Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей






Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития харак­теризуется трудностями в произношении слов сложного слого­вого состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обсле­довании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонема-тическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нару­шений широко варьируется: от незначительных трудностей про­изношения слов сложной слоговой структуры в условиях спон­танной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опо­рой на наглядность.

Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения фонетической стороны речи в литературе освещены недостаточно. При этом следует отметить, что данный вид ре­чевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущи­ми в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики. В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры


слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усеченной форме. Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам:

1 г. 3 мес— 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту,

1 г. 8 мес— 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-слож-ных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);

1 г. 10 мес.— 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опус-

кается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;

2 г. 1 мес.— 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются

предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);

2 г. 3 мес— 3 г. слоговая структура нарушается редко, глав-

ным образом в малознакомых словах.

В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, при­обретают ярко выраженный, стойкий характер.



Первые слова аномальной детской речи можно классифи­цировать следующим образом:

— правильно произносимые слова: мама, дай;

— слова-фрагменты: мако (молоко);

— слова-звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би;

— абрисы слов папаша (лопата);

— слова, которые совсем не напоминают слова родного
языка.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова


(например, мотоциклист, парикмахерская). Дети школьного воз­раста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.

Нарушение слоговой структуры слов представляет значи­тельную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникнове­нию у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным пере­живанием этих явлений, о чем свидетельствует повседневная логопедическая практика.

Выбору методов и приемов коррекционной работы по уст­ранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребенка-логопата. Обследование состояния слоговой структуры слов проводится по традиционной схеме с обязательным учетом общего уровня речевого развития ребенка, его интеллектуаль­ных возможностей и возраста. Следует отметить, что логопе­дическое обследование ребенка с любой речевой патологией обязательно включает раздел «Состояние слоговой структуры слов».


МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбираются слова с определенными звуками и с раз­ным количеством и типами слогов; слова со стечением соглас­ных в начале, середине и в конце слова. Предлагается отра­женное и самостоятельное называние картинок (предметных и сюжетных).

Методика обследования детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Детям 4—5 лет предлагаются различные типы слов: про­стые — из открытых слогов без стечения согласных; более сложные — из 4—5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следую­щим: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, теле­визор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

— назвать предметные картинки;

— повторить слова за логопедом;

— ответить на вопросы {Где подстригают волосы?).

Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении сло­говой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:

2-1201 9


— повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных
и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (па-та-ка-ма); из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (па-по-пу); из одинаковых гласных
и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-па­
па, па-па-па);

— отстучать ритмический рисунок слова.

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Детям школьного возраста задания в ходе обследования да­ются как в устной, так и в письменной форме:

— чтение слов сложной слоговой структуры; чтение пред­ложений, насыщенных словами разного типа; чтение скорого­ворок;

— списывание сложных слов и предложений; запись слов
и предложений под диктовку; письмо проверочных слуховых
диктантов.

Таким образом, в ходе обследования логопед выявляет сте­пень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые до­пускает ребенок в устной и письменной речи (нарушение ко­личества и последовательности слогов в 2—5-сложных словах, в словах со стечением согласных, замена слогов и т.д.). Это позволяет установить границы доступного для ребенка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.