Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Г. ЗИММЕЛЯ




Зиммель 1858-1918 Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования, Социология. Исследование форм обобществления, Фундаментальные вопросы социологии.

Общество рассматривалось как совокупность форм и систем взаимодействия; человек как общественный атом, культура - как совокупность объективированных форм человеческого сознания.

Метод социологии.По Зиммелю, социология должна утвердить свое право на существование не посредством выбора особого, не занятого другими науками предмета, а как метод. Социология не является наукой, обладающей собственным содержанием - не находит себе объекта, который не изучался бы какой-либо из общественных наук. Раз социология не может определить свой предмет путем простого вычленения явлений социальной жизни, должна определить его методологически, найдя специфическую точку зрения - исследовать не содержание, а формы общественной жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям. Чистая (формальная) социология изучает формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий.

Большое внимание уделял методологическим проблемам социологического познания - вопросам, связанным с обоснованием истинности социологического знания. В качестве специфической теории познания - теория исторического - в работе "Проблемы философии истории" и рассматривалась как философская методология познания. Понимание - метод, характеризующий исключительно социальное познание; требовало выяснения, как связано исследуемое явление с интересами исследователя или социальной группы, которую он представляет.Результат понимания - не обнаружение причинно-следственных связей, а открытие смысла исторического действия, заключающегося в логике связи этого действия с человеческими представлениями, потребностями, интересами. Зиммель требовал признания относительности социально-исторических объяснений и учета роли субъективных компонентов в познании. Теория понимания одновременно должна служить средством контроля над этим субъективным компонентом, поскольку признание участия интереса и ценностей в социальном познании требовало выяснения их роли в выборе объектов исследования, формировании и интерпретации понятий. Понимание служило соединительным звеном между чистой социологией и социальной философией; средством исторического осмысления данных, доставляемых формальной социологией.

Формальная социология во многом направлена против популярных в то время ориентаций на "сверхиндивидуальные сущности" - типа "народный дух", органических теорий, индивидуально-психологических концепций с упором последних на инстинкты, влечения и прочие индивидуальные свойства. Зиммель утверждал, что общество существует благодаря взаимодействию людей. Социология должна иметь дело с коллективными феноменами, они не могут быть сведены к психике отдельного человека.



Формальная социология исследует формы взаимодействия между индивидами, образующими общество, отделяя их от содержания, в котором живут эти формы. Определенные социальные формы обладают необходимым характером, отличаясь своим эмпирическим выражением в определенных социальных ситуациях. Сумма этих форм связи образует общество, и само обобществление - форма, в которую облекается содержание взаимодействия индивидов.

Ключевое понятие социологии - социальная группа (социация), размер которой прямо пропорционален свободе ее членов (чем меньше группа, тем более сплоченно функционирует). Задача социологии - абстрагировать свои социальные формы - понятия, как геометрия абстрагирует пространственные формы от физических объектов, а грамматика отделяет свои формы от языка и конкретных слов.

Теория общества.По Зиммелю, в любом обществе можно отделить форму от содержания. Общество - взаимодействие индивидов. Взаимодействие складывается вследствие определенных влечений и ради целей. Эротические инстинкты, деловой интерес, религиозные импульсы, игра и множество иных мотивов побуждают человека к деятельности для другого, с другим, против др. В результате взаимных воздействий на основе индивидуальных побудительных импульсов и целей образуется единство, которое он и называет обществом. Голод, любовь, труд, религиозность, техника и результаты деятельности разума не есть непосредственно общественное. Все это становится таковым, поскольку преобразовывает изолированное существование индивидов в определенные формы совместного существования, подпадающие под общее понятие взаимодействия. Обобществление - в бесчисленном количестве способов реализующаяся форма, в которой индивиды на основе разнообразных мотивов и интересов создают особое единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплощение.



