Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология профессионального образования как наука и учебная дисциплина






Современная психология представляет собой весьма разветв­ленную систему научных дисциплин и учебных курсов. Как пра­вило, при обосновании дифференциации психологических наук имплицитно подразумевается, что каждой научной психологичес­кой дисциплине соответствует учебный предмет. Учебная дисцип­лина, как правило, изоморфна соответствующей отрасли науки и в то же время имеет отличительные особенности. К ним относят­ся прикладной характер учебного предмета, дидактическая обра­ботка научного знания, построение содержания в соответствии с логикой учебно-профессиональной деятельности, учет возрастных психических возможностей обучающихся.

Существенно отличаются цели науки и учебного предмета. Цель науки — получение объективно нового знания, раскрытие зако­номерностей, механизмов психических явлений. Цель учебного предмета — усвоение систематизированных, дидактически обра­ботанных знаний, развитие учебно-профессионального интеллекта и гуманистическое воспитание личности.

Существенны также различия предметов науки и учебной дис­циплины. Предмет психологической науки — новые факты, зако­номерности и механизмы психики. Учебный предмет представля­ет собой проекцию накопленных наукой знаний. Его предметом является дидактически обработанная научная информация. Таким образом, учебный предмет — дидактически адаптированная, целе-и ценностно ориентированная система знаний, соотнесенная с определенной отраслью науки. Важная отличительная характери­стика науки — методы исследования, учебного предмета — систе­ма технологий учебно-познавательной деятельности.

Основываясь на рассмотренных выше положениях, в структуре психологии профессионального образования можно выделить сле­дующие компоненты:

– основы психологии профессионального образования: станов­ление психологии профобразования, предмет, задачи, структура курса, методология и методы исследования психологии профоб­разования;

– возрастные особенности субъектов профессионального об­разования: периодизация;


– психологические основы профессионального образования: личностно ориентированное, последипломное, социально-профес­сиональное воспитание, образовательно ориентированная профес-сиография;

– психология деятельности и личности педагога профессио­нального образования: педагог как субъект профессионализации, личностно ориентированное педагогическое общение.

Раскрытие этих подпроблем обусловливает необходимость рас­смотреть теоретические основы психологии профессионального образования. В качестве системообразующего фактора выступает концепция профессионального становления личности. Важная часть курса — методы психодиагностики, а также проблемы про­фессионального роста специалистов.

Общая цель психологии профессионального образования оп­ределяется ее предметом — психологическими особенностями, закономерностями и механизмами профессионального обучения, воспитания и развития личности в процессе ее профессионально­го становления. Декомпозиция этой цели позволяет определить задачи учебной дисциплины и осуществляется на основе пред­ставленной выше структуры психологии профобразования.

Таким образом, психология профессионального образования как междисциплинарная отрасль научного знания тесно связана с общей, педагогической и возрастной психологией, психологи­ей труда, психологией профессий, акмеологией и вместе с тем она — самостоятельная отрасль прикладной психологии, а также учебная дисциплина. Их отличие прослеживается при сравне­нии целей, объекта, предмета и методов исследования и изуче­ния (табл. 3).

Таблица 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.