Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни методологического анализа






 

Уровень Основные особенности
1. Общая методология Общий философский подход, общий способ познания явлений действительности. Рассмотрение явлений и процессов в развитии, во всем многообразии связей и отношений. В качестве общей методологии различные исследователи принимают те или иные философские системы, формулируют исходные подходы и принципы изучения, мировоззренчески обобщают полученные результаты

Окончание табл. 4

 

Уровень Основные особенности
2. Частная (специаль­ная) мето­дология Совокупность методологических принципов, применя­емых в данной области знания, которая дает указания относительно способов разработки психологических теорий, помогает выделить принципиальную структуру и основные линии взаимосвязей в изучаемом объекте
3. Совокуп­ность конк­ретных ме­тодов, мето­дик и про­цедур иссле­дования В практике исследования все методики рассматривают­ся вместе с общей и специальной методологией. Любой методический прием, например тест всегда рассматривается параллельно с решением ряда более принципиальных вопросов исследования

Методология определяет, что исследуется, т.е. предмет, прин­ципы, методы и методики исследования.

Предмет науки — сторона или совокупность свойств объекта, изучаемая данной наукой. Конкретная отрасль знаний становится наукой тогда, когда она определяет свой объект и предмет. На­чальный период развития науки характеризуется именно самооп­ределением. Интенсивный период самоопределения психологии как науки начался во второй половине XIX в. — в начале XX в., когда разные психологические школы предлагали свой вариант понимания предмета психологии, т.е. того, что должна изучать данная наука.

Предмет науки непосредственно определяет принципы и ме­тоды научного познания. Иными словами, объект, предмет и ме­тод научного анализа служат самыми характерными признаками существования определенной науки.

Научный метод — способ познания и научного исследования. Метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении предмета ис­следования.

Определенный научный подход, его методологические прин­ципы и метод реализуются в конкретных исследовательских ме­тодиках. Конкретизация метода представляет собой методику.

Методика соответствует конкретным целям и задачам исследо­вания, содержит в себе описание объекта и процедур, приемов, операций изучения, способов сбора, фиксации, обработки и ана­лиза полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик.

Итак, понятия «методология», «метод» и «методика» характе­ризуют разные уровни научного познания.


/ Выводы \ / и предложения \

/ t \

/ Обработка материалов \

T






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.