Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура образовательного модуля в измерениях компонентов содержания образования






Содержание компонентов образования Содержание структурных компонентов образовательного модуля
1. Знания (общекультурные) Содержательный модуль  
2. Способы деятельности (умения и навыки) Модуль формирования способов деятельности
3. Опыт творческой и научно-исследовательской деятельности   Эвристический модуль  
4. Опыт эмоционально-волевого отношения к дидактическим и духовным ценностям, миру в целом Аффективно-развивающий модуль
5. Опыт саморегуляции усвоения содержания образования и духовно-морального саморазвития Модуль формирования опыта саморегуляции усвоения содержания образования и духовно-морального саморазвития
6. Опыт гуманного взаимодействия с людьми Коммуникативно-развивающий модуль

 

В таблице 1 отражено 6 разновидностей модулей, которые составляют целостную совокупность взаимосвязанных компонентов (систему “образовательный модуль”); личностно-развивающий характер модулей локального плана определяется направленностью их содержания на развитие когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и социально-психологической сфер личности ученика.

Содержательный модуль – общественно и личностно значимая, адаптированная и индивидуализированная система общенаучных знаний (научные теории, законы и закономерности, правила, классификации, модели, категории, понятия, факты, признаки и т.п.), моральных и других норм (программы, алгоритмы, кодексы, уставы, инструкции, технологии), отношений и оценочных суждений, которая определяется отраженными в государственных стандартах и программах целями обучения и воспитания учащегося, уровнями его общего и морального развития и готовности к усвоению нового учебного материала и строится в форме подчиненных общей цели объяснительно-иллюстративных или проблемно-поисковых структурных единиц разной целевой направленности.

Разновидности содержательных модулей – информационно-содержательные, проблемно-содержательные и поисково-содержательные – зависят от особенностей усвоения учащимися определенных знаний, норм, отношений и оценочных суждений, то есть от характера их познавательной деятельности. Кроме характера изложения, восприятия и осмысления учебной информации критерием классификации содержательных модулей выступает и дедуктивная логика структурирования и усвоения знаний как ценностей. Согласно этой логике содержательные модули могут делиться на науковедческие, модули теоретического содержания (моновалентные, обобщающие) и поливалентные.

Под модулем формирования способов деятельности надо понимать совокупность взаимосвязанных моральных или познавательных задач разной функциональной принадлежности, которая ориентирована на овладение учеником психологической, моральной и практической готовностью к применению приобретенных знаний в процессе анализа разных смоделированных ситуаций.

Стержнем эвристического модуля является учебно и методически обеспеченная программа овладения учащимся опытом творческой деятельности с такой структурой: цели самоовладения элементами педагогики и психологии творчества; задачи в сфере изучения содержания, особенностей, принципов и методов научного исследования; система творческих задач; мини-справочник по основам организации творческой работы и научно-исследовательской деятельности.

Аффективно-развивающим модулем называется система задач и эмоционально обогащенных ситуаций, важных для развития эмоционально-волевого пространства личности ученика (побуждений, эмоций, чувств, воли) за счет возникновения у него актов переживаний ценностей национальной и общечеловеческой культуры, формирования устойчивого и обобщенного положительного отношения к ним, а также волевых качеств.

Модуль формирования опыта саморегуляции усвоения содержания образования и духовно-морального саморазвития надо определять как комплекс образцов эффективно осуществленных процессов самообразования, самовоспитания, минисправочников и методических материалов по вопросам их саморганизации, установок ученикам на самооценку, самоосознание образа “Я” и на проектирование задач-самообязательств в сфере достижения идеального образа, на разработку личного плана их реализации.

Коммуникативно-развивающий модуль (или модуль формирования культуры гражданского общения и поведения) – это средство личностной и социально ценной подготовки учащегося к выполнению в обществе управленческо-комуникативной функции в роли труженика, дидактический блок заданий, смоделированных коммуникативных ситуаций и задач, направленных на усвоение им знаний и умений в сфере психологии и педагогики общения, обретение опыта гуманного взаимодействия с людьми.

Ведущие базовые категории модульно-развивающего обучения: его принципы, методы и формы организации в общеобразовательной школе. Содержание методологической модели ориентирует нас поставить эти категории в зависимость от основных компонентов модульно-развивающей учебной системы. Результаты решения этой задачи отражены в содержании таблицы 5.2.

Табл.5.2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.