![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема ефективности форм организации учебной деятельности в модульно-развивающем обучении
Условные обозначения – знаки “+”, “ – “, “ ±”, “+! ”, “+!! ” – сигнализируют об эффективности и целесообразности выполнения конкретных соответствующих форм взаимодействия учителя с учениками и воспитанников между собою в процессе модульно-развивающего обучения. Знак +!! ” означает первоочередное обязательное применение конкретной формы организации учебной работы в системе всех форм. О целесообразном использовании определенной формы на первой стадии усвоения учащимся содержания модуля (на этапе овладения первичными знаниями сущности целевого ориентира“функционального узла”) сигнализирует знак “ ±”. Знаки “+! ” и “+” свидетельствуют соответственно о высокой и достаточной эффективности опоры педагога на конкретные формы организации учебной деятельности школьников, а знак “–“ о низком уровне эффективности формы в деле педагогического обеспечения усвоения ими содержания модуля.
Стратегически значимый методический принцип проектирования образовательного модуля – принцип структурирования всех его компонентов на инвариантную и вариативную составляющие. Реализация этого принципа опирается на такие детерминанты: Детерминант 1. Роль инвариантов содержательных модулей играют дидактические ценности, которые непосредственно являются структурными компонентами содержания образования и прямыми целевыми ориентирами процесса обучения – общекультурные, фундаментальные (базовые) знания, а также моральные и профессиональные нормы, отношения и оценочные суждения. Детерминант 2. Инварианты несодержательных модулей – это ценности методического плана, важные для усвоения учащимися способов деятельности и других разновидностей социального опыта (кроме знаний) в аспекте удовлетворения потребностей личности ученика и украинского общества в развитии; совокупность соответствующих ценностей образовывает опорный методический материал (комплекс), значимый для продуктивного анализа ситуаций и решения школьниками смоделированных задач как дидактических средств (компонентов) уже вариативных составляющих модулей. Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение Детерминант 3. Вариативная методическая составляющая содержательного модуля представляет собой совокупность вариантов изложения учебного материала, которая учитывает уровни индивидуальной готовности учащихся к его самостоятельному усвоению и потенциальный характер осуществления этого процесса – репродуктивный, проблемный или поисковый. Детерминант 4. Ценностями методического плана вариативных составляющих содержательного модуля и инвариантных составляющих всех других компонентов образовательного модуля выступают средства, методы и приемы усвоения учащимися отраженных в этих компонентах фрагментов социокультурного опыта. Детерминант 5. В инвариантных частях несодержательных модулей эффективным является использование проектировщиком таких средств, как программы или комплексы установок учащимся относительно осуществления самообучающих действий, схемы алгоритмов самостоятельной работы в направлении решения задач модуля, педагогические словари (глоссарии), методические модели регуляции индивидуальной или групповой учебно-познавательной деятельности, совокупность показателей принадлежности смоделированных ситуаций и задач к какой-то группе себе подобных, образцы задач-самообязательств в сферах самообразования и самовоспитания, литературные указатели, методические путеводители и т.п.. Детерминант 6. Вариативная дидактическая составляющая несодержательных модулей должна учитывать как уровни актуального (реального) развития учащихся, так и специфику ценностей конкретного содержательного модуля (структура вариативной дидактической составляющей таких модулей – двухкомпонентная). Детерминант 7. Наименьшее возможное количество вариативных дидактических составляющих несодержательных модулей равняется общему количеству содержательных модулей в программе учебной дисциплины. Их максимальное число зависит от степени дифференциации учителем совокупности смоделированных ситуаций и задач на основе результатов диагностики уровней актуального (реального) развития личности каждого школьника, практической готовности к их анализу и решению. Детерминант 8. Инвариантные методические составляющие несодержательных модулей выступают в роли неизменных (постоянных) функциональных опорных единиц на протяжении изучения учащимися всех содержательных модулей, а их дидактические вариативные компоненты (упражнения, ситуации, задачи) – динамическими образованиями, изменение которых происходит прежде всего как результат перехода к изучению каждого нового содержательного модуля в роли предмета усвоения. Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе Между всеми компонентами образовательного модуля существуют логико-когнитивные связи. Содержательные модули классифицируются на основе двух критериев. Первый – дедуктивная логика структурирования и усвоения знаний как ценностей. По этому критерию проектируются науковедческие модули (исходные, базовые, моновалентные), модули теоретического содержания (моновалентные, обобщающие) и поливалентные модули. Второй критерий – характер изложения, восприятия и осмысления учебной информации. Опора на него позволяет поделить все содержательные модули на информационно-содержательные, проблемно-содержательные и поисково-содержательные. Важно усвоить целый комплекс приемов, значимый для проектирования каждой из разновидностей содержательного модуля. Методическая алгоритм-схема проектирования модуля формирования способов деятельности содержит такие структурные звенья: 1) актуализация знаний учителем дидактических закономерностей и принципов модульного обучения; 2) определение целей проектирования модуля; 3) выбор конкретных умений и навыков (в роли дидактических ценностей), которые подлежат усвоению учащимися; 4) поиск или разработка ситуаций как базовых для формулирования учебных задач; 5) непосредственное формулирование или отбор учебных задач, адекватных целям конструирования модуля. К основным особенностям методического обеспечения проекта эвристического модуля относятся: ● наличие в модуле специального психолого-педагогического словаря относительно сущности основных понятий и теоретических положений психологии и педагогики творчества; ● отражение в инвариантной составляющей этого модуля методологического аппарата научно-исследовательской работы, в частности, вариантов программы исследования, сущности его понятийно-категориальной основы, методов самоорганизации научно-исследовательской деятельности; ● выбор учителем как проектантом типа творческих задач для эвристического модуля в зависимости от ценностей изучаемого содержательного модуля, уровней актуальной готовности учащихся к творческой деятельности, их возрастных и индивидуально-типологических особенностей, интересов и т.