Зиммель рассматривал развитие общества как функциональную дифференциацию, сопровождаемую одновременной интеграцией его элементов. Возникновение интеллекта и денег знаменуют вступление общества в исторический период. История общества - нарастающая интеллектуализация социальной жизни и усиление влияния принципов денежного хозяйства. Действие этих 2х форм социации ведет к всеобщему отчуждению, которое сопровождается ростом индивидуальной свободы. Социальное взаимодействие предполагает единство взаимодействующих индивидов, его форму. Содержательный уровень индивида превышает содержательный уровень взаимодействия. Сформировавшийся индивид должен снизить уровень своих ожиданий, устремлений, чтобы соответствовать общественному уровню. Действия общества отличаются устойчивой надежностью и целесообразностью. Социальная группа отдает себе отчет в своих оценках, желаниях, намерениях. Цели, преследуемые группой, примитивнее и проще, чем индивидуальные. Примитивный характер этих целей выражается не только в их примитивности, но и в их очевидном и формальном характере, который предполагает формальный характер их реализации: посредством институтов, существующих объективно. Таким образом, создается объективное как концентрация субъективного.

В силу своего формального установления интересов, лишенные содержания разнородности участвуют в социальных установлениях и коллективных действиях, носят объективный характер. Анализ социального взаимодействия и выработки социальных институтов отражается в концепции социальных форм. Формы должны быть целесообразными, обеспечивать интенсивное взаимодействие, быть типичными и регулярными.

Существует три основные группы форм: социальные процессы, социальные типы, социальные модели поведения. К социальным процессам относят постоянные, независимые от обстоятельств реализации явления: подчинение, господство, соревнование, примирение, конфликт. Образцом социального процесса может служить мода - предполагает и подражание, и индивидуализацию личности. Человек, следующий моде, одновременно отличает себя от других и утверждает свою принадлежность к определенной группе. Как только какое-либо явление стало "модным", тут же начинает "выходить из моды", мода и нова, и преходяща.

Вторая из категорий - социальный тип. Зиммель, исследовав, социальные типы и характеры - циник, бедняк, аристократ, кокетка, - пытается выявить их противоречия. Бытие такого типа, как аристократ, - единство 2х взаимоисключающих характеристик: с одной стороны, поглощен своей группой, с другой - отдален и противопоставлен ей, ибо сила духа, независимость и личная ответственность суть этой характерной для аристократии, традиции.

Пример социальных форм, относящихся к третьей группе - модели развития - универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности ее членов. По мере роста численности групп члены ее становятся все меньше похожими. И другой момент: развитие индивидуальности членов группы сопровождается уменьшением ее сплоченности. По Зиммелю, исторический процесс развивается в сторону усиления индивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных социальных характеристик. Так, большая патриархальная семья сменяется самостоятельными и полноправными индивидами и нуклеарной семьей; цеховая и кровнородственная организация сменяется гражданским обществом с характерной для него индивидуальной ответственностью.

Наибольшую дистанцию от социальной жизни сохраняют формы, названные игровыми - чистые формы социации - реально встречающиеся в социальной жизни: старый режим - политическая форма, пережившая свое время и неудовлетворяющая запросам участвующих в ней индивидов; наука для науки - знания, оторванные от потребностей человечества, переставшие быть орудием в борьбе за существование.

Теория социального развития.Зиммель был сторонником теории прогресса. Развитие - не только трансформация социальных порядков, но и движение ко всё большей свободе личности, к богатству ее культурных содержаний и возможностей, увеличению и богатству общества через увеличение и усложнение социальных форм.

Источник и механизм социального развития - индивид. Изменения возникают на индивидуальном уровне и осуществляются как процесс индивидуализации, который порождает процесс дифференциации.

Социальное развитие - процесс вычленения индивида из групп, образованных спонтанно и исторически, высвобождения от групповых привязок и оформления новых содержаний - происходит через механизм конфликта - заключается в вычленении индивида из группы и оформлении его «Я». Усложняется количество групп, кругов общения, видов деятельности, образований внутри общества. Он основан на процессе дифференциации и все более сложной интеграции. Заключается в процессе разделения труда, подчиненный правилу экономии сил - дифференциация становится рациональной: процесс дифференциации не должен вступать в новые конфликты.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал