![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Сделаем только такое пояснение к содержанию представленных методов. К репродуктивным методам автор относит объяснительно-иллюстративный и непосредственно репродуктивный, а к проблемно-поисковым – проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристический метод и исследовательский. Положительно оценивая предложенную Ю.К.Бабанским классификацию (ее заслуженно можно считать одной из лучших в 20 веке), нельзя не заметить, что она не в одинаковой степени качественно отражает функции управления учителем учебно-познавательной деятельностью учащихся. С позиции целостного и личностно ориентированного подходов к обучению невозможно обеспечить его эффективность без формирования у детей смыслообразовательных мотивов учебного труда. Организационная, стимулирующая и оценочно-контрольная функции управления учебным познанием всегда должны быть дополнены мотивационной функцией. Другими словами необходимо специально выделять и группу методов мотивации учения. Ю.К.Бабанский был согласен с теми дидактами, кто специально не выделял такую группу методов, считая, что каждый из методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности в то же время обладает и мотивационным воздействием. С такой позицией можно согласиться. Однако мотивы учения являются автономным (особо значимым) компонентом структуры процесса обучения. Предложенный ученым класс методов стимулирования и мотивации учения условно подразделен лишь на две подгруппы. Даже представленные им методы, направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении, не могут всесторонне обеспечить рождение у детей мотивов активности в учебной работе: их использование создает необходимые, но не достаточные условия для поворота сознания личности ученика на свое „Я”, глубокого осознания потребности в самоформировании образа ”Я” в период обучения. Лишь два из всего класса рассматриваемых методов стимулирования учебно-познавательной деятельности (убеждения в значимости учения и поощрения) обладают достаточно высоким потенциалом для формирования мотивов учения, имеют прямое, а не опосредованное отношение к решению учителем этой задачи. Хотя интерес к учению и выступает в роли его мотива, но сформировать у ученика интерес к нему – это не значит всесторонне обеспечить смыслообразовательный характер мотивации учебного труда. Он должен быть осознан учеником как личностная ценность. Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение Предлагаемая нами ниже группа специальных методов формирования мотивов учения не претендует на полную завершенность и целостность, однако она гармонично дополняет утвердившиеся в дидактике методы стимулирования учебно-познавательной деятельности детей.
С изменением целей, содержания и средств учебного процесса в конце 20-го и в начале 21 веков имеет тенденцию к трансформации и система методов в дидактике. Во многом, как уже отмечалось, она должна определяться в наше время с позиций как целостного, так и личностно ориентированного подходов к организации обучения. Как категория историческая, класс методов стимулирования учебно-познавательной деятельности требует и дальнейшего совершенствования. Эту группу методов следует расширить: учителю трудно добиваться положительных результатов в работе, если стимулировать только интерес ученика к учению, его долг и ответственность. Стимулировать важно как развитие направленности, так и всех познавательных процессов личности учащегося, его эмоциональной, волевой и нравственной сфер, опорно-двигательного аппарата. А как же не стимулировать учителю развитие у учащихся способностей, умений в области организации исследовательской и самообразовательной работы? Решение каждой из этих и других задач требует проектирования и специфических групп методов, их обоснования на методологическом, психологическом, общепедагогическом и процессуальном уровнях. Целостный подход к конструированию методов нацеливает их разработчиков и на учет теоретического положения М.М.Рубинштейна, суть которого состоит в необходимости оценки всякого метода с двух сторон – дидактической и воспитательной (Рубинштейн М.М. Основы общей методики. – М., 1927). В настоящее время уже имеется попытка разработать систему педагогических методов как способов обучения и как способов воспитания в целом (см.Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций: Учеб.пособ. – М.: Изд-во „Совершенство”, 1998. – С.235− 245). Ведущими в системе педагогических методов автора является организация деятельности и наблюдения. В свою очередь организация деятельности включает: а) методы формирования знаний, суждений, убеждений (объяснение, разъяснение, рассказ, лекция, работа с книгой); б) методы формирования умений, навыков, привычек, воли, характера (упражнение, поручение, пример, педагогическое требование, подражание); в) методы развития переживаний, отношений (соревнование, поощрение, наказание). Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе Нет сомнения, что такой („целостный”) подход к проектированию системы педагогических методов заслуживает внимания и одобрения. Вот только в структуре и содержании этой системы не всё является бесспорным: „погнавшись” за идеей интеграции методов обучения и воспитания, автор совершенно упускает из виду необходимость реализации в своем проекте идеи личностно ориентированного подхода к педагогическому процессу. Педагогические методы организации деятельности должны способствовать развитию личности ученика как целостности, влиять на развитие ее сознания и самосознания, обеспечивать их единство. Комплекс разработанных Т.А.