п.; ● направленность методического обеспечения на весь спектр изобретательских, научно-исследовательских и художественных задач. Разработка учителем аффективно-развивающего модуля опирается на целый комплекс специальных регулятивов: Регулятив 1. Чтобы соответствующим образом направить эмоции учащихся, проектировщик модуля должен, с одной стороны, предусмотреть акты взаимодействия учителя и воспитанников на уроках и во внеурочное время с конкретной целью – обеспечить опосредованную регуляцию чувств школьников в определенных видах деятельности, а с другой – создать условия для целенаправленной работы педагогов в направлении сознательного формирования у учащихся новых личностно значимых ценностей. Регулятив 2. Учителю как проектировщику следует моделировать эмоционально окрашенные ситуации и задачи, направленные на вызов у учеников чувств разной модальности и знака, рождение и развитие у них предметных (интеллектуальных, эстетических, нравственных и мировоззренческих) чувств. Регулятив 3. Специальные упражнения объективно подчиняются содержанию эмоционально окрашенных учебно-развивающих ситуаций и задач (их направленность зафиксирована в предшествующем регулятиве) или вектор их соподчинения связывается с реальными предметами окружающего мира и продуктами человеческого творчества. Регулятив 4. Особенно значимыми для эмоционального развития учащихся являются разновидности упражнений, сориентированных на: а) оценку уровня достаточности определенной информации для достижения поставленных целей; б) побуждение к осознанию новых жизненно важных целей и задач. Регулятив 5. Музыкальное сопровождение процесса выполнения учеником упражнений, опосредованным целевым ориентиром которых выступает развитие его эстетических и нравственных чувств, значительно повышает уровень результативности деятельности. Ведущими идеями методического плана относительно проектирования модуля формирования опыта саморегуляции усвоения содержания образования и духовно-нравственного саморазвития нужно назвать: ● отражение в модуле системы задач и установок, направленных на организацию самооценивания и взаимооценивания учащимися готовности к усвоению содержания образования, сформированности нравственных и других качеств; ● показ компонентов идеального образа личности с достаточно высокими уровнями общего и нравственного развития, перспектив обучения и личностного развития; ● создание ситуаций эмоционального переживания и осмысления учениками уровня сформированности реального образа “Я”, значимых для его сопоставления ими с идеальным образом; ● представление самообразования в ореоле ведущего средства самодобывания и углубления общекультурных знаний в разных областях науки; ● эмоционально окрашенное представление самовоспитания в роли важнейшей составляющей процесса самоформирования общеучебных умений, моральных, эстетических, волевых и других качеств; ● демонстрация образцов заданий-самообязательств и личных планов в сфере самообразования и самовоспитания; ● презентация методики комплексного использования средств самообразования и самовоспитания (разных вариантов). Говоря об основных сущностных характеристиках методики проектирования коммуникативно-развивающего модуля, надо обратить внимание на такие: 1) идентичность, органическое слияние стратегических ориентиров соответствующей методики с главными стратегическими ориентирами проектирования личностно ориентированного педагогического процесса в учебном заведении; 2) представление первичной информации о понятийном аппарате психологии общения в специальных таблицах и с учетом возрастных особенностей учащихся; 3) обеспечение направленности методики на реализацию гуманистической воспитательной позиции – понимание, признание и принятие ученика как личности; 4) ориентированость методики на овладение учащимися оригинальными методами, приемами и средствами гуманного общения; 5) прогнозируемость соответствующей методики. Таким образом, можно сделать следующие общие выводы относительно разработки проекта модульно-развивающего обучения: 1.Путем оптимизации процесса построения проекта на методологическом, теоретическом и методическом уровнях средствами моделирования и прогнозирования определяются такие его системные свойства, как полифункциональность, культуросообразность, психологическое сопровождение педагогической деятельности, личностная ориентированность, целостность и инновационность. 2. Роль своеобразной нормативной модели модульно-развивающего обучения в общеобразовательной школе играет комплекс его интегральных сущностных характеристик: ● способность выступать условием, источником и средством гармонизации и удовлетворения потребностей общества и личности каждого ученика в развитии; ● направленность на формирование у школьников общественно важных духовно-моральных, национальных и общечеловеческих ценностей как личностных; ● целостность всех структурных компонентов этого типа обучения, требований к его организации, их адекватность между собою и социальному заказу; ● синергетичность процесса усвоения учениками компонентов образовательного модуля; ● устремленность на оптимальный выбор компонентов образовательного модуля, методов, форм и средств организации работы учеников с их содержанием. 3. Организация модульно-развивающего обучения требует создания его всестороннего ресурсного обеспечения (учебно-материального, кадрового, методического и т.п.). Она связана с завершением компьютеризации школ, созданием электронных учебников и учебных пособий, обеспечением психологической и практической готовностей учителя к разработке и реализации модульной учебной программы. Литература для самостоятельной работы 1. Алексюк А.М. Педагогіка вищої школи: Курс лекцій: Модульне навчання. − К., 1993. 2. Вазина К.Я. Модульное обучение. − Горький, 1990. 3. Кучерявий О.Г. Модульно-розвивальне навчання у вищій школі: аспекти проектування.− Донецьк: Вид-во ДонНУ, 2006. − 304 с. 4.Фурман А.В. Модульно-розвивальне навчання: принципи, умови, забезпечення: Монографія. − К.: Правда Ярославичів, 1997. − 340 с. 5. Юцявичене П.Я. Теория и практика модульного обучения. − Каунас: Швиеса, 1989.− 272 с.
|