Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведущие концепции (модели) образования






 

Период Концепция (модель) Тематическое ядро концепции Личностная компонента
1920— 1930 гг. Традиционно-консерватив­ное образова­ние Практико-ориен-тированная систе­ма знаний, уме­ний и навыков Развитие самостоятельно­сти и активности обучае­мых, их способности к самообучению и творче­ству
1930— 1960 гг. Когнитивно ориентирован­ное образова­ние Система научных предметных зна­ний и умений Акцент на сознательно­сти и активности в обу­чении. Учет индивиду­альных познавательных возможностей обучаемых
1960— 1970 гг. Оптимизация учебного про­цесса Целостный под ход к обучению, его содержанию, организацион­ным формам и методам Формирование познава­тельных способностей, опыта творческой дея­тельности и эмоциональ­но-ценностного отноше­ния к жизни
1970— 1990 гг. Развивающее обучение Взаимосвязь обу­чения и развития на основе органи­зации субъект-субъектного взаи­модействия обу­чаемых и обучаю­щих Развитие обобщенных способов умственных действий, саморегуляции, рефлексии и мыслитель­ных способностей обучаемых

1 Компонента — смыслообразующая составляющая процессов и явлений ре­
альной и виртуальной действительности.

2 См.: Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории
и практики. — Тюмень, 1997.


Окончание табл. 19

 

Период Концепция (модель) Тематическое ядро концепции Личностная компонента
1990— 2001 гг. Личностно ориентирован­ное образова­ние Индивидуализа­ция и дифферен­циация обучения в процессе реали­зации личност­ных функций обучаемых Персонализация, рефлек­сия и стереотипизация (Н.А.Алексеев); исполь­зование субъективного опыта (И.А.Якиман­ская); формирование потребности «быть лич­ностью» (В.В.Сериков)
С 2001 г. Личностно-развивающее образование Саморегулируе­мое учение, ак­туализация инди­видуальности и субъектности обучаемых Саморазвитие, самооп­ределение, самоактуали­зация обучаемых

Все приведенные образовательные концепции предусматрива­ют формирование системы научных и практических (процедур­ных) знаний, умений и навыков, воспитание нравственных ка­честв, а также развитие у обучаемых познавательных процессов, общих и специальных способностей, социально значимых свойств и качеств. Смещаются лишь акценты: в одних моделях большее значение придается знаниевой составляющей образования, в дру­гих — деятельностной, в третьих — развивающей.

Содержание образования определяется его целями и задачами на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием уровня развития научного знания, про­изводственных технологий и требований жизни. Несмотря на многочисленные реформы образования, структура его содержа­ния сохраняет относительную устойчивость и стабильность. В.С.Леднев, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин определяли содержание образования как педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыт творческой деятельности и эмоциональ­но-волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить развитие личности.

Институционально содержание образования оформляется в виде образовательных стандартов1, на основе которых разрабатывают­ся учебные планы и программы, учебники и методические посо­бия, а также дидактические материалы. Стандарт не предусматри­вает достижения всех составляющих образования. Основная фун-

1 Образовательные стандарты были введены в нашей стране в 1992 г. Законом РФ «Об образовании».


кция стандартов — обеспечение качества образования, его оценка и мониторинг. Стандарт отражает лишь «верхний слой» образо­ванности обучаемых — знания и умения. Другие структурные со­ставляющие образования: приемы (способы) умственных действий, общие, специальные и творческие способности, эмоционально-волевые качества, самостоятельность, организованность и иные социально значимые характеристики — формируются и развива­ются в рамках определенной концепции. Решающее значение в достижении этих целевых ориентиров принадлежит технологиям образования. Именно они позволяют достичь в полном объеме цели образования. Существенный недостаток концепций личнос-тно ориентированного и личностно-развивающего образования — отсутствие адекватных развивающих личность технологий, кото­рые можно было бы использовать в массовой практике школ в условиях традиционных организационных форм обучения.

Обобщая вышеизложенное, констатируем, что в каждой пос­ледующей образовательной концепции усиливается значение раз­вивающейся личности, при интерпретации функции образования неизменно подчеркивается значимость его «знаниевой» составля­ющей. Некоторые сторонники развивающего обучения рассмат­ривают знания и умения как средство развития личности. Имен­но поэтому они негативно относятся к образовательным стандар­там. Но без государственных образовательных нормативов слож­но обеспечить гарантированное качество образования. Следует подчеркнуть, что достижение всех целей образования в рамках одной, пусть даже очень прогрессивной, концепции невозможно. Очевидно, в образовательной практике оправданно применение разных моделей и концепций в зависимости от вида и уровня образования, учебных предметов, организации учебно-простран­ственной среды, информационно-коммуникационного обеспече­ния, возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых, ин­дивидуального стиля деятельности педагога.

Личностно-развивающее образование выступает по отношению к другим моделям педагогической деятельности как одна из аль­тернативных концепций, имеющая свои особенности, достоин­ства, ограничения и не претендующая на статус универсальной теории образования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.