Стефановской методов в должной степени не отвечает этим требованиям. Специфичность предметов дидактики и теории воспитания, с нашей точки зрения, все-таки требует условного разделения методов организации педагогического процесса на две подсистемы. Стремясь к целостности системы методов, нельзя подменять ее унификацией способов достижения дидактических, развивающих и воспитательных целей. Унификация методов лишь нарушает диалектику общего, особенного и единичного (специфичного) в целостном учебно-воспитательном процессе. Решение вопроса, как наиболее оптимально организовать действительно развивающее личность ученика обучение на системной основе и в начале 21 века остается открытым. Личностно ориентированный подход к проектированию методов обучения нацеливает на разработку такой их классификации, которая бы обеспечивала превращение этого процесса в источник развития личности, учитывала ее психологическую структуру. Целостный подход к решению этой задачи требует сориентировать методы обучения на развитие всех сфер личности в целом – потребностно-мотивационной, когнитивной, аффективной и социально-психологической. С одной стороны, в ХХІ веке следует отдавать предпочтение тем системам методов обучения, в ходе применения которых имеет место развитие: познавательных процессов и творческого потенциала личности (когнитивная сфера); эмоций, чувств, воли как регуляторов процесса личностного самотворчества в ходе усвоения знаний и способов деятельности (аффективная сфера); мотивации учебного познания и регуляторной подсистемы этого вида деятельности (потребностно-мотивационная сфера); личностных качеств, значимых для развития социального опыта в сфере общения и межличностного понимания (социально-психологическая сфера). С другой стороны, опираясь на целостный подход в определении структурных компонентов системы методов обучения, надо всегда иметь в виду все ее целевые ориентиры – элементы содержания образования в современной школе. Говорить о целостности системы соответствующих методов – это значит и утверждать, что зафиксированные в ней способы овладения учащимися содержанием образования является способами обучения как деятельности – важнейшей самой общей формы целостного проявления активности личности в качестве субъекта. Осуществленный психологами системный анализ деятельности и поведения личности позволил установить, что процессы деятельности, поведения необходимо рассматривать как системы, подсистемами которых выступают потребностно-мотивационная, операциональная, информационная и регуляторная (между ними существуют прямая и обратная связи). Таким образом, между личностно ориентированным, целостным и деятельностным подходами к конструированию методов обучения в их единстве не только нет противоречий, а наоборот, наблюдается гармония в плане общей направленности на структурные элементы содержания образования и развития всех сфер личности ученика. Деятельностный подход к разработке системы методов обучения выступает в роли необходимого условия и методологического принципа эффективности ее функционирования, а личностно ориентированный и целостный подходы как методологические принципы обеспечивают достаточность этих условий. Руководствуясь указанными принципами (их диалектическим единством) как ядром методологического обоснования проекта системы современных методов обучения, укажем на основной критерий их классификации – целевая направленность на структурные элементы содержания образования и развитие всех сфер личности ученика. Предлагаемая классификация включает следующее целостное множество взаимосвязанных компонентов (подсистем методов обучения): 1) методы, направленные на формирование мотивов учения (развитие потребностно-мотивационной сферы личности); 2) методы, направленные на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности в процессе усвоения знаний и овладения умениями, опыта эмоционально-волевого и эмоционально-нравственного отношения к миру (развитие когнитивной и аффективной сфер личности учащегося); 3) методы, направленные на формирование опыта саморегуляции учебного труда и поведения, опыта межличностных отношений в учебной деятельности и развитие социально-психологической сферы личности ученика. 1. Методы обучения, направленные на формирование мотивов учения (развитие потребностно-мотивационной сферы личности): · создание условий для осознания учеником учебного труда как средства самоопределения, самовыражения и самореализации; · демонстрация положительных результатов активности в учебе; · ориентация на самоанализ учебных действий, причин успехов и неудач в учебе, образа „Я”; · упражнения в самооценке как готовности к учению, так и собственных притязаний и ожиданий; · убеждения в особом значении учебного труда для личностного развития и развития общества; · приучение к поиску личностного смысла овладения элементами содержания образования и активности в этом деле; · консультирование по результатам взаимооценивания учебных возможностей и достижений на положительном эмоциональном фоне; · приучение к самоисследованию возможностей достижения успеха в учебе и личностном развитии; · упражнения в самоконтроле учебных действий и эмоциональных реакций; · разъяснение неперспективности в общении с учителем и соучениками позиций конфликтного самоутверждения, индифферентности и пассивного приспособления к требованиям; · упражнения в описаниях собственного отношения к учителю, соученикам, учебному предмету, школе, себе как учащемуся; · создание ситуаций переосмысления отношения к учебному труду и уровню своей активности в нем; · педагогическая оценка уровня познавательной активности ученика и его активности в самопознании; · постановка близких и далеких перспектив личностного развития в учебном процессе; · поощрение действий ученика, связанных с осознанием своего реального образа „Я”; · ориентация учащихся на написание самохарактеристик активности в учебно-познавательной деятельности; · создание ситуаций эмоционального переживания знаний об обучении как источнике общего развития личности, о развивающих возможностях конкретного предмета или учебного материала.
|