Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пониманющая социология М. Вебера






Вебер 1864-1920 - немецкий социолог, социальный философ и историк; основоположник понимающей социологии и теории социального действия. «Хозяйство и общество» и «Протестантская этика и дух капитализма», «Наука как признание и профессия».

Теория социального познания. Исходная посылка Вебера - ни в окружающем нас мире, ни в нашей жизни нет изначально заданного смысла. И мир, и жизнь в нём обретают его благодаря человеку. В итоге культура - конечный фрагмент лишённой смысла мировой бесконечности, с точки зрения человека, обладает смыслом и значением. Социология - наука о культуре и её предметом является жизнь, основанная на самой себе и понимаемая из себя самой. Обусловленность человеческих действий здесь не означает лишения человека свободы в принятии решений, собственного стиля поведения. Отличие социологии от естественных наук - необходимость понимания предмета своего исследования: в естественных науках понимание опосредовано объяснением (необъясненное непонятно), в социальных - понимание непосредственно и предшествует объяснению (не поняв человеческое поведение, нельзя его объяснить). Понять по Веберу не означает доподлинно выяснить. Несомненное, с нашей точки зрения, может оказаться ложным, с точки зрения другого. Мотивы наших внешне похожих поступков будут отличаться. Выводы:

1 наше представление о мире и есть для нас этот мир. Не мир как таковой, а наше представление о нём определяет наше поведение

2 в основе нашего восприятия - сознательный выбор точки отсчёта, из которой мы и будем смотреть на мир, выстраивая своё поведение.

Понять - понятно истолковать, проинтерпретировать, разъяснить смысл и значение. Научный поиск не сводится к отысканию безупречно объективных фактов. Цель социолога - в тактичном и осмотрительном конструировании моделей, которые, не претендуя на заведомо недосягаемую истинность восприятия, помогают выявить реальные социальные процессы. Он называет эти модели идеальными типами - не есть гипотеза, так как гипотеза может быть подтверждена или опровергнута эмпирически, а идеальный тип - нет. Термин идеальный тип не введён Вебером, его использовали Дюркгейм и Тённис, но только Вебер отважился утверждать, что в основание идеального типа - определённые ценностные предпочтения исследователя. Ценность - то, что для нас значимо, на что мы ориентируемся в своей жизни - способ человеческого мышления. Человек всегда расшифровывает для себя ценности, вкладывает в них смысл, понимает их, как может понять только он.

По Веберу, познание социальной действительности происходит с помощью особых рациональных конструкций - идеальных типов, в основе которых - значимые, по мнению исследователя, культурные ценности. Эти конструкции - не более чем предположения относительно реальной жизни людей в обществе. Познание культурной действительности - всегда познание со специфических точек зрения.Примерная схема социологического исследования по Веберу:

1 Выявление смысла

2 Отнесение к ценности = понять, определить значимость

3. Выявление законов

4. Продемонстрировать закономерное (случайное действие не интересует).

Специфика социологии - выявить закономерное. Специфика закона: как будет себя вести кто-то при таких-то условиях. Закономерное = типичное.

Теория социального действия и теория общества. С точки зрения Вебера, социология должна изучать поведение и социальную деятельность человека или группы. Однако не всякие их поведение и деятельность - предмет социологии, а такие, которые, осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижения, ориентированы на других, учитывают влияние на них своих действий и ответную реакцию. У Вебера субъектом действия может быть только индивид (группа не). Действие - человеческое поведение, с которым действующий индивид связывает субъективный смысл. Социальное действие - ориентированное на других. Вебер выделял типы социального действия: целерациональный, ценностно-рациональный, аффективный и традиционный. Целерациональное - человек ясно представляет цель действия и средства достижения, учитывает возможную реакцию других.

Ценностно-рациональное действие совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения. Аффективное - через аффекты - бессознательные психологические импульсы и чувства. Традиционное - через привычку. В этой классификации степень осознанности наращивается от аффективных и традиционных к ценностно-рациональным и целерациональным. В реальном поведении людей чаще всего присутствуют все типы. Социальные действия составляют систему их сознательного, осмысленного взаимодействия. В таком качестве образуют предмет внимания понимающей социологии. Ее задача - осмыслить содержание духовного мира субъекта социального действия.

Объединение людей в общество возможно только при наличии соответствующего типа социального действия и установленного порядка. Главной чертой установленного порядка - его значимость - способность ориентировать поведение; быть значимым - служить образцом и воплощением смыслов. Все действия ориентированы либо на традиционный порядок, обычай (бытовые отношения, неосознаваемые в ежедневности поступки) либо на право (система экономических, семейных отношений). Порядок выполняет в теории ту же функцию, что и концепция структуры в структурном функционализме и различных системных теориях - объяснить факт скоординированности индивидуальных действий, их взаимной увязанности, упорядочить их в систему социальных отношений.

Различие - в понимании природы порядка у Вебера и структуры у Спенсера, Дюркгейма или Маркса. Специфика веберовского подхода - установленный порядок не имеет сущностно-субстанциального характера, в отличие от социальных фактов Д. Установленный порядок проявляется как представление действующих индивидов о существовании порядка, на который они ориентируют действия. Конвенциональная природа порядка передается через понятие значимости, его способности ориентировать поведение, быть осмысленным, обязательным, служить образцом. Вебер выделяет 2 базисных типа социального порядка: условность (согласие) и право. Условность - тип социального порядка, который гарантирован возможностью внешнего порицания со стороны людей определенного круга в случае отклонения от порядка - нравы и обычай. Право - гарантирован возможностью внешнего принуждения, осуществляемого особой группой людей, в чьи функции входит охранять порядок или предотвращать нарушение путем применения силы.

В структурной социологии, например, у Маркса, общество существует до, после и независимо от индивида, в которое он вступает «независимо от своей воли и сознания», у Вебера - сохраняется пока сохраняется ориентированное на его установления поведение. Тем самым вместо жесткого существования объединения в общество в реальности дана беспрерывная шкала переходов: от существования такого объединения до прекращения его, обусловленная эмпирической значимостью социальных порядков, ориентирующих социальное поведение.

В зависимости от уровня эмпирической значимости Вебер подразделяет социальные порядки на 2 идеальных типа: формальные рациональные установления и неформализованные рациональные договоренности - соответствуют эмпирическим типам порядков - право и условность.Эти два типа порядка порождают множество социальных объединений, которое Вебер объединяет в 4 типа: целевой союз; институт; союз; аморфные сообщества, основывающиеся на договоренностях. Рациональным идеальным типом объединения в общество, или просто общества, считает целевой союз - социальные действия с установлениями о содержании и средствах социальных действий, целерационально принятыми всеми участниками на основе согласия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.