Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление личностно-развивающего образования






В настоящее время в психолого-педагогической литературе об­суждается новая образовательная концепция — личностно-разви-вающее образование. В.В.Сериков на основе логического анализа генезиса образовательных концепций и моделей: ритуально-догма­тической, знаниевой, деятельностной и личностно ориентирован­ной — обосновывает необходимость новой модели образования, которая, по его мнению, выступает как интегрирующая теория по отношению к другим развивающим концепциям обучения1.

1 См.: Сериков В.В. К созданию теории личностно-развивающего образования: поиск методологических основ // Педагогическая наука и ее методология в кон­тексте современности / под ред. В.В.Краевского, В.М.Полонского. — М., 2001.


Чтобы определить сущность личностно-развивающего образо­вания, его смыслообразующие характеристики, представляется целесообразным рассмотреть основные развивающие личность образовательные модели.

Различные аспекты личностно-развивающего образования все­гда находили отражение в отечественных психолого-педагогичес­ких теориях обучения. Теоретически его обосновал Л.С.Выготс­кий. Он показал возможности психического развития детей в про­цессе обучения. Решающее значение придавалось созданию ситуа­ций «зоны ближайшего развития». В дальнейшем идеи Л.С.Выгот­ского были конкретизированы в исследованиях А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. Введя понятие ведущей деятель­ности, они обосновали ее развивающую функцию в обучении.

В исследовательской практике В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина элементы развивающего обучения были представ­лены в организации творческой деятельности школьников и фор­мировании опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Д.Н.Богоявленская, Н.А.Менгчинская, Е.Н.Кабанова-Меллер, И.Ломшер рассматривали развивающее обучение как средство формирования мыслительных операций: анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации. Условиями развития личнос­ти обучаемых выступали индивидуализация и дифференциация.

З.И.Калмыкова к фактору развивающего обучения относила обучаемость учащихся, которую понимала как общую способность к познавательной деятельности, в том числе к запоминанию учеб­ного материала, решению задач, осуществлению различных типов учебного контроля и самоконтроля.

Л.В.Занков важное значение придавал развитию психических процессов и эмпирического мышления.

В теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина—В.В.Давы-дова акцент делается на развитии теоретического мышления, спо­собностей к рефлексии, планированию, на формировании обоб­щенных учебных действий, а также мотивов учения.

В концепции личностно ориентированного обучения (Н.А.Алек­сеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская) обраща­ется внимание на развитие обучаемых в целом, на систему ценно­стей личности и смыслов деятельности. Теоретическую основу построения личностно ориентированного образовательного про­цесса составляют признание субъектности обучаемых, их субъек­тивный опыт, саморегулируемое учение, ценностно-смысловая направленность. Главными ценностями личностно ориентирован­ного образования провозглашаются саморазвитие, самоорганиза­ция и идентификация обучаемых. Большое значение придается созданию личностно-развивающей ситуации, условий, способству­ющих проявлению личностных функций обучаемых, а также учеб­но-пространственной среде.


Ведущей идеей личностно-развивающего образования (А.В. Пет­ровский, В.В.Сериков) становится развитие индивидуальности обу­чаемых: ценностно-смысловой сферы, субъектности, идентичности, социализации, а также универсальных личностных способностей: к самосовершенствованию, самоопределению, самоактуализации.

Н.А.Алексеев, анализируя становление личностно ориентиро­ванного обучения, отмечает, что в отечественных концепциях и моделях обучения отчетливо прослеживается тенденция к усиле­нию личностной компоненты1 в образовании — механизмов фун­кционирования и развития личности обучаемых2. Усиление лично­стной компоненты в концепциях образования отражено в табл. 19.

Т а б л и ц а 19






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.