.: Рад. школа, 1976.− С.149− 416.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.