Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовительный этап






На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового
внимания, слухового гнозиса* и слуховой памяти на материале
неречевых звуков {Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над
сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом
об пол, использование музыкальных инструментов — барабана,
бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

— Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике
(сколько точек на карточке);

* Слуховой гнозис — узнавание предмета по характерному для него звуку.




— Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять
карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагает­ся простой, а затем сложный);

— Сравнение ритмов:! -!!;!! -!! -!;

— Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным
ритмическим рисунком, записанным символами;

— Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

— Задания с использованием ударения для выделения части
ритмического рисунка:!!!;!!!!!;

— Произвольное воспроизведение ритма ребенком с после­
дующей записью ритмического рисунка символами;

— Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка — символ «-») и коротких (барабан, бубен — символ «+»).

Ритмический рисунок может быть следующим: ------- 1-+, + + —

+ — и т.д.

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

Примечание. Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике, если коррекция осу­ществляется в условиях логопедического дошкольного образова­тельного учреждения.

4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук:
выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по
образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак —
ребро, кулак — ребро — ладонь.

5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук:
выполнение движений одновременно обеими руками (кулак
левой руки — ребро правой руки и т.д.).

6. Графические упражнения на переключение (продолжи
строчку): 0-0-0...; +=+=...

Примечание. Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого раз­вития ребенка.

Работа на вербальном материале

1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные


понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических иг­ровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка». Этот вид работы был предложен логопедом Э. В. Рыбиной*. В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: пер­выйпоследний, началосерединаконец, междузаперед — после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.).

Для детей с низким уровнем речевого развития (ОНР-1, ОНР-2) предложенные виды работ недоступны. Поэтому в млад­шем дошкольном возрасте начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. В ходе занятий дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, та­кими как дудка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик. Дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоми­нают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо — громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе.

На этом этапе работы дети также обучаются различать гром­кую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом. В процессе работы с младшими дошкольниками можно проводить игровые занятия на развитие подражатель­ности (Сделай так, как я: выполнение движений по образцу взрослого), игры, сопровождающиеся речью (Руки в стороныв кулачок, разжимайи на бочок), простые упражнения на формирование динамического праксиса рук (Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать). Кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными иг-

* Рыбина Э. В. Дидактические игры по подготовке к звуковому анализу // Дефектология.— 1989.— № 4.


решками (Подуди в дудку). Если ребенок знаком с понятиями одинмного, то задание может быть следующим: Подуди в дудку много раз. Подуди в дудку один раз. Все перечисленные виды упражнений постепенно подготавливают ребенка к усвое­нию ритмической структуры родного языка.

формирование звукопроизношения на данном этапе не яв­ляется самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с со­блюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закры­тые и обратные слоги (пап-ап).

В процессе проведения занятий с детьми первого уровня речевого развития (ОНР-1) последовательно формируется ак­тивное отношение ребенка к языковой действительности. Стержневым моментом на этом этапе обучения является спе­циально организованная эмоциональная игра с определенной учебно-речевой задачей.

КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого ана­лизатора также слухового, зрительного и тактильного